Киану Ривз (фильмография, награды)«Я не красивый и не сексуальный. Но, конечно, не совсем уж безнадежен».
Немногие актеры могут похвастаться тем, что снялись в одном из лучших фильмов всех времен. Киану Ривз, которому посчастливилось исполнить главную роль в «Матрице», подобно Шварценеггеру после «Терминаторов», может со спокойной душой уйти на покой – ведь он все равно навеки останется в истории.
Киану Чарльз Ривз родился 2 сентября 1964 года в столице Ливана Бейруте. Отцом его был Сэмюэл Ноулин Ривз, работавший в Бейруте на геологических разработках, а матерью – англичанка Патрисия Бонд, урожденная Тейлор. Сэмюэл родился на Гавайях, его предки представляли собой пеструю компанию из англичан, ирландцев, португальцев, гавайцев и даже китайцев. К сожалению, отец Киану Ривза никак не проявил своих талантов, будучи простым разнорабочим, у него даже среднего образования не было. Патрисию он бросил, когда Киану было всего три года, и сразу после этого его поймали в гавайском аэропорту при попытке продать наркотики, за что он получил десять лет тюрьмы. Ни во время заключения, ни после освобождения ни Киану ни Патрисия с ним не общались…
Мать Киану любила путешествовать по миру, легко сходилась с людьми, так что мальчишка рос в постоянных переездах и самыми разнообразными отчимами. После развода с Сэмюэлом Патрисия получила профессию художника по костюмам, и переехала в Австралию, а пожив там немного, решила поселиться в Америке. В Нью-Йорке она вышла замуж за режиссера мюзиклов Пола Аарона, с которым переехала в Канаду и поселилась в Торонто. Потом она снова развелась, выйдя замуж за рок-промоутера Роберта Миллера, но и третий ее брак распался – как и четвертый, с парикмахером Джеком Бондом…
Киану не очень-то привыкал к новым отцам. От всех этих браков у Патрисии было еще трое детей, так что теперь у Киану три младшие сестры: Ким Ривз родилась, как и он сам, в Бейруте, Карина Миллер появилась на свет в 76-м в Торонто, и Эмма Роуз – в 80-м на Гавайях. Кстати, благодаря космополитичности родителей у Киану целых три гражданства – американское по отцу, британское по матери, и канадское по натурализации. Но сам себя он всегда называет канадцем.
Парень рос в Торонто, сменив там за пять лет четыре школы. Из Школы Искусств Этобикока, что в окрестностях Торонто, его попросту выгнали.
"Я был буйным и учителя меня на дух не переносили. Я постоянно дерзил и мешал им, всегда становился поперек дороги. Школа и я – мы были несовместимы."
Дислексия, мучившая Киану все детство и отрочество, тоже не очень-то помогала школьным успехам – из-за нее он на всю жизнь остался довольно замкнутым и нелюдимым человеком.
"Я Микки-Маус из Диснейленда. Люди видят костюм, но не знают, кто внутри."
Учился Ривз через пень-колоду, и куда больше времени проводил, играя в хоккей, чем сидя в классе. Подростком Киану мечтал попасть в канадскую хоккейную сборную, он был самым ценным игроком школьной команды, и из него мог получиться отменный вратарь (за непрошибаемость ему дали прозвище «Стена»), если бы не травма, которая положила конец спортивной карьере Ривза. Перестав стоять на воротах, Киану понял, что в школе его ничто не держит, и ушел оттуда на все четыре стороны. Потом он учился в бесплатной анархической школе Эвондейл, подрабатывая по вечерам в булочной, но и это учебное заведение благополучно бросил, навсегда оставшись даже без среднего образования. Киану всегда был уверен, что дипломы ему не нужны, ведь помимо любви к спорту у него была и еще одна страсть – к актерской игре. Он верил, что однажды на экраны выйдут фильмы с Киану Ривзом.
