Рецензия на фильм "Зеленый шершень"
США Жанр: боевик/комедия Режиссер: Мишель Гондри В ролях: Сет Роген, Джей Чоу, Кистоф Вальц Бюджет: $ 120 000 000
"Зеленая тля" В отрыве от культуры комиксов, плоть от плоти которой и есть басня про изумрудное насекомое, «Шершень» воспринимается как некий пирог, в который забыли положить начинку. Ну, или как спортивный автомобиль, в который воткнули моторчик от Таврии. То есть, все вроде есть, а самого главного нету. Чего же там не хватает, спросите вы? Не чего, а кого, отвечу я. Главного героя. Шершень – это ведь такой паразит насекомого мира? Да уж, не в бровь, а в глаз. Бритт Рейд – прямо-таки олицетворение паразита на шее у папаши. Природа опять отдохнула на детях великих людей.
Да, в фильме есть некое тело, которое занимает место главного героя, это очевидно, и тут не поспоришь. Но сказать, что оно ничтожно – значит уныло промолчать. Мир видал немало хороших фильмов, прекрасных фильмов, а также замечательных фильмов, в которых, по сути, почти ничего кроме героя и не было, но эта личность – неважно, плохая, хорошая или все вместе – вытягивала зрелище на тот уровень зрительской нирваны, находясь на котором, человек забывает про попкорн и впивается в экран восторженными глазами.
В «Зеленом Шершне» таковой личности нет. Есть какой-то никчемный кретин, который ничего не умеет и не может, есть бесконечно талантливый азиат, который все может и умеет, в наличии нестрашный злодей с пунктиком насчет «страшного имиджа», а сбоку ни к селу ни к городу еще приляпали Камерон Диас. Все это вертится в неком круговороте абсурда до тех пор, пока киномеханик не застопорит проектор и не пойдет уже покурить. Максимум, что можно поставить за фильм его творцам – тройка. Не больше! Кино получилось настолько слабенькое, что вдвойне удивительно видеть в режиссерском кресле Мишеля Гондри. Того самого, что в свое время снял гениальное «Вечное сияние чистого разума», за сценарий к которому еще и отхватил «Оскара». Загреметь с горних вершин в такое болото…
Загадка века – каким это образом режиссер убедил себя в том, что Сет Роген достоин главной роли в «Зеленом Шершне», когда он настолько НИКАКОЙ – разгадывается просто. Роген, оказывается, продюсер, какая неожиданность! Не будь он продюсером - отсеялся бы на этапе кастинга и после первой пробы. Надо было брать кого угодно, хоть Джека Блэка, только не его! Дело в том, что центральный персонаж фильма, который по всем законам жанра должен покорять сердца, на самом деле всю дорогу только и делает, что раздражает. Меняется только степень интенсивности вызываемого им раздражения, и все. Он не мил, не обаятелен, не умилительно-неуклюж, нет – он именно что туп, высокомерен, и абсолютно ничтожен. Как супергерой он пустое место – всю дорогу бегает за чужой спиной, как друг – еще хуже, предает не моргнув глазом, и кажется, даже несколько раз. Сидишь и ждешь, когда ж его, урода, наконец пристрелят. Ан фигушки.
Представьте себе «Терминатора», в котором вместо Арни снялся ваш сосед по подъезду, или «Основной инстинкт» с продавщицей из супермаркета вместо Шарон Стоун. Получится какая-то глупость. Вот и у Гондри вышла глупость, над которой теперь весь мир недоумевает. Да ладно бы еще один господин продюсер был во всем виноват! Как водится, тут еще и куча нелепиц на зрителя валится в слепящей надежде, что он их великодушно скушает – ну, например, если супермашину героев засыпали землей, то не что иное, как залп из всех орудий, освободит их из плена (а вовсе не прикончит окончательно).
Да что уж там, запасной чудо-автомобиль (бронированный и все такое), который только что сто кругов ада проехал и остался на ходу, словно кусок сырого теста режется пополам обычным офисным лифтом (который в мирное время не способен разрезать даже диван). И таких перлов здесь масса! Так что кто бы что ни говорил про «веселое, ненапряжное действо», имеющий глаза да увидит: сляпанное ради тележки долларов глупое зрелище еще припрется темной ночью к Мишелю Гондри в виде тяжких угрызений совести, и станет бедняга горько жалеть, что снял его и на потеху миру выпустил, да поздно будет. Фильм, он ведь, знаете ли, не воробей.
P.S. Не могу не упомянуть появление Эдварда Ферлонга – звезда величайшего фантастического боевика всех времен и сильнейшей драмы «Американская история Икс» под конец карьеры скатился до эпизодической роли укурка, который не успел появиться на экране, как тут же был пристрелен, словно бездомный пес. Так проходит мирская слава. И отдельный пинок Гондри заслуживает за то, что прошелся ногами по такому образу. Да, я знаю, что Эдвард долго не вылезал из реабилитационных клиник для алкоголиков, и сейчас снимается исключительно в низкобюджетных поделках. Но могли бы поиметь уважение и не брать его в фильм вообще…
Влад Антонов |