Рецензия на фильм "Прометей"
США, фантастика/ужасы Режиссер: Ридли Скотт В ролях: Нуми Рапас, Майкл Фассбендер, Шарлиз Терон
«Мы вас породили, мы вас и убьем!» Ридли Скотт — это режиссер, каждое новое творение которого люди ждут, затаив дыхание. Потому что всегда это будет эпично, масштабно, и обязательно драма высшей пробы. В конце концов, как режиссер он не просто крут — это Имя. Ну а если еще и фильм на столь же культовую тему, которая сама по себе вызвала бы колоссальный интерес, даже не сиди Скотт в режиссерском кресле? Все правильно: ожидания подскакивают до небес.
Приквел «Чужого» будоражил умы фанатов Скотта и франшизы несколько лет. На пресс-конференциях муссировалась тема о том, что «это будет совсем новая история», и что «старого Чужого воскрешать не будут». Собственно, от этого интрига только разрасталась, все гадали — что же выдаст Скотт: академически-правильную предысторию снятой им же легендарной первой части, или совершенно свежую вещь, которая просто повествует о похожих событиях? Неудивительно, что приквел, названный авторами «Прометей» (по имени научно-исследовательского корабля, прилетающего к «той самой» зловещей планете), как минимум пару лет находился в числе самых ожидаемых кинопроектов ближайшего времени...
И вот долгожданный час настал, и... Гром не грянул, мужик не перекрестился. Небо не упало, земля не разверзлась, и мироздание не перевернулось, а осталось в том же самом положении, в каком было до премьеры. Долгожданный «Прометей» Ридли Скотта никого так и не потряс (хотя многие шли в кино именно с ожиданием потрясения и некого вселенского откровения).
Нет, разочарования не было. Скотт, вполне в своем духе, выдал колоссальные панорамы и душераздирающие сцены, призванные перехватить зрительское дыхание (и некоторые таки справляются), характеры персонажей проглядывают явно, и все обладают необходимым колоритом (ну, почти). В финале имеется титанический Бабах с большой буквы, и вообще с хорошим звуком и в толковом 3D “Прометей” вполне способен материализовать пару сотен крупных мурашек, которые бросятся вдоль вашего позвоночника хотя бы во время той сцены, в которой главной героине заживо вскрывают брюшную полость.
Вот только атмосферы ужаса, царившей в том самом первом «Чужом» родом из классических семидесятых, в «Прометее» нет.
Впрочем, Ридли все же узнаваем, особенно в том, что касается собственно «предыстории» к оригинальному «Чужому». Сильная женщина — главная героиня, злонамеренная корпорация «Вейланд», плетущая некие интриги, в обязательном порядке искусственный человек-андроид, творящий зло по указанию большого начальства, за что и получающий тяжкие телесные повреждения, а также посещение планеты с семенем страшных ксеноморфов. Ну просто первый «Чужой», ни дать ни взять.
Но только поначалу. Потому что чем дальше смотришь, тем понятнее становится, что, во-первых, никакой это не «приквел», а все ж таки история «по мотивам», а во-вторых, старина Ридли, увы, уже совсем не тот. Сценарий Дэна О’Бэннона в старом фильме был просто до жути прост и убедителен. В новинке же он отдает не чем иным, как дилетантством (и как только Ридли не заметил???). Ну, нашли археологи в пещере наскальную роспись с неким созвездием. Ну, еще одну нашли — на другом конце земного шара, датированную десятью тысячами лет позже или раньше. Почему из этого следует, что это «приглашение», и «пришельцы хотят, чтобы мы их нашли»?.. Эти созвездия ведь не пришельцы на стенках пещер рисовали, а первобытные охотники-кроманьонцы! Эти-то бородатые граждане с покатыми лбами уж никак не держали в уме «передать потомкам, что пришельцы хотят, чтобы их нашли». Они просто малевали на стенках без особой задней мысли.
Если бы пришельцы так уж хотели состыковаться с человечеством, они бы, наверное, сами это сделали? А не лежали у себя на планете в гиперсне десятки тысяч лет, ожидая, пока их «найдут» на задворках вселенной. Да и потом — уповать на то, что люди соберутся в экспедицию на другой край галактики, в качестве навигации основываясь исключительно на наскальных рисунках, так же наивно, как предполагать, что кто-нибудь отправится в Африку, услышав по радио звук тамтамов. Хм... Даже еще наивнее. Раз в сто.
