Дэвид Финчер (фильмография, награды)
«Знаете, я думаю, что я никогда не прислушивался к чьему бы то ни было мнению. Никогда.»
В фильмографии режиссера не так уж много картин, но ему удалось сделать главное – немногочисленные фильмы Дэвида Финчера включают в себя одни из самых стильных и талантливых картин всех времен и народов. Поэтому Дэвид Финчер - один из лучших мировых режиссеров.
Дэвид Эндрю Лео Финчер родился 28 августа 1962 года в Денвере, штат Колорадо. Его отцом был Говард Келли Финчер, работавший журналистом и редактором местного отделения журнала «Life» и писавший статьи под псевдонимом Джек Финчер. Мать Дэвида Клэр Мэй, урожденная Ботчер, работала психологом в программах помощи наркозависимым в местной метадоновой клинике. Когда Дэвиду было два года, семья переехала из Денвера в Сан-Ансельмо, что в округе Марин, штат Калифорния, недалеко от тихоокеанского побережья.
На маленького Дэвида произвело тяжелое впечатление появление легендарного маньяка по имени Зодиак, который терроризировал Северную Калифорнию в конце шестидесятых. Это ощущение паники, висевшее в воздухе, навсегда врезалось в память мальчика. Много лет спустя Финчер снимет о Зодиаке фильм.
В возрасте восьми лет Дэвид Финчер заполучил в свои руки любительскую кинокамеру «Super 8» - ту самую кинокамеру, что проложила дорогу к успеху чуть ли не всем знаменитым кинорежиссерам. Именно это незатейливое устройство, подаренное мальчишке на восьмой день рождения, предопределило жизненный путь и маленького Дэвида – с ранних лет он почувствовал магию, таящуюся в движущихся картинках, покорных воле автора. С того момента Дэвид постоянно снимал и экспериментировал, учился, творил, выдумывал, пробовал.
«Насколько я помню, режиссером я решил стать в тот самый день рождения, когда бегал по дому со стрекочущей камерой. Так и не передумал.»
Сильнее всего юного Дэвида вдохновлял знаменитый вестерн «Бутч Кэссиди и Санденс Кид» 69 года с Полом Ньюманом и Робертом Редфордом. Другими фильмами, ставшими для Дэвида Финчера культовыми, позднее стали знаменитые картины «Чужой» Ридли Скотта и «Челюсти» Стивена Спилберга.
Интересно, что по соседству с семьей Финчеров жил не кто иной, как Джордж Лукас! Сам Дэвид вспоминал, что однажды в 73-м, гуляя с друзьями по улице, он увидел, как Лукас снимает одну из сцен своей новой картины, которая впоследствии наделает много шума, и станет очень популярной. Это был фильм «Американские граффити».
Джордж Лукас позднее сыграет огромную роль в судьбе Дэвида Финчера.
Когда Дэвид подрос, родители отдали его учиться в Эшланд, город в соседнем штате Орегон, где была хорошая школа. Подростком Финчер не расставался со своей кинокамерой. Проучившись в школе пять лет, и окончив ее в 79-м, 17-летний Дэвид Финчер вернулся назад в Калифорнию, где спустя короткое время устроился на работу в небольшую компанию анимационных фильмов «Korty Films», принадлежавшую режиссеру Джону Корти. Так Финчер и остался без кинематографического образования, начав постигать тайны кинопроизводства сразу на практике.
«Было ощущение, что меня бросили в воду, словно щенка, но я так сказать, быстро научился плавать. Кино чертовски привлекало и вдохновляло меня, я получал удовольствие, просто находясь на съемочной площадке и глядя на процесс. Неожиданно это показалось мне довольно простым делом .»
Джон Корти в конце семидесятых сделал себе имя, выпустив в 77-м очень высоко оцененный критиками документальный фильм с громоздким названием «Кто такие Де Болты? И где они взяли девятнадцать детей?», и даже получив за него Оскар. На студии Корти 18-летний Дэвид трудился разнорабочим, заправлял кинопленку в камеры, а позднее даже выступал в качестве оператора при съемках незначительных сцен. Но он не проработал здесь и года – спустя всего несколько месяцев Дэвид Финчер устроился в студию своего соседа Джорджа Лукаса под названием «Industrial Light and Magic», или сокращенно «ILM». Именно работа в студии Лукаса стала трамплином для будущей карьеры режиссера.
