Рецензия на фильм "Дежа Вю"
США, Великобритания Жанр: фантастика/триллер Режиссер: Тони Скотт В ролях: Дензел Вашингтон, Пола Пэттон, Вэл Килмер Бюджет: $ 75 000 000 Сборы: $ 181 000 000
"Нефантастическая фантастика"
В целом по-прежнему очень похоже на позднего Тони Скотта. Именно в таком ключе и сняты недавние «Опасные пассажиры» и «Неуправляемый». Очень однотипные проекты, и везде любимец Дэнзел Вашингтон. Все узнаваемо – и мужественная псевдодокументальная манера, и динамика действия, и неизменный спин камеры, которым Тони последнее время стал даже несколько злоупотреблять. Но вот чем «Дежа Вю» точно выделяется, так это невозможностью происходящего на экране. И если в упомянутых экшенах все было чуть ли не взято из жизни (хотя и не без натяжек), то здесь на первом плане не что иное, как… Машина Времени. Да вот же она, сэр, прямо за стеной соседнего здания.
Получилось действительно необычное зрелище. Ведь если в каком фильме и возникает подобная штуковина, общая атмосфера там сразу становится, мягко говоря, недостоверной. Ну какая, скажите на милость, может быть достоверность, когда в двух шагах от вас попираются все законы пространственного-временного континуума? Но Тони Скотт преспокойно включает Time Machine в действо вполне себе реалистичного триллера с детективной нотой, и впечатление в итоге получается примерно такое же, какое будет у любого человека, столкнувшегося в магазине нос к носу, натурально, с самим собой. То есть, сразу хочется ущипнуть себя на предмет того, спишь ты или нет. Происходящее, которое так реально – невозможно.
С одной стороны, это слегка раздражает. Потому что как сопереживать героям абсолютно нереальной истории? А с другой – все равно свежо. Не знаю, может, эта неординарность многое искупает. Хотя… Во всем нужно знать меру. Я категорически не согласен принимать на веру сумасшедшую лапшу, которую Тони норовит повесить на зрительские уши в этом фильме. Причем это замечание касается вовсе даже не самой машины, способной перемещать материальные объекты в прошлое. Проблемы начинаются с появления в кадре «Белоснежки» - супер-программы, способной создавать трехмерное изображение любого объекта в наблюдаемой зоне Нового Орлеана (несколько квадратных миль центра), воспроизводя события, происшедшие там четыре дня назад.
«Белоснежкой» ее обозвали за то, что она работает в связке с семью гномами-спутниками, постоянно мониторящими указанное пространство города, и суммарный сигнал от них позволяет Белоснежке, держитесь крепче, создавать полностью трехмерное изображение любого объекта, помещения, таракана в щели, путешествовать внутри квартир с помощью виртуальной камеры, и заглядывать людям в подмышки. При этом Тони нимало не смущает тот факт, что спутники при всех своих плюсах сквозь бетон не видят, и картинка, которую они выдают, состоит преимущественно из гудрона на крышах окрестных домов, да и та – с поправкой на неслабые атмосферные искажения. Добро пожаловать в мир чудес, товарищи: летаем по квартире любого дома, шарим взором по шкафам, обозревая стоящие там тюбики с кремом, и чуть ли не проникаем в плотно запертый сортир. Идиотизм.
Я при виде подобной клюквы даже некоторое время боролся с приступом стремления выключить все это на фиг – не хотелось портить впечатление от Тони Скотта, который все-таки хороший режиссер. Но стоило перетерпеть проклятую «Белоснежку», и вуаля! Фильм неожиданно расцвел замечательным сюжетным поворотом, и дальше до самого конца он тащит благодарного зрителя за шиворот, не отпуская ни на минуту. Вторая половина – вообще вдохновенный полет к несчастливому хэппи-энду (давно ли мы такое видели, а?) – по части сюжетного выверта финала картине равных просто нет. По крайней мере, меня минут за пять до титров бросило в другую крайность, а именно - потянуло на стоячие овации. Браво! Изумительная идея с разветвляющимися реальностями, позволившая герою погибнуть страшной смертью, и одновременно с этим жить потом долго и счастливо, не просто ошеломляет – завораживает. Описывать это нельзя – надо внимательно смотреть.
За такое можно и простить великодушно дурацкую «Белоснежку». Бог с ней! Спишем на режиссерскую вольность. Но если бы Тони обошелся без этой псевдонаучной бредятины, «Дежа Вю» стал бы украшением его фильмографии наряду с «Лучшим стрелком». Чесслово. А так – классный фильм с ветвистой клюквой. Вкусный суп с вареным луком.
Влад Антонов |