Рецензия на фильм "Время ведьм"
США Жанр: фэнтези/драма/приключения Режиссер: Доминик Сена В ролях: Николас Кейдж, Рон Перлман, Стефен Кемпбелл Мур Бюджет: $ 60 000 000 Сборы: $ 83 500 000
"Средневековый комикс"
Большинство зрителей, скорее всего, смотрели «Время ведьм» непредвзято, не вспоминая о личности режиссера Доминика Сены, а именно – о его творческом багаже. А ведь у него в активе экшен «Угнать за 60 секунд», и дивный старенький триллер с Брэдом Питтом «Калифорния». Так вот: Сена, похоже, принадлежит к тем режиссерам, которые движутся по нисходящей. Кажется, это называется, «почивать на лаврах». Как и Пол Андерсон, Доминик почил на них по полной программе.
«Время ведьм» имеет в своем джентльменском наборе все компоненты того, что критики назовут «действительно плохим кино». Кстати, надо определиться с одним моментом – «плохое кино» вовсе не означает «провалившееся в прокате кино» или «неинтересное кино». Оно плохое, если подходить к нему с меркой кино серьезного, заставляющего вздрогнуть, задуматься. А стоит ли? Ну не оцениваем же мы, в самом деле, выступление клоунов в цирке с точки зрения драматического искусства? А между тем, смотреть на этих красноносых бестий порой чертовски весело…
Так же и здесь: добро пожаловать на плохое, интересное кино! Оно и впрямь ужасно – драматургия на нуле (хороший в прошлом актер Кейдж в последнее время что-то совсем вкус потерял), историческая достоверность примерно как у басни Крылова про мартышку и очки, сценарий, написанный за три копейки на ближайшем подоконнике и заштампованность по самое не балуйся. Но все это – если подходить к фильму с теми лекалами, которыми мы меряли, скажем, «Гладиатора» с Расселом Кроу. А это глупо. Потому что мерять достоинства «Времени ведьм» нужно меркой «Человека-паука».
Да, да, это не что иное, как комикс в средневековом антураже! Герои мечом отбивают арбалетные стрелы! Мертвецы вскакивают с пола, и с клекотом бросаются загрызть их прямо в горлышко! А вот и сам Демон Ада пикирует на перепончатых крыльях с потолка… Ну, а в «Людях-Икс» вот мутант из глаз стреляет красным лазером. Словом, это развлекательная поделка, которая в своем стремлении развлечь смело посылает к черту всякую серьезность и аутентичность, и просто выжигает зрительскую сетчатку спецэффектами (довольно скромными, кстати, видали и получше).
В таком контексте надругательство над здравым смыслом – скорее закономерность. Только вот беда: сопереживания от зрителя тут уж не дождешься при всем желании. Герои нелогично себя ведут – к примеру, юный служка Кей ни с того ни с сего протыкает мечом Экхарта, и все вокруг дружно списывают это на ведьму, хотя при чем она тут? Ветхий мост обрушивается не тогда, когда на нем стоит вся честная компания с дубовой телегой впридачу, а спустя минуту, когда герои сходят с него (то есть, он обрушивается пустым, под тяжестью воздуха). Дьявол в лице ведьмы трясется как дурак битых несколько суток в уродской клетке на колесах, чтобы «добраться до монастыря» - то есть, ЧОРТ не знал месторасположение святой обители, и таким образом узнал туда дорогу? Довольно громоздкий он выбрал способ: мог бы сразу спросить жулика Хагамара, и долететь за несколько минут, благо, крылат и стремителен. Да что мы ищем ляпы в этом мусоре? Не стоит: он им рад.
У Сены получилась этакая бодрая и довольно нелепая пошлятина с благородным героем, его верным другом, спасениями в последний момент, неожиданным поворотом сюжета и двойным самопожертвованием в конце. Оригинален разве только сплав средневековой эстетики с комиксовой подачей, а так, если честно – трэш трэшем. И для Сены и для Кейджа «Время ведьм» - очевидный шаг назад. Так что многие зрители при просмотре фильма грустили. Печально, когда выдающиеся люди деградируют.
Влад Антонов |