То было время стремительного развития бизнеса Джорджа Лукаса. На волне колоссального успеха первой серии «Звездных войн» режиссер организовал производство еще двух серий – «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение Джедая», над которыми вовсю трудилась его студия спецэффектов «ILM». И вот, на протяжении четырех лет, Дэвид Финчер усердно работал в студии, приложив в 83-м руку к созданию шестого эпизода знаменитой космической саги. А в 84-м, перед самым своим уходом из «ILM» Дэвид участвовал в создании спецэффектов ко второй части «Индианы Джонса» под названием «Храм судьбы»!
Участие в столь выдающихся проектах дало Дэвиду бесценный опыт. Уже с начала восьмидесятых, когда ему едва исполнилось 20 лет, Дэвид стал подумывать о том, чтобы самостоятельно работать над художественными произведениями. О фильмах тогда речи не шло – сначала Дэвид обратил свое внимание на «малый формат», а именно – рекламные видеоролики. К тому моменту у Дэвида уже образовалось немало нужных знакомств на телевидении, и вот, наконец, Финчер добился возможности снять свою дебютную работу в качестве режиссера . Это был своего рода тест, который 22-летнему Дэвиду устроили телевизионные продюсеры.
Сказать, что Дэвид потряс всех – значит ничего не сказать. Задание, которое он получил, заключалось в следующем – снять социальную рекламу о вреде курения для Американского Онкологического Общества, и рассказать об опасности никотина, вызывающего рак. Понимая, что необходимо произвести как можно более сильное впечатление, юный дебютант снял такой шокирующий ролик, что все, смотревшие его, были поражены до глубины души. Там был показан ребенок в утробе матери, курящий сигарету…
Этот ролик с зародышем моментально стал знаменитым, и на следующее утро после его показа Дэвид уже не был никому не известным новичком, вчера только работавшим на студии спецэффектов. Он прославился буквально в одночасье, о нем заговорили. Предложения от рекламодателей посыпались одно за другим. За короткое время Дэвид снял рекламу для таких грандов бизнеса, как косметическая компания Revlon, производитель спортивной обуви Converse, джинсы Levi's, титаны Pepsi и Nike. И реклама эта неизменно была блестящей и невероятно эффективно делала свое дело. Финчер словно знал какую-то тайну, позволявшую ему проникать в подсознание людей.
«Я полностью против коммерциализации. Я никогда не сделаю рекламу, в которой люди просто держат товар рядом со своей головой, и с широкой улыбкой говорят вам: Купите это, это такое классное! Это бессмыслица. Моя реклама Levi's была на самом деле не о джинсах, реклама Nike была не о кроссовках. Я сознательно шел гораздо дальше, чем просто говорить людям: «Купите эти кроссовки, эти кроссовки изменят вашу жизнь!» Ни черта они не изменят. Тот, кто утверждает подобное, скорее всего несет бред.»
Дэвид проявил себя как по-настоящему одаренный режиссер. Он прекрасно знал, что у него должно получиться, у него всегда было полно идей, а результат его стараний неизменно был зрелищным и новаторским. Реклама от Финчера всегда была чем-то большим, чем просто реклама. Кроме того, Финчеру всегда удавалось блестяще объединять безупречную визуальную составляющую с музыкальным сопровождением – в своих роликах он делал это образцово. Спустя два года после начала работы на телевидении Дэвид Финчер решает расширить свои горизонты, снимая видеоклипы.
В 1987-м, в возрасте 25 лет Дэвид основал вместе со Стивом Голином и режиссером Домиником Сеной (впоследствии снявшем «Угнать за 60 секунд» с Николасом Кейджем) компанию под названием «Propaganda Films», и своим талантом сделал свою маленькую фирму крупным процветающим предприятием. Впоследствии на этой студии сделали первые шаги режиссеры, ставшие спустя некоторое время авторами многомиллионных блокбастеров, прогремевших на весь мир. В их числе знаменитый Майкл Бэй, талантливый Мишель Гондри, новатор Зак Снайдер и одаренный автор зрелищного кино Алекс Пройас, который позднее поразит мир своим фантастическим супербоевиком с Уиллом Смитом «Я, робот». Здесь начинал и автор мегакассовой пиратской трилогии с Джонни Деппом Гор Вербински. «Propaganda Films» Дэвида Финчера стала настоящим инкубатором для звезд первой величины.
