Голливудские мифы: Оружие в кино
Голливуд так любит оружие, что складывается ощущение: главная задача кинопродюсеров — как можно сильнее уменьшить население Соединенных Штатов, где огнестрельное оружие официально разрешено и продается в магазинах. Как иначе можно объяснить маниакальное стремление Фабрики Грез дать своим зрителям как можно больше уроков обращения с самыми разнообразными пушками, да еще и подать все это так завлекательно, чтобы кому-то непременно захотелось применить полученные знания на практике? Оружие в кино - непременный атрибут любого боевика.
Десятилетие за десятилетием Голливуд стремится укоренить в головах подрастающих соотечественников образ пистолета, как естественного продолжения человеческой руки. Трудно припомнить героя популярного фильма, который бы не имел дела с оружием. Оно и понятно: умение классно обращаться с пистолетом есть непременный атрибут мужественности и решительности, которые так здорово смотрятся на экране, и без которых герой — всего лишь хлюпик.
Но практически все уроки, которые дает мир кино об огнестрельном оружии — попросту говоря, чушь собачья.
Итак, Голливудские мифы об оружии:
Глупость номер один: Если вы бросите оружие на пол, оно выстрелит.
Спасайся кто может...
Этот прикольный миф получил свое нешуточное развитие в десятках боевиков. Иногда какой-нибудь автомат приканчивает половину террористов фильма, начиная палить вполне себе самостоятельно — чего стоит одна только сцена из «Правдивой лжи» Камерона, где супруга главного героя Хелен в исполнении Джейми Ли Кертис роняет пулемет MAC-10 на лестницу, в результате чего он истребляет половину плохих парней.
Для уничтожения всех террористов в комнате сбросьте автомат с лестницы...
В результате у всякого в голове создастся впечатление о том, что заряженный пистолет, снятый с предохранителя, упав на пол, непременно выстрелит. Так что уронив пистолет, вы немедленно попытаетесь его поймать прежде, чем он долетит до пола. Между тем как раз такие действия вполне могут привести (и приводили) к несчастному случаю — можно просто нечаянно нажать на курок.
Безобидны без человека
Ау, все сценаристы мира, постарайтесь запомнить одну простую вещь: ни одна единица огнестрельного оружия не выстрелит, если ее уронить на пол. Видите ли, оружейная индустрия точно такая же, как и любая другая индустрия. Если ее продукция будет палить случайно, фирма, выпускающая такое оружие, может идти подавать документы о банкротстве даже не дожидаясь судебных исков, в порядке профилактики. В современном мире такая глупость, как самостреляющий пистолет, будет экономически мертва еще до рождения. Разумеется, в конструкции всех пушек имеются надежные предохранители, которые делают абсолютно невозможным выстрел, происшедший иначе как по причине хорошего, уверенного нажатия на курок.
Глупость номер два: На свете существуют пистолеты, невидимые для металлодетекторов.
Говорю тебе, это был Глок 7! Что значит: «Такого пистолета нет?» Много ты понимаешь!
Террористы тем террористичнее, чем успешнее они проносят огнестрельное оружие туда, где его, по идее, не должно быть — например, в школу или на самолет. Во второй части «Крепкого орешка» Джон МакКлейн, обращаясь к тупоумному чинуше в аэропорту, произносит следующее: «Этот урод наставил на меня Глок 7, ты знаешь, что это такое? Это керамический пистолет, сделанный в Германии. Он не виден на ваших металлодетекторах и стоит больше, чем ты зарабатываешь в месяц.»
Роспись в подарок!
Спасибо за то, что просветил, Джон, но ты заблуждаешься сразу во всех направлениях. Во-первых, на свете нет и никогда не было модели пистолета «Глок 7». Во-вторых, керамических пистолетов, не определяемых металлодетекторами, в природе не существует. Гораздо проще было бы сделать неметаллический пистолет не из керамики, а из какого-нибудь полимера, но вот в чем проблема: ствол пистолета подвергается слишком большим нагрузкам и температуре, чтобы быть сделанным из чего-то кроме старого доброго металла.
Детекторы — зло!
Конечно, можно возразить, что такое оружие недоступно простым гражданам (да и зачем? Чтобы они на самолеты с ним пробирались?), а уж в правительстве-то могут построить такую штуку. Но известна история Дэвида Байрона, американского оружейника, запатентовавшего неметаллический пистолет аж в 1987 году, и с тех пор безуспешно пытавшегося наладить его производство. Вначале это казалось реальным, и американский Конгресс даже пытался законодательно провести запрет на разработку «невидимого» оружия, хотя и безрезультатно.