Будущий актер Киану Ривз участвовал в театральных постановках с девяти лет, в 15 играл Меркуцио в «Ромео и Джульетте», и мало-помалу приобретал известность. Его заметили продюсеры канадского телеканала CBC, и в 79-м году Киану впервые появился на телеэкране. В начале 80-х он снимался в популярном телесериале «Hangin' In», многочисленных рекламных роликах (в том числе Кока-Колы), а в 85-м дебютировал в телевизионной драме про трудных подростков «Один шаг назад». Кроме того, он играл в культовом мюзикле «Wolfboy» Брэда Фрейзера, да еще и участвовал в телешоу «Going Great» в качестве соведущего. Правда, шоу оказалось неудачным, и продержалось всего один сезон, но все-таки это был дополнительный опыт в шоу-бизнесе. В 20 лет Киану уже не сомневался в своем блестящем актерском будущем, и даже думать не хотел ни о чем другом.
И вот, в 22 года, канадский актер Киану Ривз проходит кастинг для первого своего кинофильма «Молодая кровь» (1986), снятого американским режиссером Робом Лоу. Эта драма про хоккеистов подходила Киану идеально, потому что он изображал здесь не кого-нибудь, а хоккейного вратаря – он-то хорошо знал, как сыграть свою роль достоверно! Работа удалась на славу – фильм имел успех, и Киану твердо решил переехать в Голливуд, и делать там карьеру. Его бывший отчим Пол Аарон, имевший большие знакомства среди голливудских воротил, замолвил словечко за Киану, и того взял под свою опеку продюсер Эрвин Штофф. В 86-году Киану упаковал вещи в свой старенький «Вольво» и отправился покорять Лос-Анжелес.
Эрвин Штофф знал свое дело – сразу после переезда Киану с головой ушел в работу – тут были и предложения с телевизионных студий, и роли в кинофильмах, так что спустя всего год после начала работы в Голливуде Киану стал приобретать известность как харизматичный и талантливый актер. Интересно, что Эрвину казалось слишком экзотическим имя «Киану», так что в ранних фильмах актер выступал под псевдонимами вроде «Норман» или «Чак Спидена». Драма «На берегу реки» была отмечена критиками, и роль в том фильме серьезно усилила позиции Киану Ривза, так что предложения посыпались одно за другим. В конце восьмидесятых Ривз снялся чуть ли не в десятке молодежных картин, и как минимум одна из них – «Невероятные приключения Билла и Теда» 89 года – стала хитом. К 25 годам Киану Ривз был уже известным актером, почти звездой.
Но он еще не был звездой в полном понимании этого слова – молодежные комедии были слишком несерьезным жанром для того, чтобы попасть на вершину. Настоящий успех к актеру приходит с выходом на экраны блистательной картины жены Джеймса Камерона Кэтрин Бигелоу «На гребне волны» (1991).
Фильм, повествующий о борьбе полицейского и банды налетчиков-серферов, стал прорывом – помимо кассового успеха он сделал Киану Ривза одним из самых успешных молодых актеров тех лет (хотя звездой класса А Ривз все же станет чуть позже). Картина принесла ему победу в конкурсе MTV в номинации «Самый желанный мужчина». Киану полностью выложился при съемках, понимая, что этот фильм может стать поворотным моментом в карьере. Актер изучал работу агентов ФБР в Лос-Анжелесе, занимался с профессиональным тренером по американскому футболу, и целые дни проводил, обучаясь искусству серфинга (потом он стал отличным серфером). Фильм, сопродюсером которого стал Джеймс Камерон, теперь заслуженно считается одним из лучших боевиков девяностых – стремительный и захватывающий, он еще и получился на редкость драматичным и глубоким.
