Рецензия на фильм "Человек-волк"
США, ужасы/драма. Режиссер: Джо Джонстон. В ролях: Бенисио Дель Торо, Энтони Хопкинс, Хьюго Уивинг, Эмили Блант. Бюджет: $ 150 000 000 Сборы: $ 150 000 000
"Зверь внутри"
Эта история разворачивается в Великобритании. Театральный актер Лоуренс Талбот (Бенисио Дель Торо) во время гастролей по Америке получает письмо о смерти своего брата в Англии. Он приезжает в родовое поместье в самой глуши, где не был уже много лет. Здесь живет его отец, сэр Джон Талбот (Энтони Хопкинс). Как выясняется, брат Лоуренса убит каким-то зверем, с немыслимой жестокостью. Окрестные жители уверены, что это дело рук оборотня, который ходит среди людей как равный им, а в полнолуние оборачивается свирепым существом, одержимым жаждой крови.
Вновь Голливуд возвращается к популярной теме оборотня. Фильмов на эту тематику вышло уже немало, от откровенного трэша до самых что ни на есть достойных образчиков жанра «триллер». Но это кино, без преувеличения, вознесло тему на новую высоту воплощения, которую будет не так-то просто превзойти последователям, буде такие появятся. Чего стоит один только актерский состав! И если Бенисио Дель Торо справился на пятерку, то уважаемый Энтони Хопкинс просто не оставил своим последователям в нелегком деле изображения полулюдей-полуволков ни шанса.
Картина роскошная. В первую очередь – в визуальном плане. Вершина творчества Джо Джонстона, снявшего в свое время милейшую семейную комедию «Дорогая, я уменьшил детей», экшн «Ракетчик» и ураганно-спецэффектный «Джуманджи». Он уже доказал, и не раз, что является замечательным режиссером, вдумчивым, талантливым, умеющим создать атмосферу. Вот с атмосферой в «Человеке-волке» полный порядок: выдержана на все сто. Но даже атмосфере не сравниться с местным визуальным рядом.
Каждая сцена – маленький шедевр. Каждый пейзаж можно распечатывать в большом формате и оформлять в золоченую раму. Обветшалое поместье среди нелюдимых равнин. Луна, просвечивающая сквозь причудливо изогнутые ветви деревьев. Косматый монстр, задирающий морду, чтоб издать леденящий душу вой. Все сделано так, как это не просто должно быть, а как должно быть в мечтах о лучшем фильме про оборотней. Такой обжигающей красоты картинку мы видим редко.
Джо Джонстон вознамерился снять триллер, как он есть – с тягучей атмосферой нарастающего беспокойства, переходящего в истерику и нервными вздрагиваниями от всяческих неожиданностей. Справедливости ради, стоит отметить, что вздрагивать он зрителя заставил. Но, не в обиду будь сказано, очень примитивно. Так же точно чей-нибудь бестолковый друг пугает, выпрыгнув из-за угла. То есть, тягучая музыка, некая страсть накаляется, а потом – БАЦ! Волосатая рожа во весь кадр. С громким звуком. И будто этого мало, через три секунды еще раз – БАЦ! Этим простеньким приемом режиссер, увы, злоупотребил, что для такой навороченной картины попросту недостойно. Но сей просчет с лихвой искупается Атмосферой, которой в немалой степени способствует безупречное звуковое сопровождение.
Кстати, о музыке. Она, да еще специфический видеоряд, живо напомнили… Тима Бертона! А именно, «Сонную Лощину». Ей-богу, в отдельные моменты можно было почти поклясться, что фильм снял именно Тим. Так что зритель не удивится, увидев в титрах композитора по имени Дэнни Эльфман – неизменного спутника Бертона по музыкальному сопровождению. Этот композитор свое дело знает.
Фильм суров и жесток. Трансформация Лоуренса в монстра показана так, что кровь стынет в жилах. В сценах раздирания человеков режиссер тоже, глубоко вздохнув, шагнул на новую ступеньку: полуволк не просто кусает – он вгрызается и вырывает зубами анатомически верную печень. Головы сшибаются одним ударом когтистой лапы даже неоднократно, и земли не видно из-за потрохов. Но, странным образом, все это не отвратительно, а воспринимается как дань жесткому стилю. И он действительно суров, этот стиль. Чудовище не просто быстро – оно как пуля. Не просто жестоко – до крайности. Фильм не разочаровал и любителей мастерства компьютерных художников – спецэффектов много, спецэффекты красивы и их добавлено точно в меру. Вообще профессионализм создателей, причем самой высшей пробы, просвечивает решительно во всем.
Драма же заключается в том, что даже самому страшному чудовищу можно посочувствовать, ибо не он такой – жизнь такая, и притом не ведает, что творит. Вообще зло, как оно есть, представлено в картине единственно папашей героя в исполнении Хопкинса – ой, недаром режиссер наделил его персонажа замашками заправского маньяка. Живо напомнил Ганнибала Лектера. Злодейство его даже не в том, что он… тоже вервольф. А в том, что не видит в ежемесячном кровавом разгуле ничего плохого – мол, раз уж природе было угодно создать такого хищника, не будем запирать его в клетку и дадим разгуляться. А уж когда пробьет час полнолуния, он дает себе волю с наслаждением, не оглядываясь на мораль.
Бедный Лоуренс, которому не повезло настолько, что раз в месяц он перевоплощается в такого же точно монстра без мозгов, но с силой паровоза, приходя в себя, раскаивается. Да так, что решает покончить с отцом раз и навсегда. При всем при том по пятам его идет детектив Скотланд-Ярда Эбберлайн в исполнении великолепного Хьюго Уивинга – непоколебимый страж закона, который не остановится ни перед чем, стараясь защитить мирных граждан. Судьба не без чувства иронии – финальные титры он встретит, неся в себе зерно зла, которое в следующее полнолуние вырастет в ночное буйство. Но зритель почему-то не сомневается, что детектив не станет дожидаться этого момента, и пустит серебряную пулю в свой мужественный висок. Очень твердокаменный персонаж, хотя и простенький для Хьюго.
А главного героя по-человечески жаль.
Влад Антонов |