46 местоИнопланетянин E.T. the Extra-Terrestrial
Год: 1982 США Жанр: фантастика Режиссер: Стивен Спилберг В главных ролях: Генри Томас, Дрю Бэрримор Бюджет: $ 10 500 000
Сборы: $ 792 965 326
Одно из лучших творений одного из величайших режиссеров в истории. Фильм-откровение, фильм веха, нестареющая классика. Произведение на века.
«Инопланетянину» за время его существования спето столько дифирамбов, что добавить что-нибудь новенькое в эту копилку восхвалений не получится при всем желании: все уже сказано до нас. Остается только констатировать – лучше фильма такого рода не снимал никто. Люди, видевшие «E.T.» тридцать лет назад детьми, пересматривая его, не могут сдержать нахлынувших чувств – он все такой же великолепный, каким казался тогда, все такой же человечный, вдохновенный и новаторский. В мире, который уже ничему не удивляется, такие шедевры на вес даже не золота – платины. Его будут помнить спустя века.
Немного найдется фильмов, которые становятся лучше с годами. Было что-то труднообъяснимое в этой картине, что-то, что трудно передать словами. Волшебство. Все работает на создание волшебного эффекта – и видеоряд, и музыка, и спецэффекты. В «Звездных войнах» было это волшебство, в тех самых, эпизоде четвертом. Как режиссеры его добились – возможно, загадка даже для них самих. Это – блеск таланта в самом его расцвете.
Сняв «Инопланетянина», Спилберг создал себе памятник. Фильм вызвал фурор в год выхода, став рекордсменом по кассовым сборам, и удерживал пальму первенства до самого 1993-го, пока рекорд не побил «Парк юрского периода» все того же Спилберга. Потом он поставил рекорд продаж видеокассет – 15 миллионов экземпляров к концу 80-х. Даже в эпоху DVD он продолжает продаваться, будучи абсолютным, общепризнанным образцом детской фантастики. С тех пор снимали фильмы дороже, зрелищнее, динамичнее, и возможно, не один десяток. Но талантливее фильма никто не снял, и теперь уже вряд ли снимет. Разве что сам Мастер.
Это интересно. Все куклы Инопланетянина изготовил Карло Рамбальди – создатель роботов из «Звездных войн» Лукаса, в том числе R2D2. Одну из них приобрел Майкл Джексон – самую сложную, с мимическими механизмами. Она хранилась на его ранчо Неверленд, и была полностью работоспособна. Кстати, на создание кукол и конструирование механизмов их привода был потрачен миллион долларов, что для начала 80-х совершенно немыслимая сумма. За такие деньги можно было построить декорацию целого города.
Во время предпрокатного показа на Каннском фестивале во время финальных титров весь зал аплодировал стоя – единственный случай в истории.
Велосипед с Инопланетянином в корзине, летящий на фоне Луны, Спилберг сделал эмблемой своей киностудии «Amblin Entertainment».
Сценарий «Инопланетянина» Спилберг написал в перерывах между съемками первого «Индианы Джонса». Точнее – надиктовал Мелиссе Мэдисон – тогда еще подруге Харрисона Форда (позднее они поженились).
Сценарий был показан начальству кинокомпании «Коламбия Пикчерз», но был отклонен, поскольку в работе уже был другой сценарий про инопланетянина – «Человек со звезды». Тогда Спилберг обратился в «Юниверсал», и получил добро на съемки. Позднее боссы «Коламбии» горько пожалели о своем решении, потому что выбранный ими «Человек со звезды» с Джеффом Бриджесом провалился в прокате.
Спилберг в ответ на расспросы в одном интервью сказал, что Инопланетянин – не мужчина и не женщина, он среднего пола.
Фильм вошел в двадцатку величайших фильмов всех времен по версии авторитетного издания «Entertainment Weekly».
Первоначальный замысел Спилберга – мрачный триллер про нападение злобных пришельцев на простую американскую семью. После того, как «Инопланетянин» был снят в миролюбивом ключе, триллер все же появился на свет – это был «Полтергейст», который Спилберг спродюсировал одновременно со съемками «Инопланетянина».
Для фильма была написана песня. Спилберг категорически отказался вставлять ее в фильм, считая, что она отвлечет зрителя. По этой же причине он полностью вырезал сцену с Харрисоном Фордом, сыгравшим школьного учителя.
В Великобритании фильм был признан «Лучшим семейным фильмом всех времен».
В дополненном издании Спилберг с помощью компьютера убрал все пистолеты, отметив, что в мире и так «слишком много насилия, связанного с оружием».
|