Как сгорели 130 миллионов, илисамый убыточный фильм в мире
В бизнесе сильнее всего, как обычно, страдают самые азартные, те, кто идет ва-банк, делая слишком большую ставку. Мир кино не стал исключением: история знает случаи, когда низкие кассовые сборы той или иной картины приводили к банкротству производственной компании, даже если у нее были в прошлом удачные проекты.
А уж если удачных проектов и вовсе не было, речь идет попросту о тотальном крахе...
Как сгорели 130 миллионов, или самый убыточный фильм в мире
Истинный размер убытков, понесенных киностудиями из-за низких кассовых сборов, достаточно трудно подсчитать точно, поскольку в мировом прокате в дело вступает такой фактор, как соотношения валют, величина колеблющаяся и непостоянная. В своих подсчетах продюсеры привыкли пользоваться проверенной и очень простой формулой, согласно которой половина от всей собранной в прокате суммы идет кинотеатрам, а вторая отправляется авторам фильма.
Таким образом, для того, чтобы просто вернуть вложения, фильм должен собрать как минимум вдвое больше своего бюджета (а порой и еще больше). То есть, вкладывая двести миллионов в съемки и раскрутку кино, продюсеры рассчитывают как минимум на 400-миллионную кассу, только чтобы покрыть расходы — а ведь такая сумма уже выводит фильм в блокбастеры. Что же будет, если потенциальный хит не находит своего зрителя?
Стихийное бедствие. Речь идет о потерях десятков миллионов долларов. Конечно, тратить такие суммы могут себе позволить только крупные и очень богатые студии, у которых имеется как минимум еще несколько проектов, способных скомпенсировать ущерб. Но убыток все равно остается убытком.
Суперкомпания «Дисней», владеющая сотнями успешных предприятий развлекательной индустрии (и не только) давно уже находится в списке корпораций, чьи обороты составляют многие миллиарды долларов. Неудивительно, что именно «Дисней» спродюсировал сразу несколько картин, принесших рекордные убытки в истории кино.
И номер один среди картин, сжигающих деньги миллионами — несостоявшийся хит «Тайна красной планеты» (2011), в оригинале носящий название «Mars needs moms». Этот фильм нанес ущерб настолько чудовищный, что приговорил целую многообещающую студию спецэффектов, у которой уже было несколько новых проектов в разработке.
Студия компьютерной анимации ImageMovers Digital была создана Робертом Земекисом в 2007-м году в содружестве с корпорацией «Дисней» на основе его собственной киностудии ImageMovers, основанной в 1997 году, и выпустившей такие фильмы, как «Изгой» и «Что скрывает ложь». Земекис планировал, ни много ни мало, снимать самые совершенные анимационные фильмы в мире — в стиле гиперреализма, при помощи технологии motion capture. У него уже был опыт работы над подобными проектами — это были «Полярный экспресс» (2004) и «Беовульф» (2007), созданные на мощнейшей студии Sony Pictures Imageworks (среди работ которой числятся такие гранды, как «Матрица», «Я, робот», «Человек-паук» и еще добрых полсотни хитов мирового масштаба).
Картины поражали своим технологическим совершенством, но Земекис был уверен, что это не предел. Его не смутил даже тот факт, что стоивший огромных денег фильм про путешествие мальчика на Северный полюс собрал в прокате чуть ли не вдвое меньше, чем ожидалось, и даже не вернул продюсирующей фирме Castle Rock ее вложения, не говоря уже о прибыли.
Можно сказать, это было начало конца. Многие еще в середине 2000-х считали рискованным тратить такие деньги на сверхреалистичные рисованные фильмы, которые явно плохо привлекали зрителей. Действительно, если откровенно мультяшные проекты вроде «Шрека» неизменно становились хитами, то «серьезные» рисованные картины, рассчитанные на взрослую аудиторию, сплошь и рядом оборачивались провалами — чего стоит только «Последняя фантазия: Духи внутри» (2001), сгубившая на корню Square Pictures.
Возможно, Земекис рассчитывал, что аудитория «распробует» фильмы такого рода? Этого не случилось — второй его проект, созданный в сотрудничестве с Sony Pictures Imageworks, «Беовульф» (2007), обошедшийся более чем в $150 000 000, провалился в Америке с треском, и даже после мирового проката остался «в минусе». Уже тогда у корпорации «Дисней» возник вопрос: стоит ли затевать собственную студию специально для создания фильмов, раз за разом приносящих убытки? Но авторитет Земекиса был так высок, что это сотрудничество не только состоялось, но вылилось в ЕЩЕ БОЛЕЕ дорогостоящий дебютный проект под названием «Рождественская история» (2009), зашкаливший аж за 200 миллионов.
Ничего не вышло. Не впечатляющая касса в США сопровождалась весьма скромным выступлением на мировой арене, и фильм оказался ничуть не более выгодным, чем творения Sony. Ожидание удачных проектов затянулось. Прошло полных три года с момента основания крайне дорогостоящей студии с блестящими художниками и программистами, с лучшим в мире оборудованием, не менее дорогим и совершенным, чем даже у Digital Domain Камерона и ILM Лукаса, а она все это время только и делала, что пожирала миллион за миллионом. Этакий антибизнес по-голливудски.
