Рецензия на фильм "Престиж"
США, Великобритания, триллер/драма Режиссер: Кристофер Нолан В ролях: Хью Джекман, Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Скарлетт Йохансон Бюджет: $ 40 000 000 Сборы: $ 110 000 000
"Вся жизнь - иллюзия"
Роберт и Альфред — фокусники-иллюзионисты, которые на рубеже XIX и XX веков соперничали друг с другом в Лондоне. С годами их дружеская конкуренция на профессиональной почве перерастает в настоящую войну. Они готовы на все, чтобы выведать друг у друга секреты фантастических трюков и сорвать их исполнение. Непримиримая вражда, вспыхнувшая между ними, начинает угрожать жизни окружающих их людей.
Нолан талантлив, и этого у него не отнять. Но больше всего мне в нем импонирует сознательный уход от яркой картинки к построению Повествования – порой тягучего, временами припускающего галопом, интригующего, вдруг неожиданно сворачивающего в сторону, чтобы к концу снова все снова вернулось на круги своя – таков и «Престиж». Мне хочется надеяться, что Кристофер не уронит поставленную им самим планку (как уронил Финчер «Комнатой страха» после дивного «Бойцовского клуба»). Финчер любит «кино, которое оставляет шрамы». Нолан – «кино, заставляющее шевельнуть извилинами». И то и другое – на миллион эстетических миль выше, чем «кино, выжигающее сетчатку» (будьте здоровы, мистер Бэй!).
Жаль, порой Бэйл разменивается на слабые проекты вроде четвертого «Терминатора», актер сильный. Тут он на месте, он может гордиться этой своей работой. Как и Джекман. Браво, ребята, блестяще!
Сама история двух иллюзионистов крутится вокруг трюка с мгновенным перемещением в пространстве, при исполнении которого один фокусник использовал просто похожего человека в гриме, а другой, его соперник – и вовсе брата-близнеца. Все как положено – разбитая дружба, смертельная вражда, пакости конкуренту и шпионство в его рядах.
Но что показалось странным, так это странное соседство документально-убедительного повествования с таким сумасшествием, как машина Теслы, ломающая, на минуточку, всю теорию мироздания. Да она камня на камне от нее не оставляет, а подается нам как некий технический курьез, состряпанный между делом! Это при том, что существуй она, ей одной можно было бы посвятить научно-фантастический фильм размером с «Титаник». Я, конечно, понимаю, что Тесла был фигурой загадочной, в чем-то даже мистической, и для многих современников решительно инопланетной, но это уже перебор. Минуточку внимания: перед вами аппарат, делающий точные копии любых материальных тел, включая одушевленные и наделенные разумом. Да еще и делающий их случайно, поскольку изначально планировалось с его помощью эти тела всего лишь… телепортировать (еще одна смачная пощечина всем физикам). Так и вижу в перекрестии его лучей денежную купюру (богатство), солдата-спецназовца (личная армия), Мону Лизу… Упустили вы свой шанс, мистер Тесла, о чем вы только думали!
Хотя порой мне кажется, что величайшее открытие в истории человечества именно так и могло бы произойти – изготовленное в качестве аттракциона. История ведь не без чувства юмора.
Если же оставить эту чертову машину в покое – чуть ли не «фильм, основанный на реальных событиях».
А вся история тем и интересна, что она демонстрирует Одержимых. Готовых на все. В том числе это и история тщеславия человеческого. Гордыни. Худшего из грехов.
Влад Антонов |