Рецензия на фильм "Хранитель времени"
США, драма Режиссер: Мартин Скорсезе В ролях: Аса Баттерфилд, Бен Кингсли, Саша Барон Коэн
«Слезы о банкротстве» Неимоверные рейтинги везде, где только можно, все номинации на Оскара, какие были, и пять статуэток, полученных в итоге, да не обманут вас, доверчивый зритель. Несмотря на грандиозный бюджет, этот фильм — один из самых слабых в фильмографии великого Скорсезе, и один из самых переоцененных. Критиками, разумеется — зрители же всего лишь хладнокровно обеспечили самый серьезный кассовый провал в фильмографии режиссера, не вернув в Штатах даже половины затрат.
Начать с того, что король кровавых криминальных драм ушел в совершенно другую сторону — в жанр фэнтези, который, как выясняется, ему радикально чужд. Потому что то, что у него в итоге получилось — вовсе даже и не фэнтези (которое так ждали по ходу действия), а вполне себе реалистическая история грустной жизни одного из пионеров французского немого кино. Предмет, интересный разве только упертым фанатам истории кинематографа? Да, вот именно.
Мы же, обычные зрители, ждали совсем другого — раскрытия тайны загадочного автоматона, обнаружения портала в некий волшебный мир, шокирующего поворота событий — хоть чего-то, что оправдало бы долгое ожидание на протяжении фильма. Не вышло — Мартин Скорсезе, старательно проведя зрителя через весь сюжет, в последний момент решительно захлопнул перед ним двери в волшебный мир, поманил своим фэнтези, а в итоге хладнокровно сказал, что сказки не будет, и растянул рассказ о том, как хорошие люди банкротятся. Большое спасибо. А мы так ждали чуда, когда в спину робота вставляли ключик в форме сердца...
Мартин Скорсезе — блистательный профессионал киномира, гранд. Увы — со своим «Хьюго» он, похоже, продемонстрировал миру, что запас пороха в его пороховницах начинает понемногу иссякать: пожалуй, это самый скучный фильм Скорсезе за всю карьеру Мастера. Он атмосферный, великолепно сделанный, это натуральный концентрат усилий тысячи профессионалов с маэстро во главе, и при этом он ухитряется совершенно не зацепить. Это всего лишь реалистичная история о взлете и падении знаменитого пионера кинематографии, который в свое время блистал, а после Первой Мировой разорился и занялся починкой игрушек.
А мы-то ждали колоссального открытия, трейлеры обещали что-то масштаба Нарнии, и потом — режиссер ведь Скорсезе, не так ли? Ну не может история оказаться такой мелкой! Автоматон должен ожить, некое вселенское откровение — явиться, финал должен ошарашить... Нет. Ничего этого не будет. Пара-тройка довольно зрелищных вставок с крушением поезда и превращением Хьюго в автоматона — всего лишь сон мальчика, а за пределами этого — только скучная история про сироту, живущего на вокзале, хромого жандарма, который натужно гоняется за ним со своим доберманом, и старика, который топит в желчи свое острое разочарование несправедливой судьбой.
И это все, Мартин? Как же так? Мы НИЧЕГО не получили. Да нас даже ни разу не увели с парижского вокзала — здесь действие начинается и здесь же заканчивается. И к чему это 3D, когда оно и нужно-то было для того, чтобы потрясти нас до глубины души некими панорамами параллельного мира и экшен-сценами размером с баталии «Властелина колец»! Представьте себе «Аватар» Камерона, в котором действие вместо изумительной планеты с километровыми деревьями и летучими островами целиком разворачивается на космическом корабле, и все битвы протекают в низких коридорах. Представили? Вот это разочарование, правда?
Почему не было сказки? Панорама чарующего Парижа настраивала на нее и обманула. Это всего лишь биографическая драма в обертке фэнтези. Что-то вроде подарка в яркой упаковке, вскрыв которую, обнаруживаешь пару носков. Первая половина настраивает на некий взрыв фантазии во второй, но наступает вторая — и повествование тонет чуть ли не в документальности. Поманили, пообещали, и вдруг включили телеканал Культура...
Визуальный шедевр, демонстрирующий пустоту во всем остальном — явный признак того, что автор исписался. Помнится, Финчер в свое время сделал именно такую «Комнату страха». «Хранитель времени» - лебединая песня Мартина Скорсезе? Не хотелось бы верить. Да, он мастер жестоких гангстерских саг, и попытка снять фэнтези окончилась полнейшей неудачей.
P.S. Снять Джуда Лоу в настолько маленькой роли — ход в высшей степени странный. Зачем???
Влад Антонов рецензия на фильм "Хранитель времени" |