Рецензия на фильм "Потрошители"
США, фантастика/боевик Режиссер: Мигель Сапочник В ролях: Джуд Лоу, Форест Уитакер, Лив Шрайбер, Алиса Брага Бюджет: $ 32 000 000 Сборы: $ 20 000 000
"Задерите рубашечку, пожалуйста"
В недалеком будущем искусственные органы будут доступны всем и даже в кредит. Если же человек не в состоянии оплатить долг, то принимаются крайне жесткие меры. Однажды к нему в дом может вломиться Потрошитель, который имеет право подавить любое сопротивление и изъять из тела должника искусственный орган, собственность компании Union. Реми как раз такой - он охотник. Но и жертва тоже - он Потрошитель, который не может оплатить пересадку сердца, а посему вынужден пуститься в бега.
Фильм много в чем вторичен – так, тему виртуальной реальности, по которой слегка проехались в конце, эксплуатировал уже много кто, Матрица и прочие. Еще помехи, пробежавшие по эмблеме «Юниверсал» в начале кино, наводят на мысль о том, что это «ж-ж-ж» - неспроста. И впрямь оказалось неспроста, но только… Походя. Это был мазок в общей картине, и то где-то в самом углу.
Интересно – Джуд Лоу (Реми), памятный нам как лощеный красавчик, основательно отыгрывает мускулистую глыбу (хоть и не без изящества), но… где-то мы это видели! Где же? А! Точно! Джон Андертон из «Особого мнения», помнится, попал во вполне себе аналогичную ситуацию.
Сценариев в Голливуде теперь не так много: ходят слухи, что хороших идей днем с огнем не сыщешь, и не случайно, ой, не случайно сценаристы бастуют. И не вдруг явились миру пересъемки старых идей – "Мир, когда Земля остановилась", "Кинг Конг" и прочие. Вот и в «Потрошителях» зритель ничего нового не видит: хороший герой (личная жизнь в руинах, да) служит некой идее, в один прекрасный день оказывается по другую сторону баррикад, само собой, на противоположной стороне остается его друг, который в итоге не такой уж и друг. Но зрелище крепко сбито и тянет в своем жанре на «хорошо», может быть, с минусом. Почему минус? Очень просто. Ляпы.
Начать с того, что мне не нравится бредовая идея об органах, которые, будучи купленными в кредит, подлежат насильственному изъятию в случае неуплаты долга. Ребята, это безумие. Вы приводите меня за руку в мир, где ходят по потолку. Общество, в котором считается нормой убивать человека за неуплаченный долг, да еще со вспарыванием брюшины на хозяйском паласе, больше похоже на некоторые африканские страны, славные чистотой от цивилизации. Стоит мозгу натолкнуться на подобную нелепость – и доверие пропадает. Дальше смотрим уже постольку-поскольку, не погружаясь.
Молодой режиссер Мигель Сапочник – не Мэтр. Неудивительно, что он использует проверенные шаблоны. С «Потрошителями» он именно такой путь избрал – фантастический боевик, не претендующий на многое. Но Джуд Лоу и Уитакер (Джейк) в главных ролях выпадают из логического ряда – оба ведь куда более сильные актеры, чем вот этот фильм. Для них он будет проходным.
Не могу удержаться от аналогий с «Особым мнением», но, при всем уважении, «Потрошители» отстали далеко. Ведь старина Спилберг не забывал о захватывающих дух сценах, умел подать их так, что при первом просмотре ты хоть на секунды, но погружался в состояние зрительской нирваны, забывая, где ты и что ты. А тут у вас полный самоконтроль, хотя батальные сцены наличествуют… Все потому, что они простенькие. Кровь преувеличенно бьет в стены, и это не интересно. Глобально-захватывающих моментов, «гвоздей программы» не дождаться (может, бюджет виноват, а не Сапочник, не берусь судить). Тюнингованный «Туарег» героя в окружении стеклянных глыб мегаполиса будущего смотрится как военная «полуторка» в современной Москве, но подается все это так, как будто он отнюдь не антикварный: «продакт-плейсмент», за который Фольксваген, без сомнения, немало заплатил, и доверие уходит, уходит… Вы вспомните концепт «Лексус» в «Особом мнении» - ох, умеет Спилберг создать атмосферу! К слову, весь транспорт на улицах города будущего в «Потрошителях» так и взят из нашего времени – создатели словно на это рукой махнули.
Лив Шрайбер, который был чудо как хорош в «Росомахе», в небольшой роли Фрэнка-Босса сер и вял до того, что поставь на его место хоть Рассела Кроу – никто б ничего и не заметил. Фактура осталась невостребованной.
Положение фантастического боевика обязывает – с нелепостями тут не борются. Прикладываем к груди человека дефибриллятор… Что-то не так, ток пошел по вашим рукам? «Разрушители легенд» докажут, что в худшем случае вы упадете на пол без сознания там же, где стоите. Сапочник, не долго думая, отправляет Реми в такой полет, словно в грудь ему ударило пушечное ядро.
Еще: с какой это стати Реми обязан платить за сердце, которое ему вшили, пока он был без сознания, если он его не покупал? Нет подписи в договоре – нет сделки, любой юрист знает. Если некий доброхот решил спасти человеку жизнь против его воли, он не вправе потом требовать многотысячной оплаты – совершенно очевидно, что если бы даже компания и вшила сотруднику сердце в такой ситуации – он бы и цента за него не заплатил. В суд!
Через все системы охраны в кабинет начальства со злостными намерениями, оказывается, без труда можно пройти, переодевшись печенью. Всем мазурикам на заметку – ребята, вот как нужно проникать на режимные объекты с целью там напакостить: стоит только напялить шкурку Губки Боба или Педобира, и все посты охраны по умолчанию пропускают вас, куда хотите, да и места для гексогена под мешковатой одежкой– пруд пруди. Потренируйтесь на досуге на проходной любого завода, посмотрим, что вам там скажут.
Уитакер с его меланхолической перекошенной физиономией с самого начала вызывал у меня сомнения – не зря, оказывается. И оказался он вероломный мерзавец, так пусть же ему будет стыдно (по крайней мере, кара его не постигла, странно, зато не по шаблону).
Малолетний подпольный хирург – лопоухая азиатская девочка лет десяти… Как хотите, я бы ей не дался.
Действие фильма благополучно заканчивается за добрых полчаса до титров, но зритель об этом только перед титрами и узнает, сие есть интрига, а значит – хорошо (тем более, что и хэппи-энда нам не видать, что еще лучше). Стало быть, несуразности типа проникновения в святая святых Системы (привет от Нео!), одниммахомсемерыхубивахом всех стоящих на пути, равно как и вспарывание тушек главгероев с последующим их хорошим самочувствием – все это можно списать на бред Реми в состоянии каталепсии. Увы и ах!
P.S. Глаза у человека в коме должны быть закрыты, а то они, пардон, высохнут. Влага им нужна.
Влад Антонов |