Рецензия на фильм "Хортон"
США, анимация Режиссер: Джимми Хейворд, Стив Мартино В ролях: Джим Керри, Стив Карел, Кэрол Бёрнетт Бюджет: $ 85 000 000 Сборы: $ 297 000 000
"В моем мире живут только пони, они питаются радугой и какают бабочками"
Среди больших анимационных проектов Голливуда «Хортон», ей-богу, стоит особняком. С ходу даже трудно точно сформулировать, что же именно делает его таким особенным: впечатления, скажем так, многоступенчатые. Но главная ступенька называется Противоречивость. Почему так? Легко объяснить. Дело в том, что «Хортон» сочетает несочетаемое. Это борщ с сахаром. Банан с горчицей. Он носит круглое и катает квадратное, а также всячески впихивает невпихуемое. И целенаправленность движения создателей в указанном направлении заставляет либо заподозрить их в, как бы помягче выразиться, излишней оторванности от реального мира, либо во вполне себе понятном стремлении сделать свой продукт непохожим на другие (вернее всего – последнее, ибо лично я не сомневаюсь, что авторы многомиллионного, потрясающе сделанного мультфильма – люди суперуспешные и мегавменяемые). И тем не менее…
Мультфильм про недотепу-слона производит впечатление дикого бреда примерно две трети своего экранного времени (остальная треть приходится на панорамы и логичные сцены). В определенные моменты он вызывает попросту культурный шок своим безумием. Это один компонент. А теперь другой компонент с другого края Вселенной: шикарнейшая, великолепнейшая, одному-богу-известно-сколько-стоившая компьютерная анимация. На перья стервятника Влада можно заглядеться, открыв рот. Графика идет слитой воедино с сущей чепухой, и выглядит, как валенок на ледигаговской платформе.
Дальше - больше. Общий посыл мультфильма на первый взгляд прост до того, что как бы даже совсем не виден – внутри крошечной, летающей по ветру Пушинки живут в своем городе микроскопические Ктошки, которых не слышит никто, кроме слона Хортона, и вот ушастый старается уберечь их от опасностей, которые, как назло, валятся на них на каждом шагу. Смысл на непредвзятый взгляд исчезающее мал. Аудитория же в основном – дети, которые глубокие подтексты выкапывать неспособны по определению. Следовательно, для них «Хортон» - не что иное, как куча приколов в стиле «Том и Джерри» да смешные рожицы. В зале стоит детский хохот, все счастливы. Казалось бы, на этом стоит успокоиться. Но нет, господа! Не угодно ли кетчупа в ваш йогурт? В нелепом детском «Хортоне» зарыта такая массивная собака, что даже диву даешься: ни много ни мало – анализ проблемы веры. Веры в то, что невозможно подкрепить доказательствами, готовность принять ради этой веры муки (и не отречься), и в итоге посрамить скептиков и предстать в белых одеждах. Ни дать ни взять – земекисовский «Контакт». Обалдеть…
Впечатление в итоге совершенно экстраординарное: с одной стороны – этакий поток сознания тифозного больного, с другой – глубочайшая тема, достойная горькой, тяжелой драмы. Все это под соусом мультяшных гэгов и бытовой жестокости (да-да, она тут есть), да еще и приправлено пошлятинкой не для нежных детских глазок и ушей. Ох, как странно, ух, как оригинально. А я скажу проще: НЕЛЕПО. Уж если авторам угодно было создать детский мультик, так и катились бы по испытанным рельсам, не пытаясь проломить лбом просеку в такой дубовой роще, как целевая аудитория. А коль душа желает экзистенциальной драмы – добро пожаловать в жанр кино для «вумных». Но только не так – все в одном флаконе и с популизмом сверху для пущих сборов. «Перед употреблением встряхивать…»
