Как снимался фильм "Матрица"
Вышедшая на экраны научно-фантастическая лента, снятая братьями Вачовски, стала ярчайшим кинособытием не только конца 20 века, но и всей истории кинематографа в целом. Ее феноменальная популярность легко объясняется ее литературной глубиной, уникальными спецэффектами и совершенно образцовой постановкой, а еще в ней было что-то неуловимо-привлекательное, выделявшее картину из длинного ряда других премьер. Это шедевр, каким не стали его продолжения, фильм, который останется одним из самых лучших фантастических боевиков всех времен.
Ларри Вачовски: «Даже трудно сказать, из чего выросла концепция Матрицы… Нам с Энди нравятся японские комиксы, фильмы про кунг-фу, детективы в нуар-стиле, истории о всяких сверхъестественных вещах - очень много всего. Я думаю, у нас получился некий сплав, который приобрел совсем новые качества.»
Ларри и Энди Вачовски в середине девяностых были почти никому не известны, и весь их опыт в Голливуде заключался в создании сценария для боевика с Бандерасом и Сталлоне «Наемные убийцы» (1995) и постановки малобюджетного триллера «Связь» (1996), оставшегося совершенно не замеченным широкой аудиторией. Создание ими настолько великолепного фильма, как «Матрица», стало самым быстрым взлетом карьеры тех лет – они буквально проснулись знаменитыми наутро после премьеры.
Сценарий братья начали писать вообще без намерения снять по нему фильм – тогда, в 1992-м, это была всего лишь идея для новой серии комиксов. В основе лежит научно-фантастический роман Уильяма Гибсона «Нейромант», написанный в 1984-м году. В нем рассказывается о хакере по имени Генри Дорсетт «Кейс», живущем в мрачном антиутопическом японском городе будущего под названием Чиба Сити. Именно здесь появляется «Матрица», виртуальная реальность, неотличимая от настоящей, в которую человек может проникать, подключаясь к компьютерной базе данных.
Этот роман в свое время стал знаменитым благодаря тому, что он сумел далеко опередить свое время. Тогда, в середине восьмидесятых, никто еще слыхом не слыхивал ни о каких «киберпространствах» и вообще о жанре «киберпанк», сами компьютеры были в тысячи раз слабее современных… За свое футуристическое произведение Гибсон получил много престижных премий, в том числе «Хьюго», «Небьюлу» и «Приз Филипа Дика».
Из идеи о Матрице вырос удивительный сценарий, стройный, но многослойный и при этом новаторский. Сегодня созданный братьями сюжет «Матрицы» считается одним из лучших в истории Голливуда, и тем более удивительно, что придумали его молодые дебютанты. Представление о мире, который может быть иллюзорным, поскольку доходит до разума лишь в виде ощущений, истинность которых человек не может доказать – не что иное, как идея солипсизма, уходящая своими корнями в глубь веков, вплоть до древнегреческих мыслителей. А кроме этого: многочисленные отсылки к хакерской субкультуре, языческой мифологии и даже «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэрролла, цитаты из аниме и азиатских боевиков, параллели с христианской Библией…
Лоуренс Фишберн: «Энди и Ларри – это современные братья Гримм.»
Это был действительно уникальный сплав, и он вылился в уникальный фильм, подобного которому мир еще не видел. Удивительно, как постановщики ухитрились настолько сложную подоплеку изложить в таком простом и интуитивно-доходчивом виде! Собственно, «Матрица» оказалась чем-то вроде набора десятков идей, рожденных ранее (иногда – за много десятилетий), которые были собраны воедино и переработаны самым смелым образом. Возможно, мощная научно-литературная основа «Матрицы» вобравшая в себя опыт сотен талантливых людей, и стала тем фундаментом, который нужен был настоящему шедевру. Над сценарием Вачовски работали на протяжении пяти с половиной лет, перебрав в общей сложности 14 вариантов сюжета.
Со своим творением братья обратились к крупному продюсеру Джоэлу Сильверу, добившемуся к тому моменту репутации одного из главных голливудских воротил благодаря колоссальному успеху спродюсированных им «Крепкого орешка», «Хищника», «Смертельного оружия», и еще доброго десятка кассовых картин. С Джоэлом братья познакомились, работая вместе над «Наемными убийцами» в 95-м, и Сильвер уже тогда считал их парнями очень талантливыми. Еще во время работы над «Наемными убийцами» братья дали Сильверу прочесть сценарий «Матрицы».