Сразу после основания на студии были сделаны прекрасные видеоклипы, многие из которых вошли в историю – чего стоит только музыкальное видео для Полы Абдул «Straight Up», или видеоклип на песню группы Аэросмит «Janie's got a Gun»! Дэвид стал снимать одни из самых навороченных и дорогостоящих видеоклипов того времени. Именно Финчер снял роскошный клип Джорджа Майкла «Freedom», великолепное музыкальное видео на песню Майкла Джексона «Who is it». С Финчером работали Рой Орбисон, Роллинг Стоунз, и многие другие американские суперзвезды, но вершиной творчества Финчера как клипмейкера, по мнению большинства любителей музыкального видео, стало сотрудничество с Мадонной.
Клипы на песни Мадонны «Express Yourself» , «Vogue», «Oh Father» и «Bad Girl» считаются настоящими шедеврами и образцами для подражания, а первый из перечисленных вообще признавался авторитетными изданиями лучшим в своем роде. Идеально снятые и смонтированные, наполненные яркими и стильными образами, эти клипы навсегда остались в мировой музыкальной истории как одни из самых совершенных образчиков жанра. Дэвид Финчер как автор рекламы и музыкального видео снискал всевозможные лавры (всего он снял 55 видеоклипов и более сотни реклам). Пришло время добиться такого же успеха на более сложном поприще – в большом кино.
Несмотря на то, что в мире рекламы Дэвид был величиной более чем масштабной, в мире кино он все же был дебютантом. А потому ему немедленно пришлось столкнуться с крайне неприятной для себя ситуацией, в которой он был вынужден полностью подчиняться продюсерам и боссам киностудии. Как и для любого по-настоящему талантливого человека, эта ситуация была для него совершенно невыносима.
«Самым болезненным для меня стал недостаток доверия. Мне нужно все, или ничего. Я не могу ничего делать наполовину, или делать что-то, что идет вразрез с моими представлениями о том, как это должно быть. Если мне начинают диктовать условия – толку от меня не будет никакого. Я лучше уйду из проекта, чем продолжу делать то, к чему у меня уже нет никакого интереса.»
Работа над дебютным фильмом стала мучением.
Дэвид хотел снять научно-фантастический фильм, именно эта тема была для него более всего интересна. Поэтому, когда в 1991-м до него дошла новость о том, что компания «20th Century Fox», наконец, созрела для съемок третьей части великой франшизы «Чужой», да еще и намерена вложить в это дело колоссальные 45 миллионов, Финчер с огромным энтузиазмом откликнулся на предложение. На студии прекрасно знали, что 29-летний претендент уже добился огромного успеха со своей собственной фирмой по производству рекламы и видеоклипов, так что получить место режиссера оказалось, пожалуй, даже проще, чем казалось на первый взгляд. Тем более, что фаворит студии Ренни Харлин сам отказался снимать картину ради второй части «Крепкого орешка» с Брюсом Уиллисом.
И это, действительно, была колоссальная удача, учитывая то, что предшественниками Финчера стали Ридли Скотт и Джеймс Камерон. А ведь первый «Чужой» еще и был любимым фильмом Дэвида, настоящей иконой! Словом, молодой режиссер был полон радужных надежд.
Увы, надежды разбились в пыль еще до начала съемок. Прочитав сценарий, Дэвид понял, что он, мягко говоря, его совсем не устраивает. Но на все предложения по поводу сюжета продюсеры ответили категорически: режиссеру не позволено менять сценарий. Причем его меняли кроме Финчера все кому не лень, так что было просто удивительно, как в таких условиях вообще можно было работать режиссеру… С самого начала главы киностудии давали понять, что Финчер не будет играть в проекте ведущую роль. Это был тяжелый удар.
«Помню, я сразу твердо решил уйти. Но мой агент сказал мне, что если я это сделаю, то мне уже никогда не дадут снимать кино в Голливуде. Только поэтому я и остался.»
Взяв себя в руки, Дэвид встретился с исполнительницей главной роли первых фильмов Сигурни Уивер, получил от нее согласие на съемки и заручился ее поддержкой. В итоге Финчеру удалось-таки добиться изменения сценария Винсента Уорда, в котором вообще не было места для Рипли, а действие происходило в деревянном монастыре, где жили некие постапокалиптические монахи. В сценарии, подготовленном для Дэвида, монастырь заменили на тюрьму, а монахи стали заключенными, и этот вариант Дэвид согласился экранизировать.
