Несчастные случаи на съемках фильмов Производство кинокартин стало настолько сложным, что в процессе съемок начали возникать по-настоящему опасные непредвиденные ситуации. Если сотни людей работают над сценами с использованием мощной техники и разнообразными взрывами – недалеко до беды. Сценарии рассказывают нам о том, как человеческая жизнь оказывается в опасности, но это, к несчастью, бывает и в реальной жизни.
Порой происходят ужасные несчастные случаи на съемках фильмов, в результате которых люди получают увечья и даже гибнут. При этом отлаженная машина Фабрики Грез неуклонно движется вперед: работа над проектом продолжается, он выходит на экран, и люди так и остаются в неведении о том, что за их развлечение кому-то пришлось дорого заплатить…
Шоу должно продолжаться.
«Сумеречная зона: Фильм» (1983) – смерть Вика Морроу
Без сомнения, это один из ужаснейших инцидентов, происшедших на съемках художественного фильма. Снятый по мотивам популярного телесериала, спродюсированный Стивеном Спилбергом фильм состоял из небольших и довольно жутковатых мистических новелл. Режиссером одной из них был известный автор Джон Лэндис. Во время съемок одной из сцен популярный актер Вик Морроу должен был бежать через мелкое озеро, неся при этом двоих детей – девочку в исполнении Мик Дин Ли (7 лет) и мальчика, которого играл Рене Чен (6 лет). В это время на заднем плане грохотали взрывы, а низко над озером кружил вертолет.
Произошло нечто ужасное. Вертолет Bell, зависший слишком низко над водой, вышел из строя из-за взрыва пиротехники, повредившей его хвостовой винт. С неисправным винтом вертолет закрутился и упал в воду, несмотря на все усилия пилота удержать машину в воздухе. При этом лопасти большого винта ударили прямо по актерам, находившимся под вертолетом.
Лопастью вертолетного винта Вику Морроу и девочке Дин Ли отрубило головы, отлетевшие далеко от места аварии. Мальчик также мгновенно погиб от страшнейшего удара. Это была трагедия, которая произошла из-за крайне грубого нарушения техники безопасности на съемочной площадке.
После этого случая ситуация с безопасностью на съемках фильмов резко изменилась. Катастрофа с вертолетом стала причиной колоссального судебного разбирательства, длившегося почти десятилетие, и повлекшего за собой тотальный пересмотр правил работы в Голливуде, запрет на использование детей при съемках опасных сцен, запрет на работу с реальным оружием в кадре, и еще несколько десятков других новых правил и законов.
Продюсер Стивен Спилберг навсегда рассорился с Джоном Лэндисом, тем более, что они и раньше серьезно конфликтовали из-за совершенно недопустимого риска, которому режиссер постоянно подвергал актеров на съемках. Инцидент положил начало новым принципам работы в кино – теперь технике безопасности в Голливуде уделяют огромное, порой чрезмерное внимание, и при работе даже над вполне безобидными сценами многократно перестраховываются от любой неприятности.
«Ворон» (1994) – смерть Брэндона Ли
Один из самых атмосферных фильмов в истории, снятый в 93-м мистический «Ворон» Алекса Пройаса с самого начала был чертовски несчастливым – беды сыпались на него одна за другой. В первый же день съемок плотник получил сильные ожоги из-за того, что подъемник для реквизита, которым он управлял, задел электрический провод. Далее, 13 марта часть декораций была уничтожена бурей, заставившей отложить съемки. Потом в одном пистолете нашли боевой патрон. Потом каскадер получил переломы, упав с крыши. Потом сгорел один из грузовиков съемочной группы. Еще один плотник по недосмотру прикрутил свою руку к дереву шуруповертом. Но самую жуткую славу проект обрел из-за совсем уж тяжелого несчастного случая, приключившегося во время съемок с исполнителем главной роли Брэндоном Ли.
Брэндон был сыном великого Брюса Ли, который и сам скончался при крайне загадочных обстоятельствах. Воистину, над обоими словно тяготел какой-то злой рок. Во время съемок сцены убийства бандитами главного героя злодей по имени Фанбой в исполнении актера Майкла Масси стрелял в Ворона в упор из Магнума 44 калибра (большое, серьезное оружие). В первом же дубле пуля от боевого патрона, по чистой случайности оказавшаяся в стволе, попала Брэндону Ли прямо в живот, смертельно его ранив. Актер умер под светом софитов прежде, чем подоспела квалифицированная помощь.
Смерть Брэндона Ли потрясла съемочную группу. Это было практически невероятное стечение обстоятельств, подобного никто не мог припомнить: пуля, случайно попавшая в ствол из-за сработавшего за несколько дней до этого капсюля, пролежала в пистолете целых две недели, прежде чем ее вытолкнул наружу холостой заряд (который был еще больше, чем боевой - для большей вспышки и грохота). Именно в тот день эксперт по огнестрельному оружию взял выходной, и пистолет заряжал специалист по реквизиту, который и допустил роковую оплошность, не проверив, не забит ли чем-нибудь ствол. Эксперт бы обязательно это сделал. Разумеется, многие после трагедии твердо уверились в существовании зловещего проклятия, тяготеющего над семьей Ли – настолько все это было не похоже на случайность.
