7 местоВрата рая Heaven's Gate
Год: 1980 США Жанр: драма/вестерн Режиссер: Майкл Чимино В ролях: Крис Кристоферсон, Кристофер Уокен, Джефф Бриджес Затраты: $ 44 000 000 Сборы: $ 3 000 000
Убыток: с учетом инфляции $ 105 000 000
Талантливый режиссер Майкл Чимино, только что заработавший Оскара как лучший режиссер за триумфально встреченного критиками «Охотника на оленей», мог рассчитывать на большие бюджеты для воплощения своих новых идей.
Поэтому, когда он решил создать масштабную экранизацию сценария под рабочим названием «Война округа Джонсон», у него не было недостатка ни в финансах, ни в доверии глав киностудии «United Artists». Но должно было насторожить уже то, что режиссер авторитарно потребовал назвать фильм «Врата рая Майкла Чимино».
Этот катастрофически провалившийся в прокате вестерн надолго стал символом любого кассового краха Голливуда – не спасло даже созвездие классных актеров – Кристофер Уокен, Джон Херт, Крис Кристоферсон. Масштабный и чересчур тяжеловесный, фильм содержал сцены жестокого насилия, что в сочетании с огромной продолжительностью сыграло роковую роль.
Чимино размахнулся по полной программе: в пустыне Монтаны был построен целый город, в котором до мельчайших деталей была воссоздана атмосфера Америки конца 19-го века. Все сцены, как и при съемках «Форта Аламо», переснимались десятки раз, до тех пор, пока режиссер не решал, что ему удалось добиться идеальной картинки – в итоге вся съемочная группа вынуждена была каждый день работать сверхурочно, а затраты выросли неимоверно. Продюсеры были вынуждены изыскивать дополнительные средства, а режиссер – прибегнуть к экономии, которая вылилась в некрасивую историю с травматизмом людей и жестоким обращением с животными (Общество защиты животных заявляло официальный протест). Даже чиновники Национального парка Глэсир конфликтовали с Чимино, пораженные тем, что до безобразия заносчивый режиссер начисто игнорировал требования сохранять парк в первозданном виде.
Чимино в процессе съемок наработал 500 часов материала, который лишь с чудовищными усилиями удалось втиснуть в хоть сколько-нибудь приемлемый хронометраж, но этого было мало – режиссер потребовал дополнительные 5 миллионов долларов на пролог и эпилог, без которых, по его глубокому убеждению, повествование будет неполным. Из уважения к оскароносному режиссеру, продюсеры пошли и на это, так что в итоге эта сверх всякой меры масштабная картина вылилась в семикратный перерасход средств, обойдясь в 44 миллиона вместо задуманных семи.
Просмотрев режиссерскую версию, боссы киностудии схватились за голову: ни один зритель не вынес бы просмотра фильма длительностью пять часов и 25 минут. Между тем Чимино был совершенно уверен, что только в таком виде фильм достаточно полно воплотит его идеи (на чье бы то ни было мнение ему, по обыкновению, было глубоко плевать). В любом случае, фильм нужно было сокращать, или вообще забыть о кассовых сборах. В итоге хронометраж урезали на целых два часа, но даже после этого картина оставалась самым длинным фильмом, продолжаясь более трех с половиной часов. В таком виде «Врата рая» и были представлены зрителю – премьера состоялась 18 ноября 1980 года.
Критики сразу обозвали фильм «эпическим ужасом», так что спустя всего неделю проката его поспешно изъяли из кинотеатров с целью дополнительного сокращения. Сам Чимино к тому моменту уже прямо утверждал, что проект погублен начисто, но на студии и слышать ничего не хотели: нужно было элементарно спасать положение, и собрать хоть какие-то деньги с американского зрителя. Спустя шесть месяцев состоялась повторная премьера (фильм к тому моменту длился около двух с половиной часов, и представлял собой, по словам Чимино, «огрызок»), но и повторный монтаж не помог спасти убыточную картину от провала.
А провал был ошеломительный: три с половиной миллиона прибыли против почти полусотни миллионов, израсходованных в никуда. Чимино своим творением просто убил студию «United Artists»: она немедленно потеряла независимость, и была продана студии MGM за жалкие 350 миллионов, с обязательным увольнением множества работников высшего звена, включая президента-ветерана Энди Альбека, управлявшего студией еще во времена съемок на ней эпохального Джеймса Бонда… На Чимино обрушились критики, назвав его «тираном», «самоуверенным выскочкой» и «беспощадным эгоистом».
Фильм закономерно получил сразу несколько номинаций «Золотой малины» - «Худший актер», «Худшая музыка», «Худшая картина», «Худший сценарий», в итоге Чимино получил антиприз как Худший режиссер – что за насмешка после получения им высшей кинонаграды! Позже позорная «награда» была отменена (фильм слегка реабилитировался после выхода на видео, да и за рубежом был принят куда лучше, чем в Штатах), но было уже поздно – репутация Майкла Чимино, режиссера, который утопил «United Artists», была непоправимо подмочена.
|