Но когда дело дошло до съемок, продюсеры и начальство студии начали непрерывно вмешиваться в процесс, и вносить множество изменений, которые были совершенно неприемлемы для режиссера. Финчер реагировал на вмешательство в его работу в высшей степени несдержанно, так что нет ничего удивительного в том, что он вдрызг разругался с боссами студии еще до того, как были закончены основные съемки…
«На съемочной площадке должен быть беспощадный диктат режиссера – я говорю что делать, и все идут и делают. Только так, и никак иначе, потому что иначе вместо того, что я хочу получить, выйдет что-то совсем другое, нелепый плод соавторства толпы каких-то людей, которые, возможно, вообще не имеют понятия о том, как надо снимать. Клянусь, я ненавижу «Чужого 3» больше, чем кто-либо другой. Это было боевое крещение. Я был очень наивен. Я-то думал, все вокруг хотят сделать фильм как можно лучше. А они хотели сделать просто как можно больше долларов. Я-то думал – они не захотят ставить логотип киностудии на дерьмовое кино. А они ставили даже не задумываясь. Им было просто наплевать.»
Дэвида отстранили от работы, и запретили ему работать над фильмом, когда еще не была снята финальная сцена встречи Рипли с Чужим. Финчер самовольно снял эту сцену, после чего хлопнул дверью, и вернулся на свою студию «Propaganda Films». Он был в полной уверенности, что больше никогда не вернется к съемкам кино.
«Это было черт знает что, а не работа. Иногда мне казалось, что я вообще могу идти домой, и все прекрасно сделают без меня. Мне очень неприятно вспоминать об этом эпизоде моей жизни – все эти президенты и вице-президенты и девяносто их заместителей тогда погубили что-то очень хорошее, что так и не появилось на свет. Убили, можно сказать.»
Продюсеры никак не ожидали, что дебютант окажется столь строптивым… С тех самых пор за Финчером закрепилась слава ярого перфекциониста и самого несговорчивого режиссера. К примеру, Финчер заставляет делать дубли до тех пор, пока не получит именно тот результат, который ему нужен – неважно, сколько дублей для этого потребуется. Этим он сильно напоминает столь же твердокаменного Джеймса Камерона…
«Некоторые считают, что существует миллион способов снять сцену. Это не так. Путей максимум два, и второй – неверный.»
Работу над «Чужим 3» (1992) закончили уже совсем другие люди – Финчер даже не участвовал в таком важном процессе, как монтаж. Примечательно, что несмотря на всю ругань Дэвида с продюсерами и напрочь испорченные отношения, они все же взяли в фильм ту самую самовольно снятую финальную сцену, с неохотой признав ее значительно лучшей, чем остальные варианты. Монтаж был столь же тяжким, как и сами съемки, и занял чуть ли не год. Перерасход средств составил добрые 20 миллионов долларов, и вообще весь проект признавался одним из самых тяжелых и мучительных за все время существования Голливуда. Чего стоит хотя бы тот факт, что полных семь миллионов долларов потратили на масштабные декорации того самого деревянного монастыря из первоначального сценария, которые так никогда и не попали в фильм, и были спустя год просто разобраны…
«Если бы я знал, чем все это обернется, я бы ни за что не стал в этом участвовать. Никогда больше не буду снимать фильм без сценария. Теперь я знаю, что чем больше денег имеется на съемки, тем больше потом будет проблем.»
Фильм провалился с треском. Поклонники Чужих с яростью набросились на режиссера за то, что он снял совершенно чуждый славным предшественникам фильм, за невыразимую мрачность и безысходность, за то, что в фильме умерли все, кто спасся в финале «Чужих» Камерона. Погибли и капрал Хикс, и милая девочка Ньют, и даже сама Рипли… «Зачем было спасать их всех во второй части?» - вопрошали разочарованные поклонники Саги. Фанаты восприняли жестокость режиссера как самое настоящее оскорбление, а критики вторили им, называя творение Финчера «сумбурным, скучным и неубедительным».
Финчер же не преминул ответить на весь этот вал негодования, что за неудачный результат стоит сказать спасибо продюсерам, которые «лучше знали, как снимать». К слову, позднее режиссер выпустил «авторскую версию» картины, в которую вошли вырезанные продюсерами сцены, и по мнению многих, она была значительно лучше театральной версии фильма.
Спустя некоторое время «Чужой 3» собрал-таки кое-какие деньги в прокате за рубежом (в Америке он даже не окупил затраты), а потом и нашел своих поклонников, считавших фильм в высшей степени атмосферным и оригинальным. Но самое главное – в нем был Стиль. У Финчера вообще нет безвкусных работ – он не умеет их делать.