Снятые на фоне успеха первой части, «Новые приключения Билла и Теда» (1991) не стали успешными, да и серьезными их назвать было нельзя, но вот уж какой картине драматизма было не занимать – так это пронзительной драме Гаса Ван Сента «Мой личный штат Айдахо» (1991). Малобюджетный арт-хаусный проект про геев с участием одареннейшего Ривера Феникса раскрыл актерский талант Киану с новой, неведомой стороны – он оказался мощнейшим драматическим актером. Отзывы критиков были восторженными, но самому актеру фильм дался очень и очень нелегко…
"Я приходил со съемок, вставал под душ, и оттирался чуть ли не пемзой. Вот это была роль!.. Люди говорили, что мы с Дэвидом Геффеном поженились, кругом трубили, что я гей. Они просто не могли поверить, что гетеросексуальный мужик может так сыграть гея!"
Сразу после выхода «Айдахо» Киану поступило предложение сняться во второстепенной роли в самом масштабном его проекте на тот момент – навороченной мистической драме Фрэнсиса Форда Копполы под названием «Дракула» (1992). Главную роль здесь исполнил Гэри Олдман, и фильм стал одним из самых успешных проектов Голливуда начала девяностых, подкрепив свою более чем двухсотмиллионную кассу тремя Оскарами. Но незначительность роли Ривза никак не продвинула его карьеру вперед – как и роль Сиддхарты Гаутамы в драме Бертолуччи «Маленький Будда» (1993) - американскому зрителю, к примеру, картина была совершенно непонятна. В Штатах куда больше жаловали динамичные экшены, чем глубокомысленные произведения искусства.
И экшен пришел. Настало время того самого фильма, который и сделал Киану Ривза одним из ведущих голливудских актеров, принес ему полную победу и максимальный успех. Этот фильм – «Скорость» 94 года, про несущийся на полном ходу заминированный автобус.
"Мне повезло – я делал самые разные фильмы в самых разных жанрах, с совершенно разными персонажами. Это очень важно для меня – пробовать диаметрально противоположные вещи. Вот почему я сначала снимаюсь в драме про геев, а потом – в боевике про брутального копа с пушкой и бицепсами. Я все время нахожусь в поиске чего-то нового, неизведанного."
Снятый опытнейшим кинооператором Яном Де Бонтом, решившим стать режиссером, фильм «Скорость» вошел в список «100 самых захватывающих фильмов», принес в прокате неожиданные 350 миллионов и заработал два Оскара. С самого начала в успех дебютного проекта Де Бонта совершенно никто не верил – от главной роли отвернулись Брюс Уиллис, Том Круз и Джонни Депп, режиссировать картину отказались Ренни Харлин и Квентин Тарантино… Киану Ривза вообще не хотели брать на главную роль, поскольку он был известен, как актер утонченных драм и молодежных комедий, и никогда еще не был центральным персонажем. Мощный и стремительный боевик с Сандрой Буллок и Деннисом Хоппером вывел Киану Ривза в первые ряды голливудских кинозвезд. Трудно было признать в накачанном решительном офицере Джеке Трейвене худощавого Сиддхарту из «Маленького Будды» - Ривз продемонстрировал буквально чудеса перевоплощения! Теперь актер Киану Ривз был суперзвездой безо всяких скидок.
После успеха "Скорости" режиссер Майкл Манн пригласил Киану в свой новый фильм с Де Ниро и Аль Пачино - это была культовая "Схватка", впоследствии ставшая одной из лучших криминальных драм всех времен. Но Киану отказался от роли Криса, и она досталась Вэлу Килмеру.
Новой ролью Ривза стал образ Пола Саттона из мелодрамы «Прогулка в облаках» (1995), ставшей кассовым успехом, но получившей довольно противоречивую критику - часть рецензентов отзывалась об игре Киану благосклонно, другие же выдвигали его на "Золотую малину"... Немедленно вслед за этим Ривзу поступило предложение сняться в продолжении «Скорости» - согласие на съемки уже дала Сандра Буллок, режиссером выступал все тот же Ян Де Бонт, и все были уверены, что Киану согласится. Но он наотрез отказался, даже несмотря на 11-миллионный гонорар, который ему предлагали.
"Действие должно было происходить на корабле. Ну какая там может быть скорость?"
В итоге на роль взяли Джейсона Патрика, и чудовищно дорогой (160 млн!) фильм с треском провалился в прокате.