Пушки и самолеты — не созданы друг для друга
Но запрет не потребовался. Байрон — специалист до мозга костей, но его старания все равно окончились пшиком. Он натолкнулся на трудности, которые оказались непреодолимыми Спустя год Байрон закрыл свою фирму, для того чтобы... вновь объявиться в 2000-м, с теми же самыми заявлениями! Он основал компанию Magnum Technology, нашел инвесторов, вложивших в его изыскания 800 000 долларов, и на сей раз был совершенно уверен, что ему удастся-таки выпустить в свет чудо-пистолет, который совершенно не определялся бы металлоискателями.
Единорог оружейного мира
Напрасно: в 2007 году компания закрылась, так и не представив действующий образец. Совершенно без металла обойтись не получилось. Так что все эти легенды о «пластиковых», «фарфоровых» и прочих пистолетах, которые можно пронести через металлоискатель — не более чем очередная выдумка досужих сценаристов.
Глупость номер три: пули высекают искры.
Никогда не стреляйте на АЗС
Этот штамп преследует каждый голливудский боевик. Стоит только герою укрыться за автомобилем, или даже просто спрятаться за углом, как пули, попадающие в преграду, начинают высекать целые снопы искр. Это кажется правдоподобным: если железом ударить по железу с большой силой, летят искры, и в этом легко можно убедиться, как следует постучав молотком по какой-нибудь железяке. Вот они!
Вот пуля пролетела и ага...
А между тем пули не могут высекать искры по одной простой причине — их оболочка сделана из медных сплавов, и лишь иногда они имеют стальной сердечник (у винтовок). Но при контакте с металлом медь искр не высекает. Да и те искры, которые могут появиться при контакте стального сердечника и металла — ничтожны, и практически невидимы. Ну а пули от пистолета не могут стать причиной искр даже теоретически.
Глупость номер четыре: дробовик — лучшее оружие массового поражения.
Лучше сдаться по-хорошему
Назовите оружие круче дробовика. До тех пор, пока не изобретут бензопилу из пираний, на свете не будет ничего более убийственного, чем дробовик. В кино из него выносят врагов целыми толпами. У него такая убойная мощь и область поражения, что нередко враги отправляются в мир иной по трое за раз после каждого выстрела героя. Большой ствол и веер смертоносного металла из дула сделали дробовику репутацию самого страшного и эффективного оружия. Из него удобно уничтожать целые толпы зомби, и, в общем-то, можно даже не целиться.
4 см? Не по-мужски...
А вот фото реального разброса дроби, выпущенной из дробовика 12-го калибра. Как видите, ни о каком «смертоносном веере», который демонстрирует оружие в кино, и речи не идет — клубок дроби идет плотно, и он размером максимум с кулак. То есть, он по определению не может поразить нескольких врагов одновременно и вдребезги разнести стену на площади в добрый квадратный метр. При этом дробовик эффективен исключительно на малых расстояниях, поскольку картечь, которой он стреляет, летит куда медленнее пули и замедляется куда сильнее, а потому ни о какой прицельной стрельбе на большие расстояния и речи не идет. За пределами ста метров дробовик уже не может нанести серьезное ранение. В целом он гораздо менее эффективен, чем даже пистолет.
Примечательно, что эффективность тем меньше, чем больше разброс картечи. Так что дробовик, поражающий цель на площади в квадратный метр, даже на близких расстояниях будет бесполезен.
Глупость номер пять: чемпион по стрельбе в тире непобедим в перестрелке.
А без наушников я все время мажу...
Как показать крутизну главного героя в фильме? Помимо достойного выступления в каком-нибудь хорошем мордобое в стиле «один-против-дюжины», он непременно должен поразить цель в самое яблочко! Герой укладывает пули точно в центр мишени одну за другой, и у зрителя не остается ни малейших сомнений в том, что попади этот парень в реальную перестрелку — и от злодеев останутся рожки да ножки.
Эх, мне бы оптический прицел...
Статистика, как это часто с ней бывает, возвращает с небес на землю. Американские исследователи тщательно изучили около двухсот случаев перестрелок полицейских с преступниками (среди них были такие, которые Голливуду даже не снились), и попытались вывести зависимость между результатами полицейских на экзаменах по стрельбе и их эффективностью в реальной перестрелке — количеством метких выстрелов и общим контролем ситуации.
Зависимость не нашли.
Меткость в тире оказалась НИКАК не связана с эффективностью в настоящем бою. Ее просто нет, этой связи. Блестящий снайпер, всегда попадающий в самую середину мишени на тренировках, безбожно мажет в бою, и падает, сраженный выстрелом преступника, еще до того, как увидит, кто вообще в него стрелял. Его напарник, всегда очень плохо стрелявший в тире, оказывается способен противостоять пятерым вооруженным грабителям, раня нескольких из них и оставшись невредимым. Жизнь, как водится, цинично поставила все с головы на ноги.
Но в бою я совершенно теряюсь!
