Рецензия на фильм «Годзилла»
США, Япония, боевик Режиссер: Гарет Эдвардс В ролях: Аарон Тейлор-Джонсон, Кен Ватанабе, Элизабет Олсен «Где твои ласты?»
Он не такой как все. Этот фильм покидает компанию высокобюджетных голливудских блокбастеров, словно не хочет здороваться с ними за руку. Сразу дает понять, что он из другого теста. Прощай, пафосный глянцевый целлулоид в три слоя намазанной долларами Фабрики Грез. Творение Гарета Эдвардса приземленное, покрытое копотью и излучающее особую, грязную, документальную достоверность. Как будто и в самом деле колоссальные доисторические твари устроили грызню посреди Сан-Франциско.
В отличие от необычайно фиговой «Годзиллы» Роланда Эммериха, вышедшей в прокат в 98-м, этот фильм намного более правильный. И монстр в нем — не увеличенный в сто раз тираннозавр из Парка Юрского периода, а тот самый, древнеяпонский, вышагивавший в старинных ч/б кинолентах про Кайдзю, с крошечной головой, грушевидным телом и ногами-тумбочками. Нынешний слонопотам имеет также развернутое псевдонаучное объяснение своего присутствия, потому что теперь он не обряженный в костюм дракончика японец, а самое реальное стоэтажное чудовище из всех, какие до сих пор порождал хмельной разум сценариста.
Жутко подкупает отсутствие малейших красивостей. Кругом царят серость и мрак, обломки летят не красивыми веерами, а так, как летели бы в жизни, окажись весь этот разгул мастодонтов суровой реальностью. И Годзилка, и его оппоненты (супружеская пара инсектоидов размером со средний небоскреб, в русском переводе находчиво обозванных ГНУСами) выглядят так, словно им наплевать на свою внешность, будто они не в блокбастере с общемировым прокатом снимаются, а в документальном фильме для телеканала Дискавери. В этом и состоит примечательный авторский почерк режиссера Гарета Эдвардса.
Четырьмя годами ранее он снял дебютное кино с говорящим названием «Монстры», в котором бюджет составил 800 тысяч долларов, а спецэффекты сварганены самим автором на домашнем ноутбуке. Но уже там упомянутая документальность и реализм раскрылись в полный рост. Когда же Гарет получил бюджет размером 160 миллионов (что в двести раз больше суммы, потраченной им на свой дебютный проект), он показал окружающему миру такую натуралистичную кузькину мать, какой мы еще не видывали.
Совершенство спецэффектов «Годзиллы» не может превзойти кадры, скажем, «Тихоокеанского рубежа» по той причине, что круче уже некуда, и компьютерная графика в том, что касается красивостей и подробностей, уперлась головой в потолок. Но фильм «Годзилла» делает шаг ЕЩЕ дальше, туда, где царит опупение зрителя от неизведанного раньше ощущения, что эта дичь на экране происходит ВЗАПРАВДУ. Потому что до сих пор мы, в основном, наблюдали шикарное мельтешение оцифрованных объектов с миллионом текстур («Трансформеры» и проч.), и только сейчас видим всамделишную драку гигантов, словно снятую в режиме реального времени прямо посередине боевых действий, в клубах пыли от строительного мусора.
Вот это и есть самая главная (и лучшая!) черта фильма. Каким-то внутренним чутьем режиссер, контролировавший изготовление каждого кадра нарисованных батальных сцен, благодаря своему солидному опыту мастера по спецэффектам знает, КАК должна обрушиваться эта стена, КАК должен хлестнуть по земле порвавшