Рецензия на фильм "Мачете"
США, боевик/триллер Режиссеры: Этан Маникис, Роберт Родригес В ролях: Дэни Трехо, Джессика Альба, Мишель Родригес, Роберт Де Ниро Бюджет: $ 20 000 000 Сборы: $ 40 614 610
«Трамвай переехал отряд октябрят»
Много есть на свете разновидностей черного юмора, но черный юмор Роберта Родригеса – это всегда нечто особенное. Так ухмыляться по поводу мозга, стекающего по стене, может только он – даже его дружище Тарантино юморит по-иному. Но уж в чем Родригесу точно не откажешь, так это в чувстве стиля – столь законченный, обжигающий кадр может получиться только по наитию, и в этом бесспорный родригесовский талант. Узнаваемость, во всяком случае, стопроцентная.
Удивительное дело: Родригес не просто не боится нести чушь, он делает это весело и самозабвенно, и вот ведь чудо – в итоге у окружающих вовсе не остается тягостного впечатления, совсем наоборот, интересно и смешно. Вот в этом и состоит настоящий, полновесный режиссерский талант – даже содержание отходит на второй план перед Божьим Даром. Правда, если то, чем обладает кинорежиссер Родригес – действительно Божий Дар, а не чертов, Творец тоже не без чувства юмора. Черного.
Двоюродный брат Роберта Родригеса – известный всему миру Денни Трехо – уже пожилой, и даже очень. Подумать только, 66 лет! Да большинство народу в эти годы может только в булочную с палочкой ковылять, а вы полюбуйтесь, что вытворяет этот мексиканец! Харизмы столько, что в ней тонут даже отнюдь не тусклые личности вроде Сигала и Дона Джонсона. Да что там – даже Де Ниро – и тот затерялся! Рука тверда, сердце не ведает страха (причем вообще никакого, как бывает при некоторых психических отклонениях), взгляд способен в стене дырку прожечь. Даже немного жаль, что в голливудских блокбастерах Денни специализировался в основном на эпизодических ролях звероподобных мексиканских уголовников. Но как он это делал!
Вот и выходит, что в творении такого рода содержание как-то неприлично судить строго, хотя ирреальность и вторичность даже не маскируются (это и подкупает). Судите сами: бывший коп, а ныне наемник без гроша в кармане, Мачете Кортес берется за «мокруху» - некто Майкл Бут (Фейхи) «заказывает» ему сенатора (Де Ниро), ратующего за ужесточение пограничного режима на мексиканской границе, и непрерывно сравнивающего нелегальных иммигрантов из Мексики то с жучками, то с опарышами. Бут находит Мачете на стройке, и для него наемник – просто никчемный нищий мексиканец, которого можно легко пустить в расход.
Мачете храбро взбирается на крышу здания, и во время речи сенатора почти уже было отправляет в него меткую пулю, как вдруг получает пулю уже сам: похоже, что Бут всего лишь нуждался в ком-то, на кого можно будет свалить вину за покушение, а смерть сенатора ему вовсе не нужна. Наоборот, он на пару с этим негодяем-политиком намерен использовать неудавшееся покушение для набора сенатором очков популярности перед выборами (а они ему остро необходимы, поскольку очевидно, что без всей этой аферы переизбранным ему не бывать).
Лишь позже Бут понимает, что совершил роковую ошибку: вместо «никчемного мексиканца» он напоролся на монстра, способного раскромсать целый взвод спецназа одним клинком, и при этом даже не поморщиться. Дальше начинается развеселая мясорубка в фирменном родригесовском стиле – Мачете мечет осколки стекла аки ножи, летает на мотоцикле по воздуху, срезая супостатов (человек по двадцать) на лету из меткого шестиствольного пулемета, и срубает выступающие части вражеских тел, как сухой тростник. Кровищи столько, что даже не тошно – понимаешь в итоге, что это такой режиссерский ход не жестокости ради а единственно стиля для. Так что в отдельных сценах потоки прямо-таки намеренно мультяшные, ну а картинка всякий раз совершенно законченная. А этот эффект «старой пленки» в начале! Нет, определенно, в этом что-то есть. Только просьба эстетам зажать нос, и бежать бегом в библиотеку или еще куда. Мачете Кортес – кровавое чудовище.
Все прочие ему под стать: наркобарон в исполнении Сигала (наконец-то злодея сыграл), Луз (Мишель Родригес), палящая из нескольких видов оружия, «пограничный линчеватель» Вон Джексон (Дон Джонсон), отстреливающий нелегальных иммигрантов как кроликов… Между последними двумя, кстати, состоялся интересный диалог, в конце которого Дон застрелил Мишель в самый глаз! Но мозг, очевидно, не задел, так как девушка, оклемавшись, натянула на пулевую дырку пиратскую повязку, и со словами «Черт с ним, с глазом» вышла на тропу войны.
Трэш стоит столбом. Машины превращаются в огненные шары от вмятины на бампере. Портативные телевизоры давятся голыми руками как пустые пивные жестянки. Кетчуп летит в стены пятнами метр на полтора. Голые бабы уделывают здоровенных мужиков. Мобильники у них засунуты в… Боже мой. Жара стоит такая, что продохнуть некогда. Но проходит шок, и понимаешь – Родригес пошутил. Да что там, он прикалывается напропалую, словно приговаривая про себя: а как вам это? А вот это? А вот мужик бьет кулаком по железной трубе, и у него прямо кулак отламывается! Как вам?
Как ни странно, здорово. Парень возвел трэш в ранг искусства, и сделал это до странности талантливо. А какой тут саундтрек – лучше быть не может! И вообще, как ни парадоксально это звучит, настоящей жестокости в фильме нет. Только та, что живет, скажем, в комиксах для плохих мальчиков. Родригес посмеялся над стереотипами всех на свете боевиков, всеми своими героями и самим собой, и сделал это так, что хочется аплодировать. Да, «Мачете» - трэш. Но в своем жанре это жемчужина.
Влад Антонов |