Алекс Пройас все же решил снять фильм до конца, поскольку уже располагал всеми крупными планами с участием Брэндона. Кадр, в котором пуля попадает в актера, решили не включать в фильм из уважения к погибшему - пленка была уничтожена. В результате все общие планы были сняты при помощи дублера Брэндона по имени Чед Стахельски – по сюжету, персонаж был сильно загримирован, поэтому зритель так ничего и не заметил. В фильме также имеется несколько сцен, в которых лицо Брэндона приставлено к телу его двойника при помощи компьютерной графики. На волне ажиотажа, который вызвала трагическая смерть Брэндона Ли, «Ворон» стал культовым хитом, собрав в десять раз больше своего бюджета.
Погибшего актера похоронили рядом с отцом. Брэндону было 28 лет.
«Связной» (2002) – смерть Сергея Бодрова-младшего
«…философско-мистическая притча о жизни двух друзей — этих людей я подсмотрел в жизни. Они романтики, путешественники, авантюристы. Конечно, будут и бандиты, заложники, в общем, всё, что сопровождает нас в жизни. Фильм называется „Связной“, и я в нём, как кофе в пакетике: три в одном — автор сценария, режиссёр и главную роль играю.»
Второй после «Сестер» фильм, который Сергей Бодров-младший снимал в качестве режиссера, оказался роковым. Осенью 2002-го вся страна была шокирована известием о том, что знаменитый актер, звезда фильмов Балабанова «Брат» и «Брат-2», один из самых лучших и самых характерных артистов отечественного кино погиб в Кармадонском ущелье вместе со всей съемочной группой своего нового фильма «Связной». Смерть Сергея Бодрова и его коллег - самый тяжелый несчастный случай за всю историю отечественного кинематографа. В худшее не верили до последнего. Даже спустя несколько недель после трагедии люди надеялись на чудо, верили, что Сергей мог спастись, выжить, укрыться в расщелине. Тщетно: он пропал без вести, навеки упокоившись в горах Кавказа. «Вечно молодой»… Без отца осталось двое детей.
Трагедии ничто не предвещало. В тот момент, когда с горы Джимара сорвалась каменная глыба, которая увлекла с собой ледник Колка, съемочная группа уже отсняла сцену с Ильясом, одним из главных героев фильма, собрала аппаратуру и двинулась в город. В этот момент, около 20.15 по местному времени, по руслу реки Геналдон со скоростью 150 км/ч сошла колоссальная каменная лавина длиной 5 км и шириной более двухсот метров, снося все на своем пути. Буквально через несколько минут ущелье было накрыто слоем льда, земли и каменных обломков, похоронившим под собой около 130 человек, по большей части жителей местных деревень. 23 человека основной съемочной группы также оказались на пути смертоносного потока. Самому старшему – художнику постановщику Владимиру Карташову – был 41 год, Бодрову – 31. Остальные – молодежь в возрасте 20-25 лет.
Немедленно начались крупномасштабные спасательные работы, в которых принимали участие государственные службы и множество добровольцев. Несколько месяцев разбирали завалы, пытаясь добраться хотя бы до тел пропавших людей, уже не надеясь на то, чтобы отыскать хоть кого-нибудь. Надежды прибавило спасение местного жителя, спустя двое суток извлеченного живым из-под завалов. Увы – он оказался единственным, кто остался в живых, попав под страшный поток. Спустя полтора года неимоверных усилий работы было решено прекратить. Нашли 17 тел, но Сергей Бодров-младший не был найден, и скорее всего, уже не будет никогда.
Из съемочной группы спаслось только три человека, случайно покинувших место съемок чуть раньше остальных. Они, да еще добровольцы и родственники погибших, находились на леднике вплоть до февраля 2004 года, не в силах принять смерть Сергея Бодрова, осознать, что нет больше на свете Последнего Героя...
«Завоеватель» (1956) – радиоактивное заражение съемочной группы
Этот эпик про Чингисхана с легендарным Джоном Уэйном в главной роли вошел в историю, как один из самых несчастливых фильмов Голливуда. По грустной случайности съемки велись неподалеку от полигона для ядерных испытаний – равнины Юкка в Неваде. В находившейся по соседству пустынной Юте, так хорошо подходившей для изображения жизни кочевых монголов, прошли дожди, выпавшие из радиоактивных облаков, пришедших оттуда, где несколько раз взрывали ядерные заряды. Итог был ужасен: многие из людей, работавших на площадке «Завоевателя», заболели раком и умерли в течение нескольких лет после работы над злополучным фильмом…
В пустыне Юты работало в общей сложности 220 человек. Почти половине из них – 91 человеку – в разное время впоследствии был поставлен страшный диагноз. До начала 80-х от рака умерло 46 членов съемочной группы, и в их числе исполнители главных ролей – Джон Уэйн, игравший Чингисхана, и звезды экрана Сьюзен Хейворд и Агнес Мурхед. От той же болезни скончался режиссер фильма Дик Пауэлл. А актер Педро Армендарис не стал дожидаться конца, узнав про болезнь, и покончил с собой.
Фильм был несчастен еще и тем, что продюсировал его легендарный эксцентрик Говард Хьюз, который был известен своими тяжелыми проблемами с психикой. Он запретил пускать полностью готовый фильм в прокат, выкупив все копии (и потратив на это около 12 миллионов), после чего на протяжении многих лет смотрел его сам, все глубже погружаясь в пучину безумия. В результате фильм попал на экраны аж 18 лет спустя, в 1974-м, когда 68-летнему Хьюзу оставалось всего 2 года до смерти, а аудитория была настроена на совсем другое кино. Усилия съемочной группы и заражение людей радиоактивными осадками пропали даром.
Сегодня «Завоеватель» является одним из легендарных «проклятых» проектов, склонных губить человеческие жизни и ломать карьеры, ничего не давая взамен.
|