Одни двухмерные вставки чего стоят. Не раз и не два во время просмотра закрадывается впечатление, что сценарий писали на другой день после крупной пьянки, а потом неряшливое и непричесанное нечто стали старательно перекладывать на экран без единой редакции. «Плоские» коротенькие мультики, вклинивающиеся в трехмерный кадр, вызывают натуральное недоумение – до того они чужеродны (особенно пародия на японское аниме). Представьте себе, что в оперном театре посреди арии на сцену выскакивает жонглер с разноцветными кеглями. Впечатление то еще – сидишь и борешься с желанием крикнуть: «Вы что там, с ума посходили?» Да нет: оригинальничают…
И зачем было включать столько сцен с агрессией? Сирена у обезьян – это мартышка, которой впиваются клыками в ногу так, что она кричит от боли – это что, смешно? А злость этих самых обезьян, обстрел слона бананами, фраза «Давайте патроны» с пародией на бравого вояку с сигарой в углу рта – это что, нормально? Да там один шаг до смертоубийства (огнестрельного оружия нет – только), а рожи у обезьян неподдельно злобные, что на фоне добрейшего Хортона – дикий бред. Очередной. В городе внутри пушинки, населенной мохнатыми Ктошками, тоже не все ладно – мэра на собрании председатель городского совета натурально оскорбляет и мешает с грязью. Причем в присутствии подчиненных. То есть, так прямо ему и говорит в глаза: «Вы слабоумный осел!» А я думал, власть невозможна без уважения… Грубо и нелепо до изумления.
Сам мэр, кстати – полный болван. Среди друзей Хортона и вовсе есть желтое пушистое чудо, страдающее чем-то вроде синдрома Дауна (это оно выдало фразочку про пони), причем, по мнению авторов, над такими больными нужно умиляться. По мне – так их нужно жалеть и лечить. Сам Хортон тоже интеллектом не отличается, но он хотя бы обаятельный, вот только эти его пошлые танцы с натряхиванием толстой задницей прямо перед носом зрителя… Это как бы тоже смешно? Учитывая, что Хортона «оживил» блестящий Джим Керри, нет никакого сомнения в том, что добрую половину шарма серый гигант утерял после русского дубляжа (хотя он безупречен), а Джим и в своих полнометражных лентах пошлит не переставая, это часть его имиджа. Но переносить пошлость в детский мульт? Спасибо, удружили. Хорошо хоть, нет сцен с поджиганием кишечных газов. А что? С Джима бы сталось.
Да если б только пошлость… Сцена звериного самосуда над слоном – это вообще аллюзия на средневековые судилища над еретиками! Ничего себе параллель для доброго детского мультика, да? Мрачное сиреневое небо, жестокая, улюлюкающая толпа, окружившая Хортона с его Пушинкой, а во главе угла – холодная синяя Кенгуру а-ля Великий Инквизитор, оперирующая догмами наподобие «Если ты чего-то не видишь, не слышишь и не чувствуешь – значит этого нет!» Вот так же доступно и Галилею разъяснили, что Солнце крутится вокруг Земли, а вовсе не наоборот, потому что это очевидно и каждый может в этом убедиться воочию …
Но Галилей-то отрекся, а вот Хортон упорствует в своей вере в то, что внутри Пушинки – целый город с маленькими Ктошками. И тут на сцене триумфально появляется котел с кипящим маслом, в который и бросят Пушинку в назидание упорствующему слону (историческая справка – в масле в средние века заживо варили еретиков, начиная с ног). Культурный шок, жуть, и изумление.
КИПЯЩЕЕ МАСЛО. Что ж, Кенгуру, после массовой мучительной казни Ктошек, пожалуй, Хортона стоит четвертовать под вой черни.
А на десерт - монолог злодейского стервятника Влада по поводу уничтожения цветочка, на котором Хортон таскает свою несчастную Пушинку, стараясь отнести ее в безопасное место.
« - Вот что я сделаю с бесценным клевером: я возьму его, сотру в порошок, а потом я сожру его. Потом я отрыгну его, и снова сожру. Второй раз. Я сожру его два раза» Господи, какой бред.
Влад Антонов
|