Тем временем режиссер вернулся к работе над видеоклипами, и продолжил серию своих успехов на этом поприще премией Грэмми за музыкальное видео на песню Роллинг Стоунз «Love Is Strong», снятое в 94-м. Кстати, на протяжении всей своей режиссерской карьеры Дэвид не переставал работать над созданием рекламных роликов – так, в промежутке между «Комнатой страха» (2002) и «Зодиаком» (2007) Дэвид получил премию Американской Гильдии Режиссеров за «Выдающиеся достижения в рекламе», сняв множество великолепных реклам для компаний HP, Heineken, Motorola, все тот же Nike…
Страсти вокруг «Чужого» потихоньку улеглись, и вот Финчер, уже было зарекшийся работать в Голливуде, снова начинает интересоваться сценариями, и высказывает желание продолжить карьеру кинорежиссера… Разумеется, на совершенно четких условиях: внятный, однозначный сценарий и полная свобода действий на съемочной площадке.
«Я хорошо помню тот день, когда ко мне в руки попал сценарий под названием «Семь» Эндрю Уокера. Он пронзил меня. Я прочел его на одном дыхании. Это было как озарение – у меня не было больше сомнений, о чем я буду делать новый фильм.»
Эндрю Кевин Уокер – один из лучших сценаристов по мнению Финчера, и режиссер охотно работает с этим автором.
На сей раз все было не так, как при съемках «Чужого». Не было никаких дополнений к сюжету от десятков посторонних людей. Не было бестолкового контроля над экранизацией знаменитой франшизы. Авторитет режиссера был непререкаем. И именно фильм «Семь» (1995) стал первым по-настоящему сильным фильмом Финчера, в котором он полностью контролировал процесс и получил на выходе именно то, что хотел.
«Я не знаю, насколько кино должно быть развлекательным. Мне всегда было интересно кино, которое оставляет шрамы. Самое лучшее в фильме «Челюсти» для меня – это то, что я после него больше никогда не заходил в воду.»
Необычайно темная и атмосферная история про маньяка в исполнении Кевина Спейси, убивавшего своих жертв в соответствии со смертными грехами, описанными в Библии, была поразительной. Иногда чернильный мрак рассеивали лишь фонарики в руках главных героев – ход, опробованный Финчером еще в клипе группы Аэросмит «Janie's got a Gun». Критики упрекали картину в «чрезмерной мрачности и претенциозности», но зрители были поражены в самое сердце. Снятый всего за 33 миллиона долларов, фильм «Семь» принес в десять раз больше денег в мировом прокате, стал культом, попал в списки «лучших фильмов всех времен», получил массу наград и номинировался на Оскар за лучший монтаж.
Вмешательство все же было, и оно исходило от самого Арнольда Копелсона, тогдашнего президента выпускающей кинокомпании «New Line Cinema». Он попытался запретить Финчеру включать в театральную версию фильма финальную сцену с отрезанной головой жены главного героя в коробке. Но на сей раз нашла коса на камень. Финчер в содружестве с немедленно поддержавшим его Брэдом Питтом в категорической форме заявил, что прекратит работу над фильмом, если в работу будут вмешиваться подобным образом. Случилось нечто беспрецедентное: президент киностудии сдался, и сцена вошла в фильм.
«Семь» сделал Дэвида Финчера самым ярким открытием Голливуда середины девяностых. Для Питта роль детектива Миллза стала одной из лучших в карьере. А режиссер и актер с того момента стали близкими друзьями, и Финчер еще не раз снимал Брэда в своих картинах.
Спустя два года после «Семь» на экраны выходит новое творение Финчера, которое многие ждали с нетерпением. Это был фильм «Игра» (1997) с Майклом Дугласом, и он во многом был похож на «Семь» - та же гнетущая атмосфера, изумительный стиль и блестящий технический уровень, чувство отчаяния и безысходности и шокирующая концовка. Тем не менее, успеха предыдущей картины не было – в американском прокате фильм собрал еще меньше, чем «Чужой 3», в международном – едва перевалил за отметку в сто миллионов…
При этом фильм все равно был выдающимся. Только Финчер в присущей ему манере мог так подать историю об изощренном розыгрыше невиданных масштабов, который устраивают для пресыщенного скучающего миллионера люди из фирмы по организации досуга. До самых титров зритель не может понять, реально ли то, что происходит с героями, или это всего лишь мистификация. Протаскивая зрителя через длинную череду сомнений и поворотов, Финчер обрушивает на него своеобычный, сбивающий с ног финал, не оставляющий желать лучшего. У фильма масса поклонников по всему миру, и он, как и «Семь», неизменно присутствует в рейтингах лучших триллеров всех времен.
