Рецензия на фильм "Прометей"
США, фантастика/ужасы Режиссер: Ридли Скотт В ролях: Нуми Рапас, Майкл Фассбендер, Шарлиз Терон
«Мы вас породили, мы вас и убьем!» Ридли Скотт — это режиссер, каждое новое творение которого люди ждут, затаив дыхание. Потому что всегда это будет эпично, масштабно, и обязательно драма высшей пробы. В конце концов, как режиссер он не просто крут — это Имя. Ну а если еще и фильм на столь же культовую тему, которая сама по себе вызвала бы колоссальный интерес, даже не сиди Скотт в режиссерском кресле? Все правильно: ожидания подскакивают до небес.
Приквел «Чужого» будоражил умы фанатов Скотта и франшизы несколько лет. На пресс-конференциях муссировалась тема о том, что «это будет совсем новая история», и что «старого Чужого воскрешать не будут». Собственно, от этого интрига только разрасталась, все гадали — что же выдаст Скотт: академически-правильную предысторию снятой им же легендарной первой части, или совершенно свежую вещь, которая просто повествует о похожих событиях? Неудивительно, что приквел, названный авторами «Прометей» (по имени научно-исследовательского корабля, прилетающего к «той самой» зловещей планете), как минимум пару лет находился в числе самых ожидаемых кинопроектов ближайшего времени...
И вот долгожданный час настал, и... Гром не грянул, мужик не перекрестился. Небо не упало, земля не разверзлась, и мироздание не перевернулось, а осталось в том же самом положении, в каком было до премьеры. Долгожданный «Прометей» Ридли Скотта никого так и не потряс (хотя многие шли в кино именно с ожиданием потрясения и некого вселенского откровения).
Нет, разочарования не было. Скотт, вполне в своем духе, выдал колоссальные панорамы и душераздирающие сцены, призванные перехватить зрительское дыхание (и некоторые таки справляются), характеры персонажей проглядывают явно, и все обладают необходимым колоритом (ну, почти). В финале имеется титанический Бабах с большой буквы, и вообще с хорошим звуком и в толковом 3D “Прометей” вполне способен материализовать пару сотен крупных мурашек, которые бросятся вдоль вашего позвоночника хотя бы во время той сцены, в которой главной героине заживо вскрывают брюшную полость.
Вот только атмосферы ужаса, царившей в том самом первом «Чужом» родом из классических семидесятых, в «Прометее» нет.
Впрочем, Ридли все же узнаваем, особенно в том, что касается собственно «предыстории» к оригинальному «Чужому». Сильная женщина — главная героиня, злонамеренная корпорация «Вейланд», плетущая некие интриги, в обязательном порядке искусственный человек-андроид, творящий зло по указанию большого начальства, за что и получающий тяжкие телесные повреждения, а также посещение планеты с семенем страшных ксеноморфов. Ну просто первый «Чужой», ни дать ни взять.
Но только поначалу. Потому что чем дальше смотришь, тем понятнее становится, что, во-первых, никакой это не «приквел», а все ж таки история «по мотивам», а во-вторых, старина Ридли, увы, уже совсем не тот. Сценарий Дэна О’Бэннона в старом фильме был просто до жути прост и убедителен. В новинке же он отдает не чем иным, как дилетантством (и как только Ридли не заметил???). Ну, нашли археологи в пещере наскальную роспись с неким созвездием. Ну, еще одну нашли — на другом конце земного шара, датированную десятью тысячами лет позже или раньше. Почему из этого следует, что это «приглашение», и «пришельцы хотят, чтобы мы их нашли»?.. Эти созвездия ведь не пришельцы на стенках пещер рисовали, а первобытные охотники-кроманьонцы! Эти-то бородатые граждане с покатыми лбами уж никак не держали в уме «передать потомкам, что пришельцы хотят, чтобы их нашли». Они просто малевали на стенках без особой задней мысли.
Нелепость сценария потом только подтверждается. Команде «Прометея» рассказывают о цели экспедиции только после того, как все прилетают на место, а вовсе не на Земле, задолго до вылета. Один из погибших людей обращается в зомби (вот уж совсем недостойная Ридли Скотта бредятина, сюжетно при этом никак не оправданная!) Главной героине вскрывают живот (ну да, делают разрез длиной сантиметров 20 прямо поперек пузика), тут же спешно его зашивают, и она после этого моментально припускает бегом по своим делам, да и до конца фильма чувствует себя достаточно неплохо, чтобы с разрезанными мышцами брюшины сгибаться и разгибаться, ползать, бороться и лягаться почем зря.
Слабый, непродуманный, сырой сценарий.
Да, загадка. Я очень хорошо помню, как мастерски Скотт выстроил в «Чужом» атмосферу кошмара, когда ты словно сам находишься вместе с героями в замкнутом пространстве, из которого нет выхода, и в котором прячется нечто невыносимо страшное. Сколько там было применено приемов создания натурального удушья — в кинотеатрах при просмотре порой возникал психоз, в котором люди в панике пробирались к выходу, не в силах вынести этой совершенно запредельной жути. Поэтому «Чужой» был неимоверно, непередаваемо крут.
Нельзя не упомянуть Гая Пирса, чей старческий грим достоин главного приза в номинации «самый неестественный грим кинематографа». Лучше бы какого-нибудь настоящего старика взяли, чем вот так изгаляться... Ну а что касается собственно Чужих — старину Гигера к созданию фильма явно на пушечный выстрел не подпустили, а потому видим и обоняем каких-то осьминогов пополам с плавучими червяками, а появившийся в самом финале монстр напоминает знаменитого ксеноморфа разве только удлиненной черепушкой, а в остальном ниже него на сто пятьдесят эстетических ступенек.
А при просмотре оригинального «Чужого» оно оттуда до самых титров не возвращалось.
Влад Антонов рецензия на фильм "Прометей" |