Джоэл Сильвер: «Они сказали, что намерены сами снять этот фильм. Тогда я ответил им, что сначала они должны снять что-нибудь менее масштабное, чтобы набраться опыта. Для дебюта это было слишком сложно.»
Так и появился на свет малобюджетный лесбийский триллер «Связь» - фильм был не чем иным, как «входным билетом» в мир блокбастеров, пробой сил начинающих режиссеров. Джоэл Сильвер остался вполне доволен результатом, и понял, что братья способны выступить режиссерами большого проекта.
При поддержке Сильвера братья Вачовски получили одобрение студии Warner Brothers, и в 1997-м году работа над «Матрицей» началась. Интересно, что молодые режиссеры потребовали 80-миллионный бюджет для своего творения, но им выделили только десять. Студия Warner Bros. заключила договор с австралийской производственной кинокомпанией Village Roadshow Pictures, базировавшейся в Сиднее. В итоге съемки производились в Австралии, хотя по сюжету дело происходит в США, в Чикаго (родном городе Вачовски). Есть данные о том, что если бы фильм снимали в США, он обошелся бы в 180 миллионов…
На этапе кастинга сценарий был выслан Николасу Кейджу, Тому Крузу и Леонардо Ди Каприо, которые рассматривались на роль Нео. Все они отказались. Отказался и Уилл Смит – позднее он объяснял свое решение тем, что был тогда «недостаточно зрелым актером» и «провалил бы роль». От сценария Уилл остался в восторге, и был уверен, что это будет великий проект…
Такие актеры, как Вэл Килмер и Брэд Питт (этих двоих особо продвигала Warner Bros.), прочтя сценарий, также отказались от роли. И тогда выбор встал между Джонни Деппом и Киану Ривзом. Надо сказать, что Киану безумно понравилась история про Матрицу, едва он прочел сценарий, поэтому он с самого начала выражал сильнейший интерес в работе над фильмом. На пробах на роль Нео Ривз был намного лучше всех – никаких сомнений не оставалось.
Киану Ривз: «Почему я выбрал «Матрицу»? Прежде всего из-за сценария. Из-за того, как говорили персонажи, и что они говорили. Мне понравились и диалоги, и идея в целом. Я был просто поражен.»
Интересно, что Киану порекомендовал взять на роль Тринити Сандру Баллок, с которой отлично сработался на съемках «Скорости» в 95-м.
Но Сандра отказалась – в результате утвердили Кэри-Энн Мосс, актрису малобюджетных картин, которая была очень рада такой удаче. Роль Тринити стала лучшей в ее карьере.
На роль Морфеуса до Лоуренса Фишберна предлагали взять Гэри Олдмана и Сэмюэла Л. Джексона. Приглашали даже Шона Коннери, но он отказался, сказав, что «не понимает сценария». Впрочем, не он один его не понимал…
На роль агента Смита чуть было не попал Жан Рено, но француз предпочел сняться у Роланда Эммериха в «Годзилле». И тогда Вачовски пригласили на пробы Хьюго Уивинга, который очень впечатлил их своей ролью в драме «Доказательство» 1991 года. Хьюго вписался в образ Смита совершенно безупречно.
Финансирование в размере всего лишь десяти миллионов не устраивало братьев категорически. И тогда они решились на довольно рискованный шаг: всю сумму Вачовски решили потратить на вступительную сцену фильма, в которой Тринити убегает от агентов, (за исключением эпизода с «застывшим временем», который сделали гораздо позднее) и продемонстрировать ее главам студии.
Энди Вачовски: «Эта была та еще авантюра, но мы были настолько уверены в успехе, что у нас не было ни малейших сомнений. Мы знали, что должны сделать этот фильм как надо, а не как получится. Многие, видя нашу увлеченность, загорались вместе с нами, и в итоге у нас получилась большая группа энтузиастов, которой просто невозможно было отказать!»