Этому есть объяснение — люди не роботы. Они не бездушные механизмы, не ведающие страха и сомнений. А между тем даже небольшой стресс оказывает на меткость стрельбы такое разрушительное влияние, что вчерашний снайпер не может попасть в цель прямо перед собой элементарно из-за дрожи во всем теле! А не очень-то меткий стрелок, умеющий держать себя в руках, и обладающий природным хладнокровием в минуты опасности, во много раз эффективнее в бою.
Но кто же был эффективнее всех? Вывод экспертов, изучивших сотни инцидентов с применением огнестрельного оружия, оказался таким: «Самым главным фактором выживания и нанесения максимального ущерба врагу в реальной перестрелке является умение найти лучшее укрытие и точку обстрела».
Спрячусь-ка я вот за этим стеклом!
Умение прятаться. И не просто прятаться, а еще и правильно определять, какое укрытие будет наиболее эффективным. Вот что оказалось главным. Именно те полицейские, которые сумели найти хорошую огневую позицию, побеждали в настоящем бою. А их коллеги-снайперы оказались абсолютными аутсайдерами. В поединке между двумя вооруженными людьми боец, который лучше выберет себе укрытие, окажется на 60 процентов эффективнее своего противника, пусть даже тот - великий стрелок, всегда выбивающий десять из десяти. А в фильмах главные герои, наоборот, постоянно норовят укрыться за перевернутыми журнальными столиками и дощатыми стенками, словно специально демонстрируя свою беспомощность. В жизни с ними бы разобрались в два счета.
Глупость номер шесть: огнестрельное оружие смертельно и разрушительно
Иногда моя голова просто раскалывается...
Если в боевике в человека попадает пуля, он отлетает на несколько метров, иногда пролетая сквозь стеклянную витрину или дверь. При этом он не жилец: пуля, попавшая куда-то еще кроме руки или ноги, немедленно убивает человека, оставляя ему разве только пару минут жизни, чтоб он успел сказать что-нибудь важное.
Кончился бензин... Но несколько обойм быстро доставят меня на работу!
Ошибки в фильмах сплошь и рядом связаны с безграмотностью авторов в отношении славной науки физики. Начать с того, что пули никого никуда не откидывают. Они воздействуют на мишень с той же силой, с которой действуют на стреляющего, поскольку сила действия всегда равна силе противодействия (это один из основных физических законов). Так что если кто-то выстрелом из дробовика отбрасывает противника далеко назад, он неизбежно должен сам улететь под воздействием той же самой силы. Воздействие на тело не может быть больше отдачи оружия.
Далее — смертельные попадания. Злодеи, получив пулю, немедленно отходят в мир иной прямо пачками, а если Джон МакКлейн получает парочку ранений и продолжает действовать, то это лишний раз доказывает, как крут Джон МакКлейн.
Жить в нашем квартале стало небезопасно...
А вот статистика огнестрельных ранений, на которую, к несчастью, так богата Америка, бесстрастно говорит, что из 100 раненых умирают только пять или шесть человек. То есть, в 95 процентах случаев ранение из огнестрельного оружия не является смертельным. И самое главное расхождение с фильмами состоит в том, что выстрел человека вовсе не останавливает.
Находясь под воздействием адреналина в крови, человек продолжает бороться даже после того, как в него выпустили несколько пуль, причем это происходит сплошь и рядом! Рапорты полицейских, побывавших в перестрелках, пестрят сообщениями о том, что подвыпившие фермеры продолжали уходить от преследования на своих машинах, получив полную обойму патронов из полицейского пистолета. Многократно сообщалось о грабителях, продолжавших сражаться после прямых попаданий в грудь и даже в голову, и что самое удивительное — они еще и выживают, вовремя попав в больницу!
37 пуль? Семечки!
Медики знают, что если сердце человека бьется в момент его доставки в приемный покой, он наверняка останется жив. Итогом становятся многочисленные истории выживших после попадания десяти пуль и более. Совсем уж удивительные случаи из реальной жизни: американский солдат Рой Бенавидес, воевавший во Вьетнаме, в составе группы из 13 человек сражался с целым батальоном в течение шести часов, получив в общей сложности 37 ранений от пуль и шрапнели, и полностью поправился. Один грабитель банка получил 60 (!) пуль от ворвавшихся в помещение полицейских, и остался в живых, и даже давал потом интервью по этому поводу. Известны случаи, когда люди бежали сотни метров с простреленными коленями. И даже те преступники, в которых попали 100 раз, несмотря на последовавшую смерть от потери крови, долгое время продолжали биться в таком состоянии.
Таким образом, все эти перестрелки в кино, в процессе которых герой мгновенно убивает сотни врагов, оставаясь невредимым, выглядят еще более нелепыми. Даже если представить себе, что враги постоянно мажут, в то время как герой неизменно точен — реальность говорит, что ни одна пуля не способна мгновенно остановить человека, переполненного яростью и адреналином.
|