Нелепость сценария потом только подтверждается. Команде «Прометея» рассказывают о цели экспедиции только после того, как все прилетают на место, а вовсе не на Земле, задолго до вылета. Один из погибших людей обращается в зомби (вот уж совсем недостойная Ридли Скотта бредятина, сюжетно при этом никак не оправданная!) Главной героине вскрывают живот (ну да, делают разрез длиной сантиметров 20 прямо поперек пузика), тут же спешно его зашивают, и она после этого моментально припускает бегом по своим делам, да и до конца фильма чувствует себя достаточно неплохо, чтобы с разрезанными мышцами брюшины сгибаться и разгибаться, ползать, бороться и лягаться почем зря.
Слабый, непродуманный, сырой сценарий.
На его основе сотворить что-то шедевральное невозможно по определению, будь ты хоть трижды Ридли Скотт. Сценарий, собственно, все и испортил. Да и героев, по харизме подобных прекраснейшей Сигурни Уивер, в сем новоделе не имеется — главная героиня в исполнении Нуми Рапас хоть и поражает своей ирреальной живучестью и упрямством, по масштабу личности значительно мельче той Рипли, которая насмерть билась с ксеноморфами во всех «Чужих». Андроид Дэвид в виде Майкла Фассбендера куда меньше впечатляет, чем жестоко-бесстрастный Эш из первой части, или добродушный и мягкий Бишоп из второй. Биоробот в «Прометее» скорее синтетически-безразличный, отстраненный и не вовлеченный эмоционально. Может, это было задумано, но если так, то зря: получился он в итоге никакой (и это при том, что на нем пол-сюжета держится).
Да, загадка. Я очень хорошо помню, как мастерски Скотт выстроил в «Чужом» атмосферу кошмара, когда ты словно сам находишься вместе с героями в замкнутом пространстве, из которого нет выхода, и в котором прячется нечто невыносимо страшное. Сколько там было применено приемов создания натурального удушья — в кинотеатрах при просмотре порой возникал психоз, в котором люди в панике пробирались к выходу, не в силах вынести этой совершенно запредельной жути. Поэтому «Чужой» был неимоверно, непередаваемо крут.
И вот прошли годы, убеленный сединами режиссер, набравший колоссальный продюсерский вес и ничуть не меньший опыт в кинематографе, принимается за «приквел», в котором просто обязан создать как минимум столь же гнетущую атмосферу. И что же? Ни одного из тех авторских приемов «Чужого» и в помине нет, а жуть нагнетается в точности теми же методами, которыми действует любой юный автор второсортного фильма ужасов, имя коим легион — то есть, показывание крупным планом всяких расчленений и гадких тварей. В своей второй половине «Прометей» скатывается в довольно-таки простой и жестокий фильм ужасов с изуверскими сценами сожжений заживо и открытых переломов, но страшно вам не будет нигде и никогда. Вот это и есть главный приговор этой картине.
Нельзя не упомянуть Гая Пирса, чей старческий грим достоин главного приза в номинации «самый неестественный грим кинематографа». Лучше бы какого-нибудь настоящего старика взяли, чем вот так изгаляться... Ну а что касается собственно Чужих — старину Гигера к созданию фильма явно на пушечный выстрел не подпустили, а потому видим и обоняем каких-то осьминогов пополам с плавучими червяками, а появившийся в самом финале монстр напоминает знаменитого ксеноморфа разве только удлиненной черепушкой, а в остальном ниже него на сто пятьдесят эстетических ступенек.
Хотя, конечно, крушение инопланетянского корабля размером с микрорайон — это что-то до сих пор не виданное... Растеряв многое из своего багажа, эпичность Ридли даже приумножил. Видя, как на твою голову валится целая гора, поневоле начинаешь чувствовать сердце где-то в пятках. Но стоит только пройти грандиозной сцене с экшеном, и сердце моментально возвращается из пяток на место.
А при просмотре оригинального «Чужого» оно оттуда до самых титров не возвращалось.
Влад Антонов рецензия на фильм "Прометей" |