Из-за того, что студия дала «зеленый свет» проекту спустя довольно долгое время после начала работы над ним, несколько месяцев съемочная группа и актеры работали, не будучи вообще уверенными что фильм будет завершен.
Для съемок бегства по крышам очень удачно использовали декорации вышедшего годом ранее фильма «Темный город» Алекса Пройаса (того самого, что через шесть лет снимет великолепный «Я, робот» с Уиллом Смитом). Кстати, при съемках этой сцены исполнявшая все трюки самостоятельно Кэри-Энн Мосс, игравшая Тринити, подвернула ногу, но мужественно продолжала работать дальше, опасаясь, что вместо нее возьмут другую актрису – в тот момент судьба всего проекта вообще была под большим вопросом, и поменяться могло очень многое.
Но как только смонтированный материал показали боссам Warner, те были настолько впечатлены увиденным, что немедленно распорядились выделить Вачовски дополнительно сорок миллионов (в процессе работы добавят еще десять), так что общий бюджет в итоге превысил 60 миллионов долларов. Теперь можно было работать без оглядки на финансы.
«Матрица» стала первым фильмом, снятым на только что построенной студии «Fox Studios» в Сиднее. Но основная часть фильма была сделана только в 1998-м, поскольку знаменитые сцены поединков потребовали неимоверно длительной подготовки. Все актеры – Киану Ривз, Фишберн, Кэри-Энн Мосс, Хьюго Уивинг приступили к тренировкам в октябре 97-го, сразу после утверждения нового бюджета, и занимались ежедневно в течение более чем пяти месяцев, до самого марта 98-го, прежде чем приступить к работе на съемочной площадке. Киану сначала тренировался в бандаже, поскольку восстанавливался после полученной ранее травмы шеи.
Киану Ривз: «Мы думали, что это займет несколько недель. Мы сильно ошибались – для того, чтобы довести движения до автоматизма, и сделать их правдоподобными, нужно повторить их тысячи раз. Только тогда драка будет выглядеть как надо – будто профессионалы дерутся не на жизнь, а на смерть. Это было очень трудно, но и очень интересно.»
Для постановки сцен боев Вачовски решили привлечь лучшего хореографа в этом деле – знаменитого гонконгского мастера боевых искусств, актера и режиссера Юэна Ву Пинга, создавшего ураганные сцены драк в лучших азиатских боевиках. Обратиться к нему братья решили после просмотра фильма «Кулак легенды» с Джетом Ли. Бои там действительно были потрясающе поставлены. Примечательно, что Ву Пинг отказывался от работы с американцами несколько раз подряд, и согласился лишь прочитав сценарий, который специально для него перевели на китайский.
Только тогда он вместе со своей командой каскадеров вылетел в Калифорнию, и приступил к тренировкам американских актеров. К каждому актеру приставили личного китайского тренера, и наставник Киану даже не говорил по-английски. Тем не менее, в итоге постановщикам удалось добиться иллюзии, что в кадре настоящие мастера рукопашного боя, несмотря на то, что ни один из актеров до съемок не имел ни малейшего понятия о кунг-фу!
В фильме было еще и немало сцен со стрельбой, которой тоже предстояло научиться – для этой цели задействовали боевых инструкторов, экспертов по огнестрельному оружию, оказавших огромную услугу в постановке эпизодов с перестрелками – они в «Матрице» были просто экстраординарными. Интересно, что во многих моментах оружие бутафорское, весящее намного меньше настоящего – оно было сделано для того, чтобы актерам было легче работать на съемочной площадке.
Лишь спустя полгода упорных тренировок актеры и режиссеры приступили к работе. Первой была снята сцена, в которой сидящий в офисе Нео получает по почте телефон от Морфеуса, и пытается сбежать от агентов. В кадре – реально существующий бизнес-центр в деловом районе Сиднея, и в эпизоде, в котором главный герой стоит на карнизе на высоте нескольких десятков метров, и роняет в пропасть телефон, снимался сам Киану – у него нет проблем с боязнью высоты. Никаких комбинированных съемок в этой сцене не было.
Далее – сцена знакомства с Морфеусом, в которой тот предлагает Нео синюю и красную пилюли, сидя в потертом кожаном кресле.