Киану Ривз тем временем довольно неожиданно для всех уехал ненадолго в Канаду, и там, в Виннипеге, играл Гамлета в Театральном Центре Манитоба. И играл, по мнению критиков, блистательно – в «Sunday Times» один из авторов так отозвался о нем: «Воистину безупречное сочетание невиновности, благородной ярости, природной грации и эмоциональности – лучший Принц Датский из всех, что я видел… Он и есть Гамлет».
В то время Киану еще и вовсю играл на гитаре в грандж-групе «Dogstar», и их выступления имели немалый успех.
"В хороший вечер на сцену летели трусы, лифчики и ключи от номеров отелей… Я чувствовал себя Томом Джонсом."
Увы, на следующие несколько лет фильмы с Киану Ривзом загремели в пучину неудач. Фильм «Джонни-Мнемоник», снятый еще до выхода на экраны «Скорости», был интересным проектом в эстетике киберпанка (той самой, в которой будет снята незабвенная «Матрица»), но после успеха «Скорости» он спешно переделывался, что, по мнению многих, ему сильно повредило. Попав на экран, он совершенно провалился как у зрителей так и у критиков. Вэл Килмер, отказавшийся от роли Джонни ради картины «Бэтмен Навсегда», похоже, сделал правильный выбор… Хотя картина получилась очень даже удачной, она явно пришлась не ко времени.
Вышедшая сразу затем «Цепная реакция» (1996) вообще была названа одним из самых нелепых фильмов в истории кино, и тоже не снискала ни малейшего успеха. Когда же Киану Ривз обратился к успешному для себя жанру драмы, снявшись в картине «Чувствуя Миннесоту» с Камерон Диас, она неожиданно тоже оказалась полнейшим провалом, и критиками была встречена более чем холодно… Малобюджетная биографическая драма «Самоубийца» (1997) и вовсе осталась незамеченной.
Киану прекрасно понимал, что из этой карьерной ямы нужно поскорее выбираться. Поэтому следующим его выбором стал многообещающий проект с великим Аль Пачино под названием «Адвокат дьявола» (1997) - мистическая драма про блестящего молодого юриста, которого в качестве своего представителя в суде выбирает сам Князь Тьмы. Интересно, что для того, чтобы заполучить в картину Пачино, Киану отказался от большей части своего гонорара. В итоге на экраны вышел очень мощный и успешный фильм, который считается одним из лучших в карьере Ривза, даже несмотря на то, что центральный персонаж все же у Пачино. А потом пришел черед «Матрицы» (1999)...
Есть в кинематографе поворотные моменты, фильмы-вехи, разделительные линии, этапы. Несомненно, гениальная антиутопия братьев Вачовски стала таким этапом в развитии мирового кино. Жанр «киберпанк», не пользовавшийся популярностью ранее, на сей раз выстрелил с невиданной мощью, поразил зрителей всего мира, буквально потряс. Вачовски демонстративно перевернули с ног на голову мечту человечества о светлом будущем, рассказав об Апокалипсисе, который уже давно позади. Невероятный мир виртуальной реальности, невиданные, новаторские режиссерские приемы и вдохновение в каждом кадре делают «Матрицу» лучшим научно-фантастическим боевиком в истории, ставя ее в один ряд со вторым «Терминатором» по значимости для кинематографа. «Матрица» является бесспорным шедевром, и после исполнения главной роли в этом фильме актер Киану Ривз навеки попал в Зал Славы Голливуда на все времена. Это высшая точка его карьеры, подобно тому, как пик карьеры Шварценеггера приходится на год выхода в свет «Судного дня».
Почти полмиллиарда выручки в прокате, четыре Оскара и совершенно немыслимое количество других наград и номинаций, которое исчислялось десятками, довершили картину безоговорочного триумфа – сразу после выхода «Матрица» стала кинособытием номер один во всем мире. Немалого труда для Киану стоили сцены рукопашных боев, которые в фильме получились совершенно сногсшибательными – серьезное достижение, учитывая, что Ривз совершенно не знаком с боевыми искусствами.
