Рецензия на фильм "Деньги на двоих"
США Жанр: триллер/драма Режиссер: Ди Джей Карузо В ролях: Аль Пачино, Мэттью Макконахи Бюджет: $ 35 000 000
"Букмекеры тоже плачут" В очередной раз диву даюсь, как среди успешных фильмов оказывается столько никчемного барахла, и откуда среди провальных берутся такие шедевры. Никем не виденный, никем не признанный, бесславно почивший и безнадежно забытый несмотря на свою свежесть фильм «Деньги на двоих» оказался одной из лучших драм, виденных мною когда-либо.
В центре повествования бывший футболист Брэндон, который из-за тяжелого перелома был вынужден оставить спорт и сдуру занялся составлением прогнозов для любителей поставить денежки на победу той или иной команды. Второй герой – стареющий бизнесмен Уолтер, организовавший фирму по прогнозированию результатов спортивных матчей, и нанявший новоиспеченного пророка на работу в качестве ведущего специалиста. Эти двое, без преувеличения, устраивают на экране такое торнадо, при котором не нужны уже ни драки, ни погони – да их здесь и в помине нет. Все равно смотреть интереснее, чем подавляющее большинство суперкассовых экшенов.
Игра актеров бесподобна. За сцену, в которой подлый Уолтер имитирует сердечный приступ, и насмерть перепуганный Брэндон со слезами запихивает ему в рот валидол, я бы обоим дал по Оскару. Но если про Пачино всем известно, что его актерский гений размером с Эмпайр-Стейт-Билдинг, то Мэттью Макконахи лично для меня стал нешуточным открытием. До сих пор я помнил его, как не слишком впечатляющего лощеного красавчика с телосложением Аполлона, которому при всех его достоинствах далеко до таких грандов, как, скажем, Де Ниро или Хэнкс. Может, потому, что я впервые разглядел его в земекисовском «Контакте», где он был прекрасен и вял. И тут он выдает такой могучий драматический образ, который с ног на голову переворачивает все представления о нем! Макконахи оказался блестящим актером с огромным дарованием. Жаль, что так мало фильмов, в которых он смог свой дар проявить.
Пачино великолепен по-своему, как умеет только он. Жесткий, хищный, прожженный циник – в одной его фразе «Ты мне не ровня!» и великий мерзавец, и сильная личность, его Уолтер – от рождения акула, которая «отгрызает куски», не дожидаясь, пока они сами упадут в рот. Он – босс по определению. И как Пачино это сыграл…
И все равно он жертва. Но поскольку в этом мире не так много хищных рыб побольше, он пал жертвой самого себя, а именно – страсти к азартной игре, живущей внутри него. Уолтер наркоман – но не в медицинском значении этого слова, а в психологическом. Кайф, который испытывает игрок, поставивший все на кон и завороженно глядящий, как шарик скачет по ячейкам рулетки, и вот-вот застынет на месте – это самое сладкое в его жизни. Он из тех, кто не колеблясь пойдет ва-банк, не думая о том, что будет, если вместо красного выпадет черное. Восемнадцать лет он удерживается от ставок, чтобы в итоге снова покатиться под откос.
Ей-богу, фильм потрясающий. Он не только затягивает в пучину страстей, он еще и с удивительной яркостью показывает, в какое место ведет путь азарта. Да, в то самое, причем неизбежно. Брэндон, с легкостью предсказывавший 80 процентов результатов всех матчей, летит к горизонту, искренне полагая, что череда успехов будет продолжаться вечно, не понимая того, что проигрыш при игре в рулетку – всего лишь вопрос времени. Все зависит только от того, как долго ты будешь играть. И когда наступает момент краха, он с ужасом осознает, насколько гибельным с самого начала был этот путь. И проклинает тот день, когда дал первый платный прогноз.
По-моему, с самого начала можно было догадаться, как это опасно – давать советы людям, ставящим деньги на результаты матчей. Потому что когда ты угадываешь, все вокруг твои лучшие друзья, и ты богат и счастлив. А если ты ошибаешься – что тогда? На что способны люди, поверившие твоему предсказанию и потерявшие хорошо если просто энную сумму из своих сбережений – а если все до копейки? А если они, доверившись тебе, еще и взяли в долг? Надо быть очень наивным и недальновидным человеком, чтобы заняться таким бизнесом – это все равно, что с широкой улыбкой сидеть на тикающей бомбе. Брэндон с Уолтером и досидели до грома.
Хэппи-энд относительный: ведь оставшиеся за кадром игроки, разоренные Брэндоном, скорее всего, так и остались безутешны. Хотя, с другой стороны, сами виноваты. Потому что каждый, кто играет в азартные игры, должен знать, на что идет, и найти в себе силы вовремя остановиться.
Влад Антонов |