Фантастическая четверка — обреченный фильм
В этой истории с фильмом, обреченным на забвение еще до начала съемок, наиболее печальным является тот факт, что все его создатели, включая владельца киностудии, до последнего момента не знали о том, что фильм никогда не выйдет на экраны кинотеатров. И они старались изо всех сил, чтобы фильм получился как можно лучше...
Фантастическая четверка — обреченный фильм
Все знают блокбастер «Фантастическая четверка» 2005 года — тот самый, с шикарными спецэффектами, не менее шикарной Джессикой Альбой в роли Невидимой Леди, а также Крисом Эвансом еще до того, как он стал Капитаном Америкой. Неплохой попкорновый боевик по комиксам, который выглядит равным среди равных в ряду прочих известных и довольно успешных крупных проектов Голливуда. Он собрал в общемировом прокате более 300 миллионов долларов.
Но съемкам этого блокбастера предшествовали драматичные события, связанные с совсем другой картиной под тем же самым названием. Бесполезно искать сведения о кассовых сборах этого фильма: их нет. Его не собирались показывать ни одной живой душе...
За скандальным проектом стоял немецкий продюсер Бернд Айхингер, построивший блестящую карьеру в кинобизнесе: в 1979 году, в возрасте 30 лет он стал во главе немецкой кинокомпании Neue Konstantin, которая под его управлением превратилась в лидера немецкой киноиндустрии.
Он был далеко не первым, кто обратил внимание на популярные комиксы как многообещающую основу для прибыльных фильмов — того же «Супермена», например, благополучно экранизировали еще в 70-х. Но настоящий расцвет фильмов по комиксам был еще впереди.
Ощущая потенциал, скрытый в графических романах, в 1983 году Айхингер встретился со знаменитым американским автором комиксов Стэном Ли, чтобы обсудить приобретение прав на героев комикса «Фантастическая Четверка»— именно Стэн придумал их еще в шестидесятых, работая в компании Marvel. Все оказалось не так просто, и Айхингер уехал с пустыми руками. Спустя три года он обратился в компанию Marvel с той же целью, на сей раз успешно.
В те времена никто не относился к комиксам как к бесценным франшизам, способным приносить горы золота, потому что блокбастеры вроде «Бэтмена» еще не увидели свет. Для студий снимать кино такого рода было довольно сомнительным предприятием. В конце концов Айхингер приобрел права на всю «Четверку» плюс Серебряного Серфера и еще несколько других второстепенных персонажей за скромные 250 тысяч долларов.
В этом нет ничего удивительного: индустрия комиксов переживала серьезный упадок, поэтому многие знаменитые супергерои ушли за бесценок. Как раз в то время Marvel продала Человека-Паука кинокомпании Cannon Films всего за 225 тысяч — сумму много меньшую, чем стоимость одних только костюмов из будущего суперхита с Тоби Магуайром... Это было то же самое, что зарезать курицу, несущую не то что золотые — платиновые яйца, но в те годы это казалось разумным.
У Айхингера были большие планы на «The Fantastic Four». На тот момент существовали только мультсериалы, посвященные этим героям, но фильма не было. С самого начала продюсер намеревался создать грандиозный блокбастер с гигантским бюджетом и претензиями на огромные сборы. Но увы — у него не было ни крупных средств, ни возможности их привлечь. На фоне падения интереса читателей к комиксам супергерои считались темными лошадками, и крупные студии просто не решались иметь с ними дело (тем более — сразу с четырьмя).
Гиганты индустрии Уорнер и Коламбия проявили было интерес к проекту, но дальше выражения заинтересованности дело не шло, поскольку непременным условием крупных студий всегда было приобретение прав в свою пользу, что немецкого продюсера категорически не устраивало. Год за годом Айхингер пытался продвинуть этот фильм на должном уровне, но безуспешно.
Между тем, в контракте продюсера с Marvel имелся пункт, в котором было сказано, что если Айхингер не сделает фильм про «Фантастическую четверку» до 31 декабря 1992 года, все права перейдут обратно к издателю комиксов, и мало того, что 250 тысяч окажутся выброшенными на ветер — Айхингер должен будет еще и выплатить неустойку в размере пяти миллионов долларов.
К тому моменту уже вышел бертоновский «Бэтмен», и на фильмы по комиксам все смотрели по-новому. Несколько конкурентов с нетерпением ждали момента, чтобы забрать «Фантастическую четверку» в свои руки. Айхингер пытался продлить срок, но безуспешно — в Marvel уже осознали, как сильно они продешевили своих героев, и прекрасно понимали, что теперь продадут их намного дороже.
Понимая, что многообещающая франшиза вот-вот уплывет из рук вместе с кругленькой суммой, Айхингер решился на ловкий, неожиданный, и вместе с тем бессовестный трюк.
В контракте не были прописаны две очень важные детали насчет будущего фильма. Во-первых, нигде не была указана его стоимость, а во-вторых (самое главное) - не было никакого упоминания об обязанности Айхингера... выпускать фильм в прокат! Ради сохранения прав на картину немецкий продюсер решил снять единственное в своем роде фиктивное кино.
