8 местоПоследняя фантазия: Духи внутри Final Fantasy: The Spirits Within
Год: 2001 США, Япония Жанр: фантастика/анимация Режиссер: Хиронобу Сакагути, Мотто Сакакибара Роли озвучивали: Минг-На, Алек Болдуин, Дональд Сазерленд Затраты: $ 167 000 000 Сборы: $ 85 000 000
Убыток: с учетом инфляции $ 100 000 000
Совершенно выдающееся аниме от японских режиссеров Хиронобу Сакагути и Мото Сакакибары в 2001 году выглядело словно пришелец из будущего: целиком нарисованное на самых совершенных компьютерах того времени, он должно было потрясти зрителя своим техническим совершенством.
Авторы были уверены в том, что создают нечто эпохальное и единственное в своем роде и не пожалели ни сил, ни средств: четыре года в производстве, астрономический бюджет и огромные ожидания – все слилось в едином порыве. Чтобы немедленно рухнуть в пропасть: первый же проект компании Square Pictures стал для нее последним, похоронив безо всякой надежды на спасение.
Визуальная составляющая была попросту уникальна: сверхреалистичная компьютерная графика являлась самой совершенной в мире на тот момент. Сам сюжет вырос из популярной видеоигры с аналогичным названием, культовой для Японии. Пожалуй, именно японская эстетика, очень специфичная и медитативная атмосфера сделали этот фильм решительно непонятным для мирового (и в первую очередь американского) зрителя. Характерный для Японии сюжет с немыслимыми псевдонаучными натяжками и условностями просто не укладывался в голове человека, который не являлся коренным обитателем Островов. При этом масштаб творения был рассчитан на общемировое признание – именно это странное противоречие и сгубило, в общем-то, выдающуюся картину.
Действие происходит в 2065 году. Люди Земли пережили вторжение инопланетян, а точнее – их призраков. Главная героиня Аки Росс совместно с ученым, доктором Сидом, пытается спасти планету, стараясь соединить в одном месте «восемь духов», которые, будучи слитыми воедино, сгенерируют энергию, способную нейтрализовать призраки пришельцев. Ну и ну…
Сказать, что маркетинг был проведен неверно – значит ничего не сказать. Остается только удивляться, почему японцы были так свято уверены, что эта великолепная футуристическая заумь, которая так близка их сердцам, непременно должна покорить мирового потребителя, который обладает совершенно другим мировоззрением, воспитанием и восприятием эстетики, в том числе литературной. То, что коренному японцу кажется волнующим и притягательным, европейцу покажется смешным, американцу – нелепым, а русскому и вовсе бессмысленным.
Тем не менее, японцы доблестно прошли весь путь до самого конца, обработав каждый пиксель каждого кадра с совершенно невероятной тщательностью, не упустив ни одной мельчайшей детали, и пропитав всю картину с первого кадра до последнего той самой эстетикой аниме, за которую настоящие фанаты отдадут полжизни, а весь остальной мир недоуменно пожмет плечами. Он и пожал – начисто проигнорировал фильм в прокате, уничтожив на корню молодую многообещающую студию, в планах у которой была целая череда фильмов-продолжений…
А жаль: при всей своей сугубо японской эстетике фильм «Последняя фантазия» невероятно красивый и зрелищный, и по-хорошему поражает воображение. Кто знает, если бы не просчеты в маркетинге, может быть, он никогда бы не появился на свет, и возможно, такого рода проекты могут родиться отчасти благодаря парадоксу… Во всяком случае, в нем явно есть нечто неземное, бесконечно далекое от местных дрязг. К сожалению, и от кассовых сборов – тоже.
|