Потом был сделан эпизод под названием «Женщина в красном», в котором Морфеус демонстрирует Нео симуляцию Матрицы. Сцена интересна тем, что в ней использовали несколько десятков пар близнецов, которые полностью копировали внешность друг друга, создавая таким образом иллюзию все время повторяющейся программы.
Далее съемки пошли в таком порядке – сцена боя Нео и Морфеуса в японском интерьере, посещение Оракула, эпизод с захватом Морфеуса в плен, и, наконец, великолепная сцена перестрелки в холле. Эта сцена требовала от актеров особо тщательной работы и слаженности действий – в стенах были спрятаны сотни пиропатронов, которые при каждом дубле буквально разносили декорацию в клочья. Любые ошибки стоили очень дорого (в буквальном смысле слова). Для того, чтобы восстановить съемочную площадку, уходила масса времени и средств.
Особенно нелегко далась пробежка Тринити по стене – получилось только с восьмого раза, и все восемь раз приходилось восстанавливать стену, разрушенную «выстрелами». И это несмотря на длительные репетиции, в процессе которых все получалось без сучка и задоринки!
Вся сцена стоила неимоверных трудов, а декорация разрушалась до основания и снова восстанавливалась более двадцати раз. Тем не менее, режиссерам удалось добиться безупречного результата.
Когда Тринити и Нео подрывают шахту лифта, из нее вырывается огонь, который буквально растекается по полу. Как удалось добиться такого эффекта – неужели пламя было нарисованное?
Вовсе нет: на самом деле оно растекалось по потолку, а снимали его со скоростью 120 кадров в секунду при помощи камеры, перевернутой кверху ногами, и движущейся под самым потолком. Потом огонь совместили со съемками летящей двери при помощи компьютерных технологий, и готово – зрелищно взорванный лифт.
Далее приступили к съемкам эпизода на крыше небоскреба и сцены, в которой Нео расстреливает комнату в небоскребе из вертолета. Для этой цели использовали бутафорскую кабину вертолета, подвешенную внутри павильона напротив декорации, изображающей комнату с пленным Морфеусом и агентами. Ее Киану реалистично расстреливал из настоящей турельной установки, но, конечно, заряженной исключительно холостыми патронами.
Мегаполис позади вертолета был огромным задником, натянутым на металлическую раму. Отражаясь в стекле декорации, изображающей фасад небоскреба, этот задник давал полное ощущение настоящей городской панорамы, хотя на самом деле все съемки производились при искусственном освещении в закрытом павильоне.
Когда снимали эпизод, где над городом летит вертолет, с которого свисают Нео с Морфеусом, разразился нешуточный скандал. Дело в том, что снимая первые дубли, американцы попросту поднялись в воздух на привезенном из США армейском вертолете Bell, не проведя ни малейших согласований с местными властями! Оказалось, что любые полеты частных летательных аппаратов над Сиднеем строжайше запрещены, так что съемочная группа нарушила сразу несколько законов. Сгоряча киношникам пообещали, что это была последняя сцена, снятая ими на австралийской земле…
И тогда в дело вступила тяжелая артиллерия в лице Джоэла Сильвера. Маститый продюсер вступил в переговоры с властями, пытаясь добиться разрешения на съемки вертолета с каскадерами над городом в виде исключения. Это было неимоверно трудно. На решение проблемы ушло почти полгода, но в результате Джоэл добился-таки своего – специально для голливудских киноделов законы были изменены, и съемки состоялись. Это произошло, когда весь остальной материал был отснят, а актеры уже улетели в США – в кадре вместо Ривза и Фишберна каскадеры. Впрочем, до столь рискованного трюка Киану и Лоуренса все равно бы не допустили. Это действительно была последняя сцена, отснятая в Австралии.
Далее настала очередь одной из самых запоминающихся сцен – вертолет врезается в стену небоскреба, и по ней расходятся огромные круги-волны, после чего стекло разбивается на мелкие осколки. Братья Вачовски придумали этот эпизод одним из первых, и для них было чрезвычайно важно сделать его безупречно.
Для съемок изготовили точную копию использовавшегося в фильме военного вертолета Bell UH-1 «Ирокез» длиной почти три метра от носа до хвоста. Ее укрепили на металлической штанге, которая, двигаясь, сталкивала модель вертолета с макетом стены небоскреба. Для более естественного освещения съемки проводили на улице. Главной задачей была та самая волна, идущая от эпицентра удара вертолета в здание.
