Рецензия на фильм "Джейсон Х"
США, фантастический боевик Режиссер: Джеймс Айзек В ролях: Кэйн Ходдер, Джефф Геддис, Лекса Дойг
«Джейсон Х.З.» «Пятница, 13-е» считается одной из самых ценных франшиз в истории кинематографа. Главный герой — Джейсон Вурхиз — маньяк крупного телосложения, носит пугающего вида хоккейную маску, и сжимает в руках огромное мачете, которым рубит всех направо и налево. Придуманный сценаристом Виктором Миллером в конце семидесятых, он появился на экранах в оригинальном фильме 80 года «Пятница, 13-е», и довольно неожиданно горячо полюбился народу (хотя, помнится, еще тот, первый фильм, нетленная, вроде как, классика, благополучно номинировался на две «Золотые малины»).
Как произведение искусства, франшиза сама по себе не выдерживает никакой критики, как, впрочем, и любой образчик жанра «слэшер»: обязательно плоские персонажи, обязательно тупые визжащие подростки, обязательно очень простой сюжет и море изобретательного насилия. Но те, кто критикует слэшер за отсутствие в нем психологической глубины, напоминают мне человека, негодующего на гонщиков, во время соревнований бессовестно превышающих скорость. Эй, слэшэры не бывают психологичными и глубокими, за этим пожалуйте на «Унесенных ветром» или еще куда! На Джейсона спокон веку ходили просто БОЯТЬСЯ. Под лютый хруст попкорна.
Как образ Джейсон и впрямь эпохален. Примитивен до крайности — просто здоровяк, просто хоккейная маска, просто мачете. Он видит жертву — он ее убивает. Когда жертва достаточно шустра и сообразительна, Джейсон некоторое время преследует ее (в этом, собственно, и заключается сущность всех серий). И если жертва сопротивляется особенно эффектно, если Джейсон мочит ее особенно изощренно, если вокруг витает неповторимая Атмосфера — ничего другого от жанра зрителю не нужно. Он получил то, за чем пришел.
Сначала все шло неплохо — первые фильмы, снятые в восьмидесятых, были действительно сделаны как надо. Но вот эпоха Вурхиза постепенно ушла в прошлое, наступили новые времена, а алчные продюсеры, не желая угомониться, все штамповали и штамповали фильмы со старым добрым персонажем — в итоге Джейсон даже переплюнул своего культового современника Фредди Крюгера, и количество фильмов с его участием перевалило за десяток. А перевалило оно вот с этим самым художественным произведением под номером десять, или «Джейсон Х».
Фак мой мозг.
В попытке выдумать что-нибудь новенькое авторы картины ад выдумали. Нет, ну а чего мы ожидали? Ведь это же ДЕСЯТЫЙ фильм франшизы! Что еще такое можно изобрести, чтобы показать то, чего мы не видели? Разве что путешествие в будущее, такое, знаете, с космическими взрывами, бластерами там... В точном соответствии со здравым смыслом, и точно повторив путь того же самого Фредди, Джейсон Вурхиз мало-помалу сполз в то, что все культурные люди именуют извращением. Как это называют люди некультурные, говорить не буду — это матюг. «Джейсон Х» - вырожденный, идиотский, смешной курьез из самого нелепого уголка преисподней. Фильм так плох, что сам не знает, что он такое — честный фильм-продолжение, или пародия типа «Очень страшного кино». Во всяком случае, кредо режиссера Айзека «Чем хуже — тем лучше» аналогично позиции авторов махровых пародий.
В этом фильме "зло совершенствуется" (это его слоган, ага) со страшной силой — если плоскость и ничтожность персонажей — так в кубической степени, если дурость сценария — так уж совсем мракобесная... Джейсон перестал быть героем классического фильма ужасов, и угодил в низкопробный фантастический боевик с андроидами, космическими кораблями и дебильными шуточками на тему садомазохизма. Причем идиотизм прет, так сказать, по нарастающей — если вначале мы обоняем разве что чепуху насчет оживления древних мороженых мертвецов (это так же реально, как оживить мороженый пельмень), да сращивающих живые ткани «нанороботов», то ближе к финалу сценарист, отбросив ложную скромность, подбрасывает в топку своего вдохновения чистой, концентрированной Собачьей Чуши. И она искрит.
Итог закономерен — от Джейсона остаются одни только рожки да ножки, он модифицируется, блин, в долбаного Терминатора (кроме шуток), полностью теряя свой образ и подобие, которые и сделали ему имя. Еще он обзаводится мерзопакостными красненькими глазками, и обладает отменным самочувствием в вакууме. Если честно, не понимаю, что удержало сценариста от того, чтоб подарить Джейсону перепончатые крылья с хвостом и способность писать огненной струей и откладывать яйца. Финал картины просто давит ногами весь смысл задумки Миллера: Вурхиз так мутировал, что и на самого себя перестал быть похож, а похож он стал на какого-то героя комиксов четвертого пошиба. Прощай, Пятница, 13-е, здравствуй, черт тебя разберет, кто ты такой теперь есть, неведома зверушка.
Время Джейсона прошло. Смысл Джейсона в том, чтобы быть страшным. А страшным он был только у берегов Кристал Лейк. Стоило ему покинуть знакомую территорию, и он стал в лучшем случае бессмысленным, в худшем — забавным. Для Джейсона стать забавным — это еще хуже, чем попасть под асфальтовый каток. Это, черт побери, полностью портит всю идею. Кстати, появление Вурхиза в одном фильме с Крюгером, и милейшая, веселая петрушка, которую они там вдвоем устроили, как нельзя лучше иллюстрирует мысль о том, что лучше смерть, чем позор.
Ждем фильма о путешествии Джейсона в средневековье, и его драку там с Робин Гудом. А еще лучше с динозаврами. Нет, ну почему эти парни не понимают, когда нужно остановиться?..
Влад Антонов рецензия на фильм "Джейсон Х" |