Это не было обманом в полном смысле слова. Съемки должны были быть самыми настоящими — с актерами, режиссером и сценаристом, с декорациями и спецэффектами, со всеми костюмами — все как в настоящем кинопроизводстве. Вот только показывать получившееся кино зрителям никто не собирался.
Для съемок фильма-пустышки Айхингер объединился со знаменитым продюсером Роджером Корманом, известнейшим гуру малобюджетного кино «класса B», давшего жизнь сотням дешевых поделок стоимостью несколько тысяч долларов. Скорость изготовления и дешевизна фильмов Кормана вошли в историю — за свою карьеру Роджер спродюсировал 450 (!!!) малобюджетных картин. Для воплощения идеи Айхингера он был идеальным бизнес-партнером.
Корман согласился сделать этот фильм на своей студии New Horizons, вложив в него почти полтора миллиона долларов (огромные деньги по его меркам). Он хотел начать производство как можно ближе к дедлайну, чтобы иметь больше времени на подготовку. Съемки «подделки» начались 28 декабря 1992 года, ЗА ТРИ ДНЯ до истечения срока, указанного в договоре с Marvel.
Бернд Айхингер до сих пор не признал свое изначальное намерение похоронить «Фантастическую четверку» заживо. Тем не менее, слишком многое указывает на это со всей ясностью. Немецкий продюсер не на шутку опасался, что фильм получится дрянной (Корман шедевров отродясь не продюсировал), и если он попадет в кинотеатры, то создаст «Четверке» такую славу, что на «настоящий» фильм потом просто не пойдет ни одна живая душа. Поэтому Айхингер был сильно заинтересован в том, чтобы ни один зритель даже краем глаза не увидел то, что снималось на студиях Кормана!
Но самым печальным был тот факт, что Айхингер решил ни слова никому не говорить о своем хитром плане, так что даже сам Роджер Корман был не в курсе насчет истинного положения вещей. Он был уверен, что делает полноценное «B-movie», притом с неплохими шансами на хороший прокат. Люди, работавшие над фильмом, тоже не имели ни малейшего понятия о том, что все их труды отправятся прямиком в мусорную корзину. Они честно старались сделать что-то стоящее в рамках своих возможностей, не подозревая, что их просто использовали...
В режиссерское кресло пригласили Олея Сассона, сына всемирно известного производителя шампуней Видала Сасуна. Олей был автором множества видеоклипов популярных исполнителей 80-х, а также работал над малобюджетными сериалами и боевиками, в частности, одной из кормановских поделок под эпическим названием «Кровавый кулак 3: Вынужденный поединок». Сценарист и актеры были ему под стать — ни одного мало-мальски известного имени.
Кастинг был молниеносным. На роль Мистера Фантастика утвердили Алекса Хайд-Вайта, ранее мелькнувшего разве что в «Красотке» в микроскопической роли, состоявшей из десяти секунд экранного времени. Невидимой Леди стала Ребекка Стааб, фотомодель и бывшая Мисс Небраска. Человека-Факела согласился сыграть Джей Андервуд, известный своей ролью в фильме «Мальчик, который умел летать» 1986 года, он был самым опытным из всех. Этого не скажешь о Майкле Бэйли Смите, сыгравшем Существо — это был его второй фильм...
Все было по-настоящему: декораторы честно построили задние планы (переработав их из декораций от предыдущих фильмов), консультанты по оружию и боевым искусствам отработали каждый трудовой цент. У них даже были каскадеры, и настоящий художник компьютерных спецэффектов! Основные съемки проходили на Concorde Studios в Венусе, Калифорния. Это был бывший склад пиломатериалов, в 80-м переоборудованный Корманом под киностудию. По съемочной площадке то и дело шныряли крысы, крыша протекала, а гримерные были размером с кабинки общественного туалета. Впрочем, и это было роскошью — прочие фильмы Кормана, снятые здесь (например, «Карнозавр», завершенный месяцем ранее) обошлись куда дешевле полутора миллионов.
Натурные съемки завершились спустя месяц, еще несколько месяцев ушло на пост-продакшн, в процессе которого братья-композиторы Дэвид и Эрик Вюрсты из собственного кармана оплатили оркестр из 48 инструментов (потратили 6000 долларов). Все очень старались выпустить фильм в срок и без лишних расходов...
Андервуд вспоминал: «У нас было чувство, что если мы покажем все, на что способны, это станет прорывом в наших карьерах. Это ведь была «Фантастическая четверка»! Большая удача. Мы работали с большим энтузиазмом.» Сам Стэн Ли несколько раз посещал съемки, консультируя актеров, как им лучше сыграть своих персонажей.
Айхингер до последнего момента сохранял в тайне свое намерение не пускать фильм в прокат, так что у всех сохранялась полнейшая иллюзия того, что фильм вот-вот выйдет на экраны. Летом 1993 года в кинотеатрах стали показывать его трейлеры со словами «COMING SOON», такие же трейлеры разместили на видеокассетах с «Карнозавром» и прочими новинками студии Кормана. Актеры даже отправились в рекламное турне, и вовсю раздавали автографы на фестивале ComicCon в Сан-Диего. Популярные журналы печатали большие статьи и интервью о скором выходе супергеройского кино. Дошло до того, что объявили дату и место мировой премьеры — 19 января 1994 года, торговый центр Mall of America в Миннесоте...
