Фильмы про будущее. Несбывшиеся предсказания фантастов (Продолжение здесь) Режиссеры нередко выступают в роли этаких пророков, рассказывая о событиях, которые произойдут в будущем. И если картина мира в 3000-м году может быть, по сути, какой угодно (все равно нам это не проверить), то видение будущего, которое сегодня уже стало прошлым, или очень близко подобралось к тому, иногда вызывает улыбку. Ребята, все было совсем не так!
Иногда фильмы про будущее отправляют нереально продвинутую технологию в самое ближайшее время, в котором ее просто не может быть, порой заставляют происходить самые ужасные катаклизмы – землетрясения, мировые войны, опустошительные эпидемии. Но вот это время наступило в реальности – и что же? Ребята, где наши летающие машины и карманные телепорты? Концы света, в конце концов?..
Итак, фантастическое будущее:
«На берегу» (1959), реж. Стенли Крамер
Предсказание: в 1964 году разразилась ядерная война, в которой погибло все северное полушарие.
Реальность: все в порядке, Кузькиной матери не было. Никита пошутил.
В послевоенное время стало очевидным, что две супердержавы становятся друг для друга угрозой просто потому, что у обеих есть ядерное оружие. Американцы начали привыкать жить в постоянной тревоге по поводу «красных», ну а кинорежиссеры не преминули сыграть на этом страхе, рассказав о ядерном Конце Света. Это было совсем не фантастическое будущее - по слухам, мир был в те времена не так далек от ядерной войны, как может показаться…
«Безмолвная звезда» (1959), реж. Курт Метциг
Предсказание: в 1985 году будет отправлена экспедиция на Венеру, люди найдут на этой планете следы поселений разумных существ.
Реальность: к 1985-му на Венеру летали разве только дистанционно управляемые станции, да и те нашли там никакие не города, а давление в десять атмосфер и температуру в 500 градусов.
Социалистическая Германия совместно с Польшей сотворила в конце пятидесятых научно-фантастический фильм, который выглядит не очень-то научным, и куда больше - фантастическим. Венера, оказывается, была заселена злобными венерианцами, которые все вымерли, а вот их роботы остались, и лелеют планы вторжения на голубую планету, маячащую в венерианском небосклоне. По ходу действия на Венере отключается гравитация, в общем, реалистичность на высоте.
«2001 год: Космическая одиссея» (1968), реж. Стэнли Кубрик
Предсказание: в 2001 году наука создаст искусственный интеллект, который не уступает человеческому, и снарядит экспедицию к Юпитеру. На орбите Земли будут огромные станции, на которые сможет прилететь любой желающий, воспользовавшись космопланом.
Реальность: в 2001 году никаких искусственных интеллектов даже близко нет, о полете людей к Юпитеру никто не заикается. Мы не высаживались даже на Марсе, и в 2012 эта экспедиция только в планах. Космический туризм доступен считанным единицам за бешеные миллионы – в 2001-м миллионер Деннис Тито стал первым туристом, слетавшим на русскую станцию. Ни о каких пассажирских регулярных рейсах и речи не идет.
Сюжет фильма крутится вокруг искусственного интеллекта, компьютера по имени HAL 9000, который управлял всеми системами корабля, летящего к Юпитеру, и в один прекрасный день спятил, убил своих подопечных, и потом долго охотился за уцелевшим астронавтом Дейвом. Писатель Артур Кларк предполагал, что в 2001 году компьютеры разовьются до такой степени, что смогут взять на себя целиком управление даже такой сложной миссией, как полет в глубины космоса, включая управление всеми системами жизнеобеспечения и реагирования на нештатные ситуации.
Правда состоит в том, что компьютеры и в 2001-м, и в 2011-м остаются по прежнему настолько тупыми, что они бесконечно далеки даже от того, чтобы сообразить, как сходить в магазин за хлебом, а не то что слетать на Юпитер. Они не способны беседовать с людьми, они не могут сами думать, абстрагировать, творить, и уж тем более сходить с ума. Увы, сходить им не с чего: загадка человеческого разума до сих пор не разгадана учеными, и все «разумные» действия компьютеров в наши дни на сто процентов имитация.