Да, «Рождественская история» потрясала невероятным уровнем визуальных эффектов. Но, как ни странно, мировой зритель не спешил в кинотеатры, чтобы взглянуть на все это великолепие. Нужно было делать выводы, и делать их быстро, поскольку на горизонте замаячила грозная тень банкротства. ImageMovers как воздух нужен был хит.
И тогда сделали ставку на детскую аудиторию — ту самую, что принесла колоссальные прибыли «Тачкам» и «Истории игрушек». Кроме того, художники должны были как можно сильнее «оживить» персонажей, наконец-то сделав их достойными сопереживания. Земекис отказался режиссировать новый фильм, и вместо него за дело взялся Саймон Уэллс, автор двух удачных диснеевских полнометражных картин — «Балто» и «Принц Египта», а также фантастического боевика «Машина времени» с Гаем Пирсом. Саймон был знаком с Земекисом еще со времен «Кролика Роджера» и «Назад в будущее» и работал вместе с ним над «Полярным экспрессом», потому Роберт и пригласил именно его. Все были уверены в успехе.
В основу сюжета лег популярный комикс о девятилетнем мальчике, который спасает свою маму от марсиан, похитивших ее, чтобы она научила марсианских роботов воспитывать местных детишек. Этот комикс и сам был основан на забавном американском телефильме конца 60-х «На Марсе нужны женщины», в котором марсиане похищали землянок, поскольку у них перестали рождаться младенцы женского пола...
Как видно, сценарий сам по себе был малость дурноват, но он и вполовину не был так плох, как странная эмоциональная пустота этого фильма, из-за которой вся история выглядела не как трогательный рассказ о важности семейных ценностей, а как супернавороченный, но малость жутковатый аттракцион бессмыслицы. Если есть на свете фильм, совершенно не понятый зрителем — то это именно он. Большинство посмотревших странную, наполненную волосатыми марсианскими младенцами картину настоятельно не рекомендовали своим знакомым тратить время на ее просмотр.
Это вылилось в совершенно ничтожные сборы в Штатах, в первый уик-энд не добравшиеся до отметки в семь миллионов долларов (ожидалось как минимум втрое больше). И это при широчайшем прокате более чем в трех тысячах кинозалов - уровень «Звездных войн» и «Индианы Джонса»! Но залы пустовали. Хуже всего, что они продолжали пустовать и в следующие выходные, так что фильм изъяли из проката раньше срока, и продюсеры обратили взоры на остальной мир, который теперь был их единственной надеждой.
И грянул гром. Итоги мирового проката в целом оказались ЕЩЕ ХУЖЕ, чем американского, так что итоговые сборы составили потрясающие 39 миллионов при общих затратах на проект по меньшей мере в $170 000 000. Даже будь эти сборы больше в десять раз, фильм считался бы неудачей. А так он всего лишь занял первое место среди самых убыточных фильмов мира без учета инфляции, принеся чистый убыток в размере примерно 130 миллионов долларов.
Сомнительное лидерство! Катастрофы такого масштаба обычно заканчиваются банкротствами крупных компаний и даже гибелью целых жанров. Так в свое время «Остров головорезов» прикончил Carolco, так после неудачи «Планеты сокровищ» было покончено с рисованными мультфильмами. Не обошлось и на этот раз: высшее руководство «Диснея» быстро приняло решение прекратить поток убытков старым добрым «лучшим средством от головы». Спустя короткое время после премьеры компания «Дисней» и Роберт Земекис объявили о закрытии студии ImageMovers Digital.
Собственно, устойчивые слухи о закрытии ходили еще до премьеры злополучного фильма. Общий ущерб от совместного бизнес-проекта составил больше 200 миллионов долларов. Сравнимо с хорошим пожаром.
Это была исключительно горькая и досадная неудача, ставшая для Земекиса и компании «Дисней» настоящим черным пятном. Закрыли проект Роберта «Желтая подводная лодка», о котором говорили столько лет — вся эта немыслимая визуальная феерия, которую предвкушали поклонники оригинального мультфильма с «Битлз», погибла, так и не родившись на свет. Закрыли сиквел «Кролика Роджера». Закрыли проект «Щелкунчик». На все это уже было потрачено несколько миллионов, но президент «Диснея» Алан Бергман здраво рассудил, что гораздо выгоднее будет похоронить эти фильмы прямо сейчас, чем дожидаться, пока они сожгут по сто миллионов каждый. Студии пришел конец. Ее остатки были поглощены кинокомпанией Земекиса ImageMovers, туда приняли сотрудников, которым нашлось хоть какое-то место. Остальные 450 специалистов были уволены.
In Russia we call it "zhopa"
Видно, есть какой-то секрет, который знают в Dreamworks и Pixar, и который остался для ImageMovers тайной за семью печатями... И очень похоже на то, что Роберт Земекис завязал с гиперреалистичными мультфильмами.
Может, оно и к лучшему. «Тайна красной планеты» - фильм исключительно роскошный с точки зрения анимации, но всякий, кто его видел, точно знает, что с ним что-то очень сильно не так...
|