"Все началось с четырех месяцев ежедневных тренировок – просто растяжка и отработка ударов. Потом мы перешли к хореографии и готовились к постановке сцен. Это как танец."
Внимание зрителей было так прочно приковано к «Матрице», что работы Киану между оригинальной картиной про Нео и двумя ее сиквелами 2003 года прошли практически незамеченными. Мало-мальски ценной среди этих ролей была только сугубо отрицательная роль жестокого мужа главной героини из фильма Сэма Рейми «Дар»... Спортивная комедия «Дублеры» (2000), триллер «Наблюдатель» (2000), мелодрама «Сладкий ноябрь» (2001) и спортивная драма «Хардбол» (2001) либо провалились в прокате, либо едва окупили затраты. Словом, ничего, хотя бы близкого по успешности к «Матрице» и в помине не было. Кстати, Киану рассматривали на роль Росомахи в суперхитовой картине «Люди Икс», но в итоге сочли более подходящей кандидатуру Хью Джекмана.
Продолжения истории про Матрицу «Перезагрузка» и «Революция» в 2003-м вернули Киану Ривза в зенит славы.
"Мне очень понравился сценарий первой части, и еще больше понравилось сниматься в этом фильме. Так что я согласился на работу над трилогией, даже не читая сценарий, просто потому, что мне понравилось работать над первой «Матрицей».
Несмотря на то, что по кассовым сборам сиквел «Матрицы» далеко превзошел оригинальный фильм («Перезагрузка» собрала 739 миллионов), а «Революция» сравнялась с ним, вторая и третья части трилогии уже не были такими шедеврами, как первая часть. Основной упор был сделан на немыслимые батальные сцены и спецэффекты, которые, действительно, поражали воображение. Но простота и цельность ушли в прошлое, хотя и остался отточенный, выверенный до мелочей стиль. Главные герои и режиссеры первой серии сумели безупречно воплотить в жизнь сценарий, но так и не удержали в виде единого целого все компоненты, создавшие столь неповторимый эффект в фильме 99 года. Как бы то ни было – успех был полным, и долгожданное завершение истории даже превзошло ожидания поклонников всей истории, если говорить о визуальной составляющей.
Только после съемок в трилогии Киану обзаводится собственным домом в Лос-Анжелесе – до того времени он жил исключительно в отелях и на съемных квартирах, и на все вопросы отвечал, что ему так удобнее. В особняке имелся и гараж для многочисленных мотоциклов Киану - актер их просто обожает.
После знаменитой «Матрицы» должно было наступить закономерное затишье – невозможно ведь ежегодно участвовать в проектах такого масштаба и популярности… И тем не менее, Киану снимается в новых хитах. Сразу после работы с Вачовски Ривз принимает участие в замечательной мелодраме «Любовь по правилам и без» (2003) с Джеком Николсоном и Дайан Китон, и фильм становится большим кассовым успехом.
"Работать с Джеком Николсоном и Дайан Китон, и делать фильм по чудесному, великолепному сценарию Нэнси Мейерс – это было для меня как сон наяву."
Но у Киану была здесь лишь второстепенная роль, а вот в другом хите двухтысячных – «Константин: Повелитель тьмы» (2004) он исполнил роль главного персонажа – Джона Константина, побывавшего в аду и вернувшегося обратно. Отменно снятый и визуально роскошный триллер на инфернальную тематику был неплох в отрыве от комикса, на основе которого он был создан, но поклонники графических романов в один голос утверждали, что как экранизация первоисточника «Константин» крайне неудачен – по сравнению с комиксом изменено было буквально все, включая даже типаж и характер главного героя… Автор комиксов Алан Мур специально просил убрать свое имя из титров.
"Во время съемок не было никаких паранормальных явлений, насколько я знаю. Слава богу!"