А потом пришел черед великого «Бойцовского клуба».
«Я начал читать роман перед сном, и не смог остановиться. К утру я прочел его до конца. Я некоторое время не мог прийти в себя. Я понял, что сниму фильм несмотря ни на что, хоть на собственные деньги, хоть без поддержки крупной студии. Я просто должен был это сделать.»
Определенно, это кино не для всех. Иначе как объяснить его полный провал в американском прокате и скромные результаты в мире? Один из величайших фильмов всех времен, снятый по книге Чака Паланика, ставший культом после выхода на DVD, неизменно называемый мощнейшей философской притчей в фирменной авторской подаче, «Бойцовский клуб» (1999) с Эдвардом Нортоном и Брэдом Питтом немедленно попадает в историю как одна из гениальнейших картин за всю историю кинематографа.
Накал игры актеров, визуальный ряд, саундтрек, операторская работа – все в этом фильме на каком-то совершенно уникальном уровне. Для самого Финчера это главная работа всей жизни, его манифест и его памятник самому себе. Это тот самый случай, когда кассовые сборы и кинонаграды ни на что не влияют – «Бойцовский клуб», эта шокирующая история про раздвоение личности на фоне стремления людей вырваться из порочного круга серой предсказуемой жизни – останется в веках. Это фильм, который заставляет задуматься. И, определенно, это один из лучших фильмов мира.
«Я думал, люди сочтут фильм забавным. Это была сатира. Черная комедия. А люди увидели в нем какую-то философию немыслимых масштабов. Помню, это поразило меня до глубины души. Одни стали считать меня фашистом, другие – мессией, а я на самом деле просто прикалывался.»
Финчер отточил свой стиль до остроты опасной бритвы. Во всех фильмах Дэвида Финчера безошибочно угадывается авторский почерк – например, блуждающая камера, проникающая везде – это уникальная авторская находка. Почти полное отсутствие сборов в кинотеатрах из-за уничтожающей критики, заклеймившей фильм как «пропагандирующий насилие и асоциальное поведение», и затем зашкалившие продажи DVD – лишнее доказательство того, насколько этот потрясающий фильм опередил ожидания зрителей, до которых лишь позднее «дошло», какой это шедевр. Весь мир посмотрел «Бойцовский клуб» на видео. Не случайно Финчер так много работал над дополнениями к DVD – именно они сделали его произведение по-настоящему полным и законченным. И что бы ни говорил сам режиссер – глубина этого фильма поражает.
Увы, после трех мощных картин, идущих подряд, пришло время и для закономерной творческой неудачи. Новый проект назывался «Комната страха» (2002), и он рассказывал о женщине, которая вместе со своей дочерью спасается от ворвавшихся грабителей в бронированной комнате внутри огромного дома. Фильм оказался колоссальным разочарованием для всех фанатов режиссера, свято уверенных в том, что Финчер не может снять ничего серого и стандартного. Увы, «Комната страха» оказалась абсолютной пустышкой. Финчер узнается здесь исключительно по визуальной составляющей, присущей только ему – безупречный технический уровень, камера, проникающая в замочные скважины, и полеты вдоль проводов в стенах были абсолютно характерны для режиссера, но куда девалось содержание?
«Комната страха» - это не глубокое кино, это скорее развлекательная поделка в обертке триллера, без скрытых идей. Я не смотрел на этот фильм, как на нечто эпохальное, и не собирался переворачивать мир с его помощью. Он не особенно важен.»
Куда девался фирменный тонкий юмор? Где напряжение, не спадающее до финальных титров? Где непредсказуемые повороты событий? Где шокирующая концовка? В «Комнате страха» всего этого просто нет. Зато есть чрезмерно неторопливое развитие событий и куча грубых ляпов и нестыковок.
В производстве была масса проблем – чего стоит хотя бы эпопея с главной героиней. Сперва согласие на съемки дала Николь Кидман, и Финчер уже приступил к процессу, но через 20 дней Николь отказалась от роли из-за осложнений, связанных с травмой колена, полученной после падения с трапеции на съемках «Мулен Руж». Финчер предложил продюсерам закрыть проект, но те наотрез отказались, и на смену Кидман пришла Джоди Фостер. Пятью годами ранее она чуть было не снялась в «Игре», но ее роль была переписана, и в итоге досталась Шону Пенну.
