Рецензия на фильм "Остров головорезов"
(1 место в рейтинге самых провальных фильмов)
США, Германия, Франция, Италия, приключения Режиссер: Ренни Харлин В главных ролях: Джина Дэвис, Мэттью Модайн Бюджет: $ 115 000 000 Сборы: $ 10 000 000 "Поздравляю вас, мадам. Вы разрушили очередной город." Зная о том, что этот фильм обанкротил знаменитый продюсерский центр и сравнял с землей карьеру Джины Дэвис, угодившей после этого в клинику с затяжной депрессией, при просмотре испытываешь ощущение, будто ты не понимаешь в этом мире ровным счетом ничего. Зритель, что с тобой стряслоcь? Почему ты отнесся к этому веселому и интересному кино как к презренному мусору? Ты не оценил отважную красавицу со шпагой? Изумительные трюки? Пиратская романтика прошла мимо твоего сердца, даже не задев его? Столь жуткий итог проката в кинотеатрах мира не укладывается ни в голове, ни где-либо еще, и логика тут не помогает. «Остров головорезов» далеко не образец для подражания, но такого кассового провала он точно не заслужил.
Ренни Харлин вознамерился снять некое идеальное кино про пиратов. С этой целью он собрал воедино все штампы, какие припомнил: храбрую красавицу и шалопая-проходимца (с неизбежным амуром промеж ними), злодея-дядюшку, солдат королевской армии с манерным подлецом во главе, поддерживающим порядок в колонии на тропическом острове с дивными райскими панорамами, пиратские корабли с неизменной пушечной баталией и абордажем, шуструю обезьянку, несметные сокровища в таинственной пещере и массовое фехтование. А теперь скажите-ка – что из вышеперечисленного встречается в «Пиратах Карибского моря»? Правильно. Все.
Так почему же, господи боже мой¸ первый фильм тонет в пучине, а второй собирает миллиард??? Не сомневаюсь, что бедолага Ренни Харлин задал себе и всему свету этот вопрос тысячу раз – и не получил на него ответа.
Кино в своем жанре получилось не просто хорошее – замечательное. И пусть сюжет предсказуем, как круги на воде, пусть заштампованность превышает все пределы – зато здесь есть бесшабашное веселье, и отвага в бою, и соленые брызги в лицо, и… Да что там говорить! Это просто приключенческое легкое кино, именно такое, каким оно, по идее, должно быть.
Главная героиня – прекрасна. Она легко затыкает за пояс всех героинь в своем роде, так что на них после нее и смотреть-то неинтересно. Жутко колоритная и безбашенная дама, которой Марианская впадина по колено. Жулик Вильям неожиданно хорош, да и вместе эта парочка смотрится очень гармонично и живо. Все типажи именно такие, какими должны быть.
Манера подачи образов размашистая и неряшливая – все азартно бегают туда-сюда, неуклюже рубятся на шпагах, с трагическими выкриками втыкая их друг другу в подмышки, а на заднем плане при этом все непрерывно взрывается и горит. Попытка разложить фильм по полочкам в плане логичности и исторической достоверности наверняка потерпит жестокое фиаско. Но она и не нужна, эта достоверность! Вы посмотрите, какие здесь трюки! Один из них – в сцене, когда красавица Морган проламывает оконную раму, и скатывается по крыше точнехонько попой на облучок несущейся во весь опор кареты – просто лучший трюк всех времен и народов, за который международные награды надо давать.
На всем фильме лежит печать удалой бесшабашности, действие не движется вперед, а галопирует, а создатели фильма явно ужасно веселились при съемках. Во всем проглядывает этакая лихая непричесанность – в одной сцене видно, как Вильям больно получает по репе самым настоящим деревянным бочонком, отброшенным взрывом, и в неподдельном ужасе хватается за голову – весельчак Харлин преспокойно включил этот дубль в финальный монтаж, наверняка порадовавшись нежданной достоверности. И удивительное дело – именно эта взлохмаченность придает «Острову головорезов» совершенно неповторимый шарм, свое собственное очарование. Все эти драки, словно снятые с одного дубля, все это нелепое пиротехническое буйство к месту и не к месту… В этом фильме есть душа. Словно авторы были влюблены в то, что делали.
Конечно, фильм нелепый. Временами он выглядит просто как пародия – в некоторых сценах авторы сильно переборщили с веселухой, во всем надо меру знать. Так, момент, где Морган бежит через наполненную народом комнату, ежесекундно спотыкаясь, ломая столы и падая на четвереньки, в то время как этажом ниже С ТОЙ ЖЕ СКОРОСТЬЮ скачет упряжка лошадей – это просто чистая пародийная сцена из какого-нибудь «Очень эпического кино» - так и ждешь, что она присядет отдохнуть в кресло, заштопает прохудившуюся рубаху, глотнет вина, а потом сорвется с места и все-таки успеет вскочить на карету, все это время мчащуюся внизу.
И тем не менее – классный фильм. Безо всяких скидок. Собрать в прокате он должен был миллионов двести минимум. Он гораздо, гораздо лучше целой груды чепухи, которая озолотила своих бездарных авторов. Но он провалился. Теперь я понимаю, почему некоторые мудрецы считали мир непознаваемым.
Влад Антонов |