44 местоЗвездные войны: Эпизод 4 - Новая надежда Star Wars: Episode IV - The New Hope
Год: 1977 США Жанр: фантастика Режиссер: Джордж Лукас В главных ролях: Марк Хэмилл, Харрисон Форд, Кэрри Фишер Бюджет: $ 11 000 000
Сборы: $ 797 900 000
Очередной эпохальный фильм, одно из лучших кинотворений всех времен и народов. Открывший новую эпоху в кино, породивший массу подражателей, начавший революцию как в мире научной фантастики, так и в мире спецэффектов. Появление самого первого фильма из серии «Звездных Войн» в конце семидесятых произвело эффект разорвавшейся бомбы – без преувеличения, все были просто потрясены. Одиннадцать номинаций на «Оскар», и семь высших наград Киноакадемии. Абсолютный триумф Джорджа Лукаса. В год выхода фильма на экраны прибыль всей киностудии «20 Век Фокс» выросла вдвое, что спасло студию от надвигавшегося банкротства и придало ей мощный заряд для быстрого развития.
Именно с приходом «Звездных» войн зритель начал приобщаться к совершенно новому виду зрелища – высокотехнологичному, поражающему воображение. Самые кассовые фильмы новейшей истории были потом построены на принципе высоких технологий, и Лукас стал пионером. После выхода в свет «Новой надежды» режиссер безоговорочно встал в ряд величайших деятелей кино всех времен. А все потому, что фильм был попросту гениальным. Даже трудно в двух словах описать все достоинства картины, но бесспорно самое важное здесь – это Вдохновение. Так блестяще уложить в канву эпического повествования битвы между футуристическими рыцарями, сверхсовершенные механизмы и философские подтексты кроме Лукаса не смог никто – вплоть до нынешних времен. «Звездные Войны» так и останутся единственным в своем роде феноменом, и даже попытка с буквальной точностью повторить все удачные находки будет в лучшем случае бледной копией. Оригинал же остается непревзойденным и по сей день – Гениальный Фантастический Фильм.
Это интересно.
В творческом багаже Лукаса на момент выхода «Звездных войн» были только «Галактика ТНХ-1138» и «Американские граффити», так что фильм он снимал в условиях жесткой экономии, а в прокат запустил всего в тридцати кинотеатрах по всей Америке (остальные отказались показывать фильм, считая его «чепухой»). Как только картину увидели первые зрители, по волне прокатилась настоящая волна помешательства на «Звездных войнах» - люди осаждали кинотеатры с требованиями продолжать показы. Спешно было создано большое количество дополнительных копий, разосланных по всей стране. Потом фильм еще неоднократно выходил в прокат, и неизменно собирал все новые и новые миллионы. Люди действительно массово ходили на него по несколько раз.
Из-за нехватки средств было решено не делать бутафорское оружие для солдат Империи, а использовать стандартные армейские автоматы «Стерлинг» со снятыми магазинами.
Алекс Гиннесс, игравший Оби-Вана Кеноби, не любил эту роль, и как-то раз обмолвился, что сам настоял на том, чтобы его персонажа убили в первой же серии, «чтобы больше не произносить этот идиотский текст про силу и прочую чепуху».
Питер Мэйхью, игравший долговязого Чубакку во всех сериях первой трилогии, работал охранником в больнице, и был взят Лукасом на роль в первые же секунды «прослушивания». Все что ему потребовалось – просто встать со стула.
Компания «Kenner Toys», купившая права на производство игрушек и сувениров по мотивам вселенной «Звездных Войн» незадолго до премьеры, не рассчитывала на такой колоссальный спрос на свою продукцию. Заказы, принятые еще перед Рождеством, были выполнены только в марте, причем производство работало в три смены круглые сутки. Фирме пришлось вместо игрушек продавать... сертификаты на них - с получением вещи через несколько месяцев.
В первоначальной версии сценария Люк Скайуокер должен был быть карликом, позднее этот персонаж вообще стал на какое-то время женщиной. Более того – в одной из версий Люк и вовсе был… 60-летним генералом! Оби-Ван и принцесса Лея могли быть азиатами – Лукас даже прослушивал японских актеров.
Космический контрабандист Хан Соло должен был быть зеленокожим гигантом без носа и с жабрами. Потом Соло стал афроамериканцем, Лукас даже провел прослушивание и утвердил черного актера на эту роль. Перед самыми съемками он снова передумал, и решил сделать персонажа белым. На новое прослушивание, в числе прочих, пришли Курт Расселл, Аль Пачино, Кристофер Уокен и Джек Николсон, но в итоге Лукас отверг их всех, и взял Харрисона Форда, молодого малоизвестного актера, подрабатывавшего на студии плотником. Форда Лукас знал еще со времен «Американских граффити», где у того была небольшая роль Боба Фальфы. Роль Соло сделала Форда суперзвездой, и открыла путь в эпохальный проект Спилберга про Индиану Джонса.
Бюджет был таким маленьким, что все, включая режиссера и главных актеров, летали эконом-классом. Пленка, на которую снимали картину, была самой дешевой из всех, склонной к выцветанию, ее производство было прекращено еще в начале 80-х. Камеры VistaVision были производства 50-х годов. И все равно бюджет перерасходовали на 5 миллионов, потратив 13 миллионов вместо восьми. Проблем при производстве было столько, что после съемок Лукас попал в больницу с приступом гипертонии.
Начальство студии было недовольно тем, что Чубакка совсем не имеет одежды, и на полном серьезе пытались заставить Лукаса одеть его в «что-то типа трусов». Лукас отказался с негодованием.
То же самое начальство было недовольно названием «Звездные войны», и настаивало на другом варианте.
До выхода «Звездных Войн» самым кассовым фильмом на тот момент были «Челюсти» Спилберга. Потом рекорд был побит «Инопланетянином»… все того же Спилберга!
Гигантский сценарий из двухсот страниц, который Лукас писал целый год, был воплощен в шести фильмах, из которых первым стал «Эпизод 4». Трилогия «нового времени» целиком основана на этом сценарии почти без изменений.
В первый день съемок в Тунисе (планета Татуин) там прошел дождь, впервые за последние 50 лет. Лукас счел это хорошим предзнаменованием.
Компания Лукаса по производству спецэффектов Industrial Light and Magic, пытаясь создать эффекты, которых раньше никто никогда не делал, израсходовала больше половины всего бюджета на пробы и ошибки.
После премьеры в Японии в зале повисла мертвая тишина, что сильно огорчило авторов фильма, присутствовавших на показе. Только потом они узнали, что молчание – величайшая честь, которую японцы могут оказать фильму (примерно как в Европе – стоячие овации).
Это самый короткий фильм из всех серий «Звездных войн».
Все декорации и реквизит Лукас намеренно «старил» для достоверности. Так, когда новенького робота R2D2 привезли на съемочную площадку, Лукас покатал его в пыли, и пнул пару раз. Робот C3PO "старился" самостоятельно из-за того, что постоянно падал и врезался в декорации (актер ничего не видел в шлеме, поскольку у него были фонарики на месте глаз). Так что многочисленные вмятины и царапины на корпусе C3PO - вовсе не результат декораторов, они вполне естественного происхождения.
Бластер Хана Соло – переделанный старинный Маузер.
Знаменитая музыка Джона Вильямса была признана лучшим саундтреком всех времен.
|