В 1968 году, когда был снят фильм, 2001-й казался столь отдаленным будущим, что людям казалось – возможно все. Что ж, нам сегодня тоже кажется, что в 2056 году будет разгул футуризма и нанотехнологий, но не исключено, что полноценный искусственный интеллект не будет создан даже и тогда…
А вот и еще один промах: никаких циклопических космических станций, изображенных в этом кино, нет и в помине даже спустя больше десятилетия после 2001 года. Фантастическое будущее откладывается на неопределенный срок, а причина проста: экономика. Вложения в космос колоссальны, коммерческая отдача – ноль (ну, почти). А потому основные средства по-прежнему расходуются на то, чтобы устроить дела здесь, на Земле. Тем более, что мы бесконечно далеки от того, чтобы похвастаться тем, что наступил Золотой век, все довольны, сыты и счастливы. Какие уж тут туристические орбитальные станции за триллион долларов… Спустя еще сто лет – может быть. Но что до космопланов – корпорация Virgin делает вполне реальные шаги в этом направлении, и обещает через пяток лет возить всех желающих на орбиту за смешные 200 000 долларов. Ну хоть что-то.
«Галактика THX-1138» (1971), реж. Джордж Лукас
Предсказание: в 21 веке человечество будет жить в подземных мегаполисах под стопроцентным контролем властей, регулирующих любые жизненные проявления людей, в том числе и эмоции. Отказ от приема подавляющих чувства препаратов и недозволенное общение с другими людьми карается как серьезное преступление.
Реальность: в 21 веке человечество все дальше и дальше продвигается к небывало широкому и глубокому общению всех со всеми и реальной свободе мнений, действий, и вообще всего, что не вредит ближним – можно даже ходить на голове.
В своем дебютном полнометражном фильме будущий автор эпохальных «Звездных войн» показывает нам человечество, живущее в стерильно-белых подземных помещениях, и тотально контролируемое правительством. Даже эмоции здесь под запретом – они признаны вредными и потенциально опасными. Все потребности человека удовлетворяются самым рациональным и научным образом, все кругом ходят бритыми налысо, а малейшие попытки нарушить строгий распорядок беспощадно пресекаются роботами-полицейскими.
Фантастическое будущее - более далекого от реальности мира даже не представить. Кроме того, Лукас под видом автомобилей завтрашнего дня показывает вполне себе соответствующие семидесятым годам гоночные машины – только обвешанные какими-то трубочками для создания футуристического вида. Интересно, что в 2000-х Лукас заново переиздал свой дебютный фильм, включив в него массу нарисованных на компьютере деталей, и даже целых сцен. Так в кадре появились натуралистичные роботы, шагающие на заднем плане – в итоге наивность картины была сильно сглажена.
«Заводной апельсин» (1971), реж. Стэнли Кубрик
Предсказание: в 1995 году Лондон придет в упадок, и окажется во власти жестоких молодежных банд.
Реальность: в 1995-м на улицах Лондона царил порядок и благолепие. Впрочем, в августе 2011 улицы столицы погрузились-таки в хаос и анархию, но тому виной были национальные меньшинства, озверевшие от безработицы, а не скучающие британские подростки, слушающие Бетховена.
В свое время это был один из самых шокирующих фильмов, а сегодня он попросту считается одним из величайших в истории. Великий Стэнли Кубрик аккурат после «Космической одиссеи» сотворил еще одну аллегорию, но на сей раз оглушающе-натуралистичную. Только вот со своим видением английского общества в середине девяностых он явно не попал в точку: люди на Британских островах по-прежнему аккуратно создают видимость высокоразвитой цивилизации, и далеки от массового насилия и грабежей.
«Завоевание планеты обезьян» (1972), реж. Дж. Ли Томпсон
Предсказание: в 1983 году вирус убил всех кошек и собак, оставив людей без домашних питомцев. Тогда люди стали держать в своих домах шимпанзе. В 1991 году американская культура уже основывалась на рабском труде обезьян.
Реальность: э-э… Все было не так.
Потратив некоторое время на возвращение глаз со лба на традиционное место, выразимся попросту: это ж надо было такое придумать! Впрочем, на самом деле фильмы про будущее из серии "Планета обезьян" - это мощная сатира.
«Смертельные гонки 2000 года» (1975), реж. Пол Бартел
Предсказание: в 2000-м году реалити-шоу включают в себя узаконенное убийство игроками мирных людей, что допускается, и успешно используется для поднятия рейтинга.
Реальность: современный мир жесток, но не настолько. В 2000-м, как и сегодня, шоу, погубившее в прямом эфире хотя бы хомяка, будет немедленно снято с трансляции, а его устроители пойдут под суд.
Реалити-шоу набирают обороты: в 2000-м году стартует гонка на страховидных автомобилях через всю Америку, по ходу которой у гонщиков задача не только нестись как можно быстрее, но и сбить как можно больше пешеходов. В реальной Америке 2000 года, в которой можно угодить под суд, задев человека зеркалом заднего вида на скорости 5 км/ч, подобные вещи кажутся полнейшим идиотизмом. Впрочем, сценарий считался нелепым еще в середине семидесятых, что не помешало стать фильму с юным Сталлоне в высшей степени удачной культовой классикой.