И вот актриса попала-таки в фильм Финчера, к чему давно стремилась. Но и тут возникла крупная неувязка: оказывается, Джоди была беременна, и все сцены с ней просто не успели снять, так что режиссер вынужден был делать долгий перерыв, чтобы актриса могла родить ребенка и вернуться в проект для его завершения. Ничего удивительного, что исполнительница роли дочери главной героини Кристен Стюарт выросла в процессе съемок так, что в финальных сценах переросла Джоди Фостер…
Как ни странно, в прокате «Комнату страха» ждал куда больший успех, чем значительно более сильную «Игру» - только в США картина собрала втрое больше своего бюджета, а в мире вплотную приблизилась к двухсотмиллионной отметке. И все равно фильм для многих стал в свое время одним из сильнейших разочарований. То, за что Финчера ценили больше всего – содержание – отсутствовало начисто, в фирменной обертке вместо ожидаемой конфеты оказалась пустота. Визуальный шедевр, но слишком мейнстрим, слишком стандартный, и уж подавно не бунтарский…
«Комната страха» стала своеобразным барьером между творческой юностью режиссера, ознаменованной шокирующими анархическими работами, и зрелостью, когда Финчер начал снимать очень сдержанные и тщательно сделанные фильмы, рассчитанные на широкую аудиторию. И первым фильмом из «новой серии» стал долгожданный «Зодиак», появившийся на экранах спустя долгих пять лет после «Комнаты страха». Финчер отдал предпочтение этому сценарию, решительно отказавшись от постановки таких суперблокбастеров, как «Миссия невыполнима 3» и «Бэтмен: Начало». Фильм был снят на основе произведений писателя Роберта Грейсмита.
«Зодиак» (2007) – это история из детства режиссера, когда в конце шестидесятых годов в окрестностях Сан-Франциско, где вырос Финчер, появился загадочный убийца, игравший с полицией посредством криптограмм, которые могли навести на его след. Режиссер изучил тысячи документов, имевших отношение к расследованию убийств, совершенных Зодиаком, чтобы как можно подробнее раскрыть сущность происходивших событий. Фильм знаменит совершенно немыслимой тщательностью в воссоздании эпохи шестидесятых – так, в сцене, где Роберт везет сына в школу, по радио можно услышать прямую трансляцию бесплатного концерта Роллинг Стоунз, который проходил в тот самый день, когда происходит действие. Мельчайшие современные детали уличного окружения во время пост-продакшена стирали при помощи компьютера, так что по своей «вылизанности» снятый полностью в цифровом формате «Зодиак», похоже, не знает себе равных.
Жестокий, стильный и в высшей степени атмосферный, «Зодиак» все же провалился в прокате. В США кассовые сборы едва вернули половину от солидной суммы в 65 миллионов долларов, потраченной на производство. Похоже, зрители ждали чего-то вроде «Семь», но «Зодиак» был совсем, совсем другой.
«Некоторые ходят в кино, чтобы им еще раз напомнили о том, что все хорошо. Я не делаю фильмы такого рода.»
После «Зодиака» Финчер всерьез заинтересовался сценарием по книге великого фантаста Артура Кларка «Рандеву с Рамой», в которой рассказывается о гигантском 30-километровом черном цилиндре, медленно дрейфующем в космосе по направлению к Земле. Объединившись со своим старым знакомым Морганом Фрименом, игравшим у Финчера в фильме «Семь», режиссер начал подготовку к производству картины. Но случай заставил поставить на этом проекте крест – собиравшийся выступить в качестве продюсера Фримен неожиданно попал в автокатастрофу, и надолго оказался прикованным к больничной койке. Позднее он и вовсе отказался от проекта, сославшись на возраст (ему было уже за 70) и недостаток энергии. Увы, от съемок фантастического фильма Дэвиду пришлось отказаться (по слухам, он вполне может вернуться к этому проекту в будущем).
Возможно, это было к лучшему – потому что вместо «Рандеву с Рамой» Финчер снимает самый успешный свой фильм за всю карьеру.
«Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008) - трогательная повесть про человека, родившегося глубоким стариком, и молодеющего с каждым прожитым днем. Нехарактерный для Финчера жанр мелодрамы неожиданно пришелся по душе широкой аудитории, так что дорогущий ($150 000 000) фильм с Брэдом Питтом собрал больше трехсот миллионов долларов, и заслужил совершенно восторженные отзывы кинокритиков. Примечательно, что сценарий многие сильные режиссеры сочли «слишком сложным для экранизации», и Финчера хорошо характеризует решимость, с которой он взялся за сложный проект.
«Это фильм о смерти.»