Намереваясь снять как можно более реалистично, режиссеры вместе со специалистами по спецэффектам перепробовали десятки материалов, но ни один из них не вел себя подобным образом. Кругов не получалось. Бесцельно потратив на исследования три месяца, братья приняли решение снимать без волны, и добавить ее на этапе пост-продакшн при помощи компьютерной графики.
Модель вертолета врезалась в макет здания, через полторы секунды срабатывали пиропатроны, укрепленные кругами на обратной стороне стекла, потом рисовалась волна, а на место зеленого фона вставлялась панорама города. Работа была очень длительная и кропотливая, но результат превзошел все ожидания. Это было самое зрелищное крушение вертолета в истории кинематографа, и оно остается таким до сих пор.
Потом пришел черед съемок сцены поединка Нео и агента Смита в метро – сцены, съемки которой оказались неимоверно тяжелыми, о которой все ее участники вспоминают не только как о самой трудной сцене в фильме, но и вообще самой трудной сцене, которую им когда-либо доводилось делать. Здесь нужно было не только драться, но еще и активно пользоваться тросами поддержки, помогавшими выполнять трюки. Ву Пинг именно сейчас особенно ярко проявил себя – это он сделал сцену столь динамичной и жесткой, и Вачовски признали, что никогда не смогли бы добиться такого динамизма самостоятельно. Китайский постановщик трюков оказался профессионалом экстра-класса.
Это был один из важнейших эпизодов картины – в этот самый момент Нео начал осознавать, что он Избранный, и первым из всех бросил вызов Агенту, осмелившись биться с ним на равных. Хореография боев была отточенной как никогда, дело осложнялось тем, что здесь не было никаких каскадеров – всю работу Киану Ривз и Хьюго Уивинг выполняли самостоятельно.
Потребовалось колоссальное количество дублей, прежде чем получалось именно то, что нужно, и в итоге весь эпизод снимали на десять дней дольше, чем было запланировано. К концу работы все были совершенно измотаны. Особенно актеры.
Далее снимали сцену под мостом, в которой из тела Нео извлекают «жучка», сцену допроса Нео агентом Смитом, и эпизод с бегством от агентов в финале. По сценарию, это бегство происходило по замусоренным задворкам. Здесь возникла неожиданная проблема забавного свойства. Дело в том, что оказалось практически невозможным найти в ухоженной Австралии замусоренные трущобы (которых в Штатах было хоть отбавляй) – все локации сияли чистотой. Потратив некоторое время на поиск подходящего места для съемок, в итоге задворки просто создали на основе эскизов художников искусственным путем – состарили окружение, разбросали мусор…
К этому моменту на «Fox Studios» закончили изготовление декораций интерьера «Навуходоносора», и отсняли все сцены, в которых действие происходит на борту корабля. Киану Ривз коротко подстригся для съемки этих эпизодов – прическа уже не была нужна, поскольку все сцены с Нео в Матрице были отсняты.
Последним снимался эпизод освобождения Нео из Матрицы – тот самый, в котором он впервые просыпается в капсуле, заполненной прозрачной жидкостью, с проводами, подсоединенными к телу. Для этого эпизода актер полностью сбрил волосы (даже брови), и мог спокойно отращивать их после съемок, не задерживая рабочий процесс.
В павильоне построили большие дорогостоящие декорации, изображавшие ячейки, в которых лежали тела других обитателей Матрицы.
Был возведен настоящий аттракцион из аквапарка в натуральную величину – трубы, по которым главный герой скатывался вниз.
И, наконец, последняя отснятая сцена – главного героя поднимает из воды манипулятор, спущенный с Навуходоносора. Никаких дублеров – безжизненное тело, висящее на высоте десяти метров – собственной персоной Киану Ривз, побритый наголо и облепленный слизью.
Наконец, съемки были закончены. Съемочная группа покинула гостеприимную Австралию, чтобы проделать на студиях Warner Brothers колоссальное количество работы по превращению отснятого материала в фильм, и объединить его с компьютерной графикой от Mass Illusions. А особенного внимания заслуживают знаменитые сцены с «застывшим временем».