«Безумный Макс» (1979), реж. Джордж Миллер
Предсказание: в 1984 году в Австралии воцарится анархическое общество, в котором все борются за выживание, и жизнь любого человека находится в опасности. Округу терроризируют жестокие банды.
Реальность: в 1984 году в Австралии все было очень хорошо.
Юный Мел Гибсон, ставший после этого фильма звездой, изображает Макса Рокатански, методично и довольно жестоко истребляющего разнообразных бандитов, в которых, как можно предположить, в одночасье превратились мирные австралийцы в постапокалиптическом мире. И что такое стряслось с благополучной Австралией, что она моментально погрузилась в пучину агрессии и немотивированного насилия?
«Побег из Нью-Йорка» (1981), реж. Джон Карпентер
Предсказание: в 1997 году мир будет погружен в хаос и мировую войну, преступность будет сравнима по власти с государством, тюрьмы-города будут занимать сотни квадратных километров.
Реальность: в 1997 году Америка вовсю мирится с Россией, мировая война решительно отменяется, преступность заметно снижается по сравнению с прошедшим десятилетием.
Карпентер высказал предположение, что в 1997 году будет вовсю идти Третья Мировая война, Манхэттен станет гигантским местом заключения для особо опасных преступников, и бандитов в Нью-Йорке будет значительно больше, чем мирных граждан. В реальном 1997 году Советский Союз вовсю плыл кверху брюхом, а преступность в Нью-Йорке снизилась по сравнению с 1981-м на 75 процентов. Иногда фильмы про будущее попадают пальцем в небо.
«Бегущий по лезвию бритвы» (1982), реж. Ридли Скотт
Предсказание: в 2019-м человечество построит колонии на других планетах, начнет клонировать для работы в этих колониях людей, будет жить в мегаполисах, протянувшихся на сотни километров, машины будут летать по воздуху.
Реальность: никаких колоний нет даже на Луне, а не то что где-то дальше (и не будет еще как минимум несколько десятилетий), людей клонировать запрещено законом (а если бы и было разрешено, клоны не дотягивали бы по своим показателям до обычных здоровых людей, рожденных естественным путем), мегаполисы не сильно отличаются от таковых в начале 80-х, местами вообще отличий ноль. Машины как ездили по земле, так и ездят, и даже на электричество переходить не хотят, потребляя все тот же старый добрый бензин (пусть и в меньших количествах).
Этот фильм является шедевром кино, хоть и не получившим широкого признания, но в нем показано слишком фантастическое будущее. В 2019-м, до которого осталось всего ничего, у нас точно не будет колоний на других планетах, и тем более не будет репликантов – копий людей, специально созданных для работы в тяжелых условиях… Кроме того, фильм наполнен летающими автомобилями – до них явно далеко, и в 2019-м мы точно будем ездить по земле на четырех колесах, а не рассекать воздушное пространство по прихотливым траекториям. Циклопические города с километровыми башнями тоже явно не из 2019-го.
«Космическая одиссея 2010» (1984), реж. Питер Хайамс
Предсказание: в 2010 году человечество все так же пользуется услугами мощного искусственного интеллекта, и все так же летает к Юпитеру. СССР по-прежнему существует, по-прежнему ненавидит и боится Америку, и не упускает случая сильно с ней поругаться.
Реальность: в 2010 году все так же нет никаких искусственных интеллектов, все так же никто не устраивает экспедиций к другим планетам, а что до СССР, то у нас успело завести своих детишек поколение, которое вообще не жило в такой стране, и уверено, что Ленин был великим композитором.
Этот совсем не обязательный сиквел великого фильма Кубрика оставил все те же невозможности вроде искусственного интеллекта и полетов к Юпитеру, но еще и добавил в повествование ситуацию, которая далека от реальности так же, как далека от нас самая большая планета Солнечной системы. В 2010-м году, по замыслу режиссера, СССР не только жив и здоров, но еще и устраивает с США новую холодную войну. Между тем к этой дате СССР нет уже лет двадцать, а на его бывшей территории царит тот самый капитализм, от которого Советы так отчаянно отбивались руками и ногами…
«Терминатор» (1984), реж. Джеймс Камерон
Предсказание: в середине девяностых искусственный интеллект, допущенный к управлению ядерными ракетами, самостоятельно примет решение об уничтожении всех людей, как потенциальной угрозы для себя.
Реальность: никаких компьютерных интеллектов, никакой войны, более фантастического развития событий даже не представить, разве только высадка враждебно настроенных зеленых человечков.