А осенью 93-го Айхингер позвонил режиссеру Сассону, и спокойно сказал ему, что никакой премьеры не будет.
Сказать, что для всех участников проекта это был удар — значит не сказать ничего. Все оказались в состоянии полнейшего шока, поскольку каждый вкалывал до седьмого пота. Никто не понимал, почему Айхингер не рассказал обо всем с самого начала. Все это выглядело просто уникальной подлостью, по крайней мере, ни один старожил Голливуда не мог припомнить ничего подобного, даже истинные ветераны, проработавшие в индустрии по полвека и более. Оплеванными чувствовали себя не только все создатели этой картины, но и немалое количество фанатов комиксов про «Фантастическую четверку», которые, конечно же, знали о производстве фильма, и с нетерпением ждали его выхода в свет.
От Айхингера потребовали объяснений. Понимая, какое возмущение вызовут его действия у сотен тысяч людей, Айхингер с самого начала отрицал свое намерение похоронить картину заживо. Он уверял, что и сам искренне хотел выпустить фильм на экраны, но тогдашний глава компании Marvel Ави Арад... выкупил у него этот фильм именно для того, чтобы его никто не увидел! Арад, по словам Айхингера, тоже был уверен, что это кино убьет потенциально прибыльную франшизу, и сам намеревался впоследствии спродюсировать крупнобюджетную картину о «Фантастической четверке».
По сути дела, злой умысел Айхингера остался недоказанным, да и в суд на него так никто и не подал (как ни странно), но люди, лично знавшие немецкого продюсера, склоняются к мысли, что это именно его рук дело. Правда, и Ави Арад до сих пор старательно уклоняется от любых вопросов на эту скользкую тему («Это дело прошлое, а я весь устремлен в будущее» и т.д.), что тоже наводит на определенные мысли. Как и то, что и Айхингер и Арад впоследствии... спродюсировали тот самый стомиллионный блокбастер про «Четверку», заработав на нем, и его продолжении про "Серебряного Серфера" кучу денег! Усилия увенчались успехом: оба вероятных виновника драмы получили свой кусок блокбастерного пирога. А режиссер и актеры, по их милости выброшенные на обочину кинематографа, остались ни с чем.
Олей Сассон: «Я бы хотел, чтобы эти люди хотя бы сказали: Эй, давайте дадим им копии, чтобы они могли показать кино своим близким. Черт побери, я бы хотел, чтобы у этих людей хотя бы хватило духу прийти и извиниться. Мы лезли из шкуры вон, снимая этот фильм.»
Ребекка Стааб: «Помню, я ехала в машине, и услышала, как диджей по радио говорит: А теперь слушайте интервью с Майклом Чиклисом (актер, игравший Существо в фильме 2005 года) о крупнейшей премьере будущего лета! Я сперва не поняла, о каком именно фильме идет речь, и только потом до меня дошло, что они говорят о «Фантастической Четверке». Я остановила машину, и полчаса прорыдала на обочине. Это было наше кино, НАШЕ!»
Ни один из актеров, как и режиссер, не добились успеха в Голливуде. То, что они считали трамплином для своих карьер, оказалось всего лишь злобной насмешкой судьбы.
Несмотря на то, что Арад приказал уничтожить единственный оригинал этого фильма сразу после его приобретения, он каким-то образом (непостижимым даже для самих продюсеров) сохранился, и теперь благополучно растиражирован по всему свету в виде миллионов нелегальных копий. Его может увидеть каждый.
Конечно, это очень дешевый фильм, но он, как ни странно, оказался совсем не так уж плох! Во всяком случае, он лучше экранизаций Marvel того времени — например, «Карателя» (1989) с Дольфом Лундгреном, или жалкого недоразумения под названием «Капитан Америка» (1990), который вообще считается худшим фильмом всех времен, снятым по комиксам.
Спецэффекты в «Фантастической четверке» были примитивны до смешного, но при этом актеры явно очень старались, реквизит оказался местами на удивление хорош (чего стоит одна только «говорящая» маска Существа, не хуже, чем у Черепашек-ниндзя!), да и режиссура оказалась лучше, чем можно было ожидать. Учитывая общее качество продукции Роджера Кормана, картину вообще можно считать одним из лучших фильмов студии New Horizons, так что многие уверены, что ее выход никак не повредил бы франшизе!
Ирония судьбы. Фильм Сассона после своей «смерти» оказался еще живее, чем мог быть, окажись он на экранах. Если бы в январе 94-го он все же вышел в прокат, не исключено, что для всех это была бы всего лишь еще одна дешевая, раскритикованная в пух и в прах поделка класса B, сгинувшая в пучине забвения спустя месяц-другой после премьеры. Теперь же, после описанного скандала, фильм приобрел статус культового кино, и у него, вне всякого сомнения, в итоге оказалось намного больше зрителей, чем было бы тогда, в середине девяностых.
IT'S CLOBBERIN' TIME!
|