От сверх-энергичных сцен, рваного монтажа и новаторских выходок Финчер перешел к очень медленной, плавной, меланхоличной подаче материала, повествование из стремительного и шокирующего становится философски-эпическим. Это совсем другой Финчер, не тот, которого мы знали по «Бойцовскому клубу». Юношеский задор и цинизм уступили место созерцательности и умудренности опытом. И все-таки жаль, что больше нет того Финчера, который шокировал нас финалом «Семь». Многие поклонники творчества режиссера ждут возвращения того хулигана.
Фильм про Бенджамина Баттона, снятый по сценарию автора «Форреста Гампа» Эрика Рота, и основанный на рассказе знаменитого писателя Ф. Скотта Фицджеральда, ждало широчайшее признание. Чего стоят только пять номинаций на Золотой Глобус, и аж 13(!) - на Оскар. Три высшие награды – за декорации, грим и спецэффекты – были большим успехом, хотя в номинации «Лучший режиссер» Финчер и уступил пальму первенства блестящему Дэнни Бойлу, собравшему на церемонии 2009 года урожай из восьми Оскаров за своего «Миллионера из трущоб».
Новый фильм Финчера – «Социальная сеть» (2010), в котором рассказывается об основателе всемирно известного «Фейсбука» Марке Цукерберге и о его судебной тяжбе с бывшими однокашниками, которые обвиняли Марка в плагиате. Картина стала лучшим фильмом года по мнению критиков, оценивших «Социальную сеть» столь же высоко, как «Баттона», хотя знающие люди и отмечали, что Финчер чересчур свободно обращается с некоторыми историческими фактами. Снова три Оскара – за монтаж, сценарий и саундтрек, но приз за режиссуру вновь обходит Финчера стороной, и отправляется Тому Хуперу, автору триумфатора церемонии 2011 года «Король говорит».
Но если Оскар режиссеру не достался, то на церемонии вручения золотых Глобусов Финчер отыгрался по полной, получив награду как лучший режиссер. Фильм получил и еще три Глобуса – за лучшую драму, саундтрек и сценарий.
Собравший двухсотмиллионную кассу, фильм «Социальная сеть» стал очередным бесспорным успехом режиссера. Невероятно тщательно сделанный, он производит впечатление чего-то совершенного, продуманного до мельчайших деталей. Но в нем по-прежнему нет того напора, который покорил аудиторию в девяностых… Похоже, Финчер-анархист ушел в прошлое.
Среди новых проектов режиссера – вышедший на экраны в конце 2011 года детективный триллер «Девушка с татуировкой дракона». Главную роль здесь исполняет Руни Мара, которая так впечатлила Финчера своей игрой в «Социальной сети», что он немедленно предложил ей главную роль в своем новом фильме. Также в фильме играет Дэниел Крейг. Если фильм окажется успешным, в производство пойдут еще два фильма на ту же тематику – «Девушка, которая играла с огнем», и «Девушка, которая разворошила осиное гнездо».
В 2012-м на экраны выйдет фильм Дэвида Финчера «Несс» с Мэттом Деймоном, в котором будет рассказана история спецагента министерства финансов США, сумевшего посадить за решетку Аль Капоне, а в 2013-м появится экранизация произведения Жюля Верна «20 000 лье под водой». Кроме того, по неподтвержденным данным, Финчер высказывал интерес к проекту под названием «Клеопатра», главную роль в котором может исполнить Анжелина Джоли. Судя по всему, анархизма и новаторства от Дэвида лучше не ждать, и многие поклонники творчества режиссера искренне об этом жалеют…
Личная жизнь
В 1990-м Дэвид Финчер женился на Донье Фиорентино, в 1994-м у них родилась дочь Феликс Имоджен. В 1995-м Финчер и Донья развелись (Донья вышла замуж за Гэри Олдмана, но и этот брак потом распался).
«Режиссура – непростое дело. Сидеть в студии и придумывать интересные сцены – это весело, но это только 1 процент работы. Остальные 99 процентов состоят в адском труде, в котором нет ничего романтического. Вам нужно донести до 150 человек на съемочной площадке, что именно вы хотите, и будьте готовы к тому, что до них дойдет только с десятого раза. Вам нужно вывернуть себя и всех остальных наизнанку, чтобы добиться нужного результата, и при этом уложиться точно в срок. А теперь сделайте все это во время забастовки обслуживающего персонала, в окружении измотанных людей, которые понятия не имеют о том, зачем вам понадобился еще один дубль. Но самое главное может скрываться как раз в этом дубле, и черта с два я отпущу всех по домам, прежде чем получу то, что мне нужно.»
|