Рожденный, как и «Одиссея 2010», во время холодной войны, «Терминатор» носился с мыслью о ядерном апокалипсисе, который был намечен то на середину девяностых, то на 2004-й год. Мы живы и здоровы, и это очень счастливая ошибка гениального, в общем-то, фильма. Кстати, никаких искусственных интеллектов в управлении тактическим ядерным оружием нет и не предвидится: даже если бы такие компьютеры существовали, ни одна держава не доверила бы им вооружение, способное стереть человечество с лица земли… Только ручками!
«Крипозоиды» (1987), реж. Дэвид Де Кото
Предсказание: в 1992 году случится ядерная война, после которой выжившим людям будут докучать страшные мутанты.
Реальность: в 1992 году мир увидел ядерный взрыв, сметающий города, разве только в фильме «Терминатор 2» Джеймса Камерона.
Несмотря на всю свою малобюджетность, фильм получился просто отменный как по динамизму действия, так и по напряженности (особенно в отдельные моменты). Но вот предположение о стершей нашу цивилизацию с лица земли ядерной войне, мягко говоря, не соответствует действительности.
«Робокоп» (1987), реж. Пол Верховен
Предсказание: в 2015 году Детройт постигнет финансовый коллапс и он погрязнет в анархии. Город захватят банды. Новые технологии позволят властям создать киборга с механическим телом, которое управляется человеческим мозгом.
Реальность: Детройт из-за кризиса, конечно, сильно сдал позиции, и теперь целые кварталы стоят пустыми, но разгула преступности нет и не предвидится. Что же до киборгов – все попытки действовать в этом направлении увенчались лишь разработкой механических протезов для инвалидов, которые даже на десять процентов не заменяют обычной живой конечности, не говоря уже о том, чтоб превзойти ее.
Фильмы про будущее так и норовят продемонстрировать зрителям захламленные преступные мегаполисы. Пол Верховен снял один из самых блистательных боевиков в истории, но его Детройт 2015-го – это натуральный кошмар. Хотя нельзя не отметить, что в отношении финансового коллапса – это Пол попал не в бровь а в глаз…
«Бегущий человек» (1987), реж. Пол Глейзер
Предсказание: в 2017 году мировая экономика рухнет, и Америка станет тоталитарным обществом. Правительство организует жестокие реалити-шоу, в которых преступники, приговоренные к смерти, будут бороться перед камерами за свою жизнь в схватках с убийцами, нападающими на них с бензопилой в прямом эфире.
Реальность: до указанной даты всего пять лет, и что-то не похоже, чтобы Америка превращалась в тоталитарное общество (хотя экономический кризис налицо). А что о реалити-шоу с убийствами – нынче и «Форт Бойяр»-то считают чересчур суровым, а не то что смертельные бои до гибели одного из соперников… Мимо!
«Назад в будущее 2» (1989), реж. Роберт Земекис
Предсказание: в 2015 году скейтборды будут парить над землей, автомобили смогут взмывать в небеса и выделывать там мертвые петли, кроссовки будут шнуроваться самостоятельно, а люди будут крутить педали велотренажеров во время еды.
Реальность: гравитация так и не побеждена, разве что на экспериментальных лабораторных установках, и проклятые машины, черт бы их побрал, не летают, а все больше стоят в пробках.
Если верить фильму, в 2015-м у нас, как и в фильме Скотта, будут летающие машины, а намокнувшая одежда будет сама себя сушить. Ничего подобного нет и в помине: антигравитация далека от повседневного использования так же, как сто лет назад, неуклюжие попытки сделать летающие машины оставлены до лучших времен… Хотя доподлинно известно, что фирма Nike вот-вот выпустит в продажу самозашнуровывающиеся кроссовки! Как бы то ни было, представления Роберта Земекиса про фантастическое будущее оказались чересчур смелыми. Ни тебе рекламных голограмм, ни летающих скейтбордов, ни контроля погоды, а ведь до 2015-го осталось совсем чуть-чуть!
«Класс 1999» (1990) реж. Марк Лестер
Предсказание: в 1999 году военные человекоподобные роботы будут переведены на мирные рельсы, и устроены учителями в школы для особо трудных подростков, где наведут порядок железной рукой.
Реальность: в 1999 году военные роботы представляли из себя безмозглые тележки на гусеничном ходу, не способные никого научить даже таблице умножения.
Между прочим, Лестер снял «Коммандос» - один из культовых фильмов с Арнольдом Шварценеггером, крепко сбитый и донельзя брутальный. Нет никаких сомнений в таланте режиссера – несмотря на всю наивность его творений, они содержат в себе совершенно изумительные образы, увлекательны и динамичны. Вот только эта идея с роботами, не отличающимися от живых людей вообще ничем, кроме металлических потрохов – это как-то слишком смело для 1999 года… Таких совершенных роботов даже спустя сто лет вряд ли создадут. И когда они появятся – самой последней идеей будет мысль устроить их учителями трудных детей.
Продолжение следует...
|