Рецензия на фильм "Умница Уилл Хантинг"
США, драма. Режиссер: Гас Ван Сент. В ролях: Мэтт Деймон, Робин Уильямс, Бен Аффлек, Мини Драйвер. Бюджет: $ 10 000 000 Сборы: $ 230 000 000
"Гениальный уборщик"
Уиллу Хантингу (Мэтт Деймон) 20 лет. Он работает уборщиком в лучшем техническом колледже Америки. Он уникален тем, что является абсолютным математическим гением, и способен за несколько минут решать уравнения, над которыми годами бьются лучшие математики страны. Но когда профессор Ламбо обнаруживает в уборщике уникальный дар, он сталкивается с агрессией: сам Уилл имеет серьезные проблемы с поведением, и плевать хотел на свою карьеру великого математика – по крайней мере, именно так он себя и ведет.
Ламбо твердо намерен не упустить из рук бесценную находку, и обращается к психологам, чтоб они смогли докопаться до источника внутренней боли парня. Все они терпят фиаско, пасуя перед мощнейшим интеллектом молодого человека, поставившего вокруг себя непроницаемый заслон. В отчаянии Ламбо обращается к другу молодости, психиатру Шону Магуайру (Робин Уильямс), и тот, после немыслимых усилий, пробивается-таки к душе Уилла – растоптанной и истерзанной в клочья беспощадным отчимом.
Гас Ван Сэнт снял картину, которая получила «Оскара» и заняла седьмое место в американском прокате в год своего выхода, иными словами – снискала лавры. Но и лавры не дадут понятия о всей глубине этого произведения, которое можно по праву поставить в ряд лучших фильмов всех времен.
В центре – личность молодого гения, который тяжело страдает от тяжелейшей психической травмы, нанесенной ему в детстве. Личность его тем ценнее, что у него дар, сравнимый с даром Леонардо Да Винчи, в области математических вычислений он – бог. Потому за него и борются, отчаянно, несмотря ни на что, хотя он сто раз давал повод махнуть на него рукой и забыть, как страшный сон. Победить Уилла немыслимо трудно. Он не оставляет от оппонента камня на камне, он может любого заставить униженно удалиться с понурой головой, преклониться перед своим умом. Что ему какой-то там профессор и его друг-мозгоправ! Он и их поначалу «ставит на место», как первокурсников в студенческой забегаловке. Но постепенно зрителю становится понятна причина столь жгучей злобы.
Уилл не умеет БЫТЬ ЛЮБИМЫМ. Он не пускает никого в собственный мир, который изуродован и растоптан. Отчим годами тушил об него окурки и бил кастетом, а родная мать не защищала сына из страха. Мир, который рухнул на ребенка всей тяжестью, раздавил бы любого другого, но могучий интеллект Уилла справился, превратив парня в жестокого циника. Теперь он бросает всех, кто мог бы его полюбить – преувеличенно злобно, с яростью – чтобы не ощутить снова эту боль, когда люди, которые должны любить тебя больше всего на свете, вместо этого втаптывают тебя в грязь. Боясь удара, он всегда бьет первым.
У парня есть друзья, и они далеки от учеников Гарварда, как это только возможно: работают на стройке, сквернословят и дерутся на баскетбольных площадках, и Уилл – во всем негативном первый среди них. Уилл с ними потому, что они «за него башку любому пробьют без раздумий». Он разрушитель всего и самого себя. Но психиатр Магуайр сумел проникнуть в его тайну, и донести до него слова «Это не твоя вина», которые Уилл отталкивал всю жизнь, пока наконец не принял с рыданиями. Это не твоя вина, Уилл, в том, что с тобой сделала жизнь, но ты силен достаточно, чтобы победить ее, несмотря ни на что… Шон Магуайр вернул Уилла к жизни с болью, заставив его словно пережить второе рождение.
Игра Мэтта Деймона захватывает. Его длиннейшие пассажи, в которых он выворачивает собеседника наизнанку, и оставляет разбитого, ошеломленного, поражают. Он может вскрыть все последовательности огромного мира в их истинном свете, отринув всякие приличия, как зоолог препарирует лягушку – с каким цинизмом он задевает больную тему Магуайра о смерти его безумно любимой жены, словно обсуждает раздавленную кошку на дороге… Девушка, с которой он познакомился и которую бросил, повинуясь внутреннему демону, сыграла огромную роль в его жизни – ничего не зная, она пыталась проникнуть в его душу, и получила отпор, как злейший враг. Потрясенная, она уезжает из города, не переставая любить Уилла, а он, нагромождая зло на зло, с дьявольской решительностью намерен провести остаток жизни на дне общества. Назло всем – всему миру, всем проклятым профессорам и психиатрам на свете и собственному чертову дару…
Бен Аффлек, сыгравший лучшего друга Уилла, неожиданно хорош – его диалог с Уиллом на стройплощадке («больше всего я хочу, чтобы ты уехал из этой дыры») о том, что он не позволит другу хоронить талант – удивительно сильный и убедительный. И возможно, именно он сыграл решающую роль в том, что Уилл все же решил справиться со злом на дне собственной души. Недаром Аффлек – лучший друг Деймона и за пределами съемочной площадки.
Самый сильный поворот происходит в финале: Уилл, кажется, намерен работать математиком, проходит собеседование, и вдруг… уезжает. Уезжает прочь из города к своей девушке, которая хочет занять место в его сердце. Уезжает, чтоб впервые в жизни пустить кого-то туда, в свою душу. Так режиссер дает понять, что на самом деле главное в этой жизни – Умение Любить. Которое, в отличие от математического дара, дано всем нам. Потрясающий фильм.
Влад Антонов |