Рецензия на фильм "Конан-варвар"
США, фэнтези Режиссер: Маркус Ниспел В ролях: Джейсон Момоа, Стивен Лэнг, Рэйчел Николс
«Герой мельчает» Сын сельского врача из техасского захолустья в начале 20 века ухитрился создать в окружении депрессивной Америки потрясающий волшебный мир Киммерийской эры. Фантазия талантливого Роберта Говарда породила мужественных варваров и злобных волшебников, целый вымышленный период многотысячелетней давности, в котором гордые народы сталкивались в борьбе за место под солнцем, и возвышались, а затем приходили в упадок. Говард — гений, такой же, как Толкиен. Создатель Вселенной.
Книгами про отважного Конана-киммерийца зачитывались миллионы. Само собой, рано или поздно эти произведения должны были быть экранизированы. И вот на свет появился первый хит в кинокарьере Арнольда Шварценеггера под названием «Конан-варвар».
Вот это было кино. Доисторическая эра начала восьмидесятых еще относилась с высокомерным пренебрежением к технике безопасности, бизнесмены той древней эпохи еще ставили честное слово выше заковыристых контрактов, и во всем сквозила этакая наивная прямолинейность. Если Арнольд бился на мечах — это были настоящие мечи из тяжелой стали, а не посеребренная композитная фальшивка, если герой падал с лошади — на землю обрушивались звездные сто двадцать килограммов самого Арни вместо тренированного каскадера, после чего парня штопали и вновь бросали в бой.
Да, это было неуклюже и порой слишком просто с виду. Но это было вдохновенно, честно, и безрассудно, и потому прекрасно. Вот откуда взялась чарующая атмосфера, неповторимый дух Хайборийской эры — варварские условия подарили миру неповторимую историю про похождения истинного варвара, которой невозможно не поверить даже несмотря на то, что вся она с первого кадра до последнего — заведомые ожившие грезы и воплощение наивности. Да, это было талантливо. И старенький фильм Джона Милиуса, куда больше известного в Голливуде, как сценарист, чем как режиссер, и ничего, кроме «Конана» за всю свою карьеру, по существу, не снявшего, стал культом заслуженно.
А вот новодел с Джейсоном Момоа, при всем уважении, культом не станет (кое-чем он уже стал - кассовым провалом не последнего пошиба). Конечно, Джейсон с его массивными надбровными дугами и общей дикарской повадкой куда больше похож на того самого киммерийца, которого век назад представлял себе Гордон, водя пером по бумаге, вот только в сравнении с Шварценеггером в расцвете сил Момоа проигрывает мгновенно и бесповоротно. Пусть у Арни и точеное арийское лицо с высоким лбом, бесконечно далекое от обезьяноподобных физиономий натуральных варваров древности.
Но где тот взгляд холодных голубых глаз, который не мог вынести ни один из противников? Где колонноподобная махина из мускулов, способная убить одним ударом быка? Где это все? Джейсон Момоа может изображать Конана разве что в юности, но никак не в зените мощи, даже несмотря на то, что мышц и ему не занимать.
А сюжет? Где та мистика, которой пропитан оригинальный фильм 82 года с первого кадра до последнего? Где эпическая битва с Вселенским Злом в страшном колдовском обличье? Почему главные злодеи гибнут так, что недоумение берет? Конан просто обязан был под занавес столкнуться с чем-то исполинским и захватывающим дух, а вместо этого Халар Зим просто с воплем падает на дно пропасти — и только. Где огнедышащие драконы, на худой конец — масштабное и мистическое явление потусторонней ведьмы, которую ждали и боялись весь фильм? За всю картину только и яркой мистики, что Песочные люди, которые как-то уж очень незамысловато рассыпались в пыль, не оставив после себя никакой оторопи.
Не того мы ждали от нового Конана. Из мира фэнтези - не столько ощущение сказки, сколько невероятные натяжки вроде разбивания головы о снег и прочей героической дребедени. Не захватывает, не поражает, не манит.
Пластмассовая поделка. А первый «Конан» со Шварценеггером был похож на острый, позвякивающий в ножнах меч. Примитивно? Да. Зато искренне и очень увесисто.
Влад Антонов рецензия на фильм "Конан-варвар" |