Создание эффекта «замедленного времени» (bullet time) в сцене, где камера вращается вокруг героев, застывших неподвижно, потребовало немалых усилий. Мастер спецэффектов Джон Гаета и оператор Билл Поуп долгое время экспериментировали со специальной тележкой, которая должна была ездить вокруг актеров с высокой скоростью, но после многих провальных попыток и сломанных тележек решили отказаться от идеи. Решение было найдено простое и изящное, хотя и достаточно трудоемкое.
Вот как это было сделано: вокруг героя на зеленом фоне установлено несколько десятков камер, каждая из которых делает снимок либо одновременно с остальными (тогда объект «застывает»), либо с небольшим отставанием он предыдущей камеры (тогда объект медленно движется).
В результате получается набор кадров, которые, будучи смонтированными, дают эффект вращения камеры вокруг застывших или очень медленно движущихся объектов.
Так и были сделаны сцены с Тринити, зависшей в воздухе перед полицейским, со Смитом и Нео, висящими друг напротив друга в метро, и конечно же, знаменитая сцена уворачивания от пуль агента (она потребовала наибольшего количества дублей). Сто двадцать камер давали съемку продолжительностью почти шесть секунд, которых было более чем достаточно. Задние планы добавили позднее с помощью компьютера.
Каждая из сцен «bullet-time» была предварительно проработана при помощи компьютерных трехмерных моделей, и опробована с каскадерами, но во всех эпизодах «bullet time», вошедших в фильм, снимались исключительно сами актеры. На фото – пробный вариант эпизода с уворачиванием от пуль, сделанный с каскадером на открытом воздухе.
В эпизоде с простреленной ногой Морфеуса, бегущего к вертолету, чтобы прыгнуть в объятия Нео, эффект застывшего времени был получен с помощью камер, выстроенных в ряд – здесь удалось получить великолепный эффект воды, неподвижно висящей в пространстве.
Отдельного упоминания заслуживает изумительная музыка от композитора Дона Дэвиса, ставшая неотъемлемой частью картины – без нее «Матрица» точно не стала бы тем феноменом, каким ее запомнили миллионы людей. Саундтрек не просто соответствовал общему уровню – он даже вытягивал фильм на новую высоту. Работа над «Матрицей» стала для Дона вершиной его творчества.
Наконец, в феврале 1999 года фильм был полностью смонтирован и озвучен, и ожидал премьеры, намеченной на конец марта.
Сразу после своего выхода на экраны 31 марта 1999 года «Матрица» стала настоящим хитом. Она стала даже чем-то большим, чем хит – вехой на пути развития кинематографа, выдающимся произведением искусства, каким среди картин стала Мона Лиза, а среди изваяний – Давид работы Микеланджело. Только в Америке сборы втрое превзошли бюджет, а в мировом прокате картина собрала почти полмиллиарда. На церемонии вручения наград американской Киноакадемии в 2000 году «Матрица» получила четыре Оскара – в том числе за новаторские спецэффекты. Общее число разнообразных призов – почти три десятка. Мировое признание, стремительный взлет в зенит славы молодых режиссеров, и вообще полный триумф. И хотя братьям Вачовски так и не удалось удержать неимоверно высоко поднятую планку в двух продолжениях этой истории, «Перезагрузка» и «Революция» тоже оказались очень и очень хороши. Но первый фильм стал гениальным.
Джоэл Сильвер: «Я думаю, это самый прекрасный и зрелищный фильм, над которым я когда-либо работал. Стиль и визуальные эффекты в этой картине невиданные, беспрецедентные. Такого просто еще никто не делал до нас.»
Киану Ривз: «Я навсегда запомню этот проект. Это самый лучший фильм, в котором я принимал участие за всю карьеру. Атмосфера на съемках была просто удивительная – мы были теплой компанией лучших друзей, которые радовались каждой секунде, проведенной вместе на съемочной площадке, каждой общей удаче, большой и маленькой, которые с самого начала верили в то, что это будет прекрасный фильм.»
Рубрика "Как снимаются фильмы" продолжает знакомить вас с нелегкими и захватывающими процессами съемок.
|