После маленьких ролей в драмах «Элли Паркер» и «Дурная привычка» (2005) в фильмографии Киану появляется в высшей степени интересный проект - оригинальная малобюджетная картина «Помутнение» (2006), в которой с Ривзом сыграли такие звезды, как Вайнона Райдер, Вуди Харрельсон и Роберт Дауни-младший. Это не что иное, как мультфильм, в котором кадры нарисованы поверх реальной съемки. Критики признали фильм очень удачной экранизацией книги знаменитого фантаста Филипа К. Дика (по произведениям которого уже были сняты мощнейшие фильмы «Бегущий по лезвию бритвы», «Вспомнить все» и «Особое мнение»), но кассового успеха он не имел.
"Мне посчастливилось работать с великими людьми. Я очень надеюсь, что это продолжится."
Мелодрама «Дом у озера» (2006), в котором вместе с Киану снялась его старая знакомая Сандра Буллок, в Америке тоже едва окупился, да и в мировом прокате особо не блистал, остался без зрительского внимания и прямолинейный боевик «Короли улиц» (2008). Так что наиболее заметным фильмом Киану Ривза нового времени стал ремейк классической картины 50-х годов «День, когда Земля остановилась». Фильм вызвал большой интерес, и принес более двухсот миллионов в прокате, хотя Киану выглядел натуральным манекеном, и не двигал ни единым мускулом лица. Впрочем, и играл он не человека, так что в каком-то смысле все это вполне логично.
В 2009-м Киану Ривз играет второстепенную роль в драме «Частная жизнь Пиппы Ли», интересной целым созвездием выдающихся актрис, таких как Робин Райт, Вайнона Райдер, Джулианна Мур и Моника Белуччи. Картина стала успехом у критиков, и позиционировалась, как арт-хаус для ценителей игрового кино. И наконец, самая свежая работа Киану – трагикомедия «Криминальная фишка от Генри» 2011 года, повествующая о человеке, который попал в тюрьму по ложному обвинению, а выйдя на свободу, решил совершить то преступление, за которое отбыл срок.
Из новых фильмов с Киану Ривзом стоит отметить драму «47 ронинов» про самураев, мстящих за смерть своего господина. Эта картина выйдет в 2012 году, и выглядит довольно многообещающе. Еще один фильм – высокобюджетная фантастика под названием «Пассажиры» - о человеке, очнувшемся от гиперсна за 90 лет до планируемого пробуждения. Киану полон сил и творческих планов, поэтому нет сомнений, что мы еще увидим выдающиеся фильмы с его участием.
Личная жизнь
"Влюбляться и иметь близкие отношения – это разные вещи.»
Киану Ривз никогда не был женат. В восьмидесятые он встречался с актрисой Джилл Шолен, в начале девяностых – с Софией Копполой, во второй половине девяностых – с фотографом Амандой ДеКаденет.
Известна трагическая история с подругой его сестры Карины по имени Дженнифер Сайм, с которой он хотел завести семью. В 99-м она должна была родить их с Киану дочь, которую родители хотели назвать Ава Арчер, но неожиданно ребенок умер в утробе матери из-за тромба в пуповине, что стало тяжелейшим ударом для пары. Несчастья продолжали преследовать Киану: спустя короткое время Дженнифер попала в страшную аварию, виновницей которой стала сама – в 2001-м 28-летняя женщина на огромной скорости врезалась в припаркованные автомобили в своем джипе (к счастью, в тех машинах никого не было), и погибла на месте (она не была пристегнута ремнем безопасности). Киану похоронил Дженнифер рядом с их мертворожденной дочерью.
"Горе меняет форму, но оно никогда не проходит."
Среди других женщин, имевших с Киану близкие взаимоотношения – Вайнона Райдер, Дайан Китон и Линн Коллинз, которая снималась с Киану в «Доме у озера». Но слухов о скором браке и детях пока не слышно – говорят, Киану боится заводить детей, потому что это мир часто его пугает…
"Когда я чувствую, что несвободен, и не могу делать все, что хочу, я просто начинаю бороться с этим. Свобода, внешняя и внутренняя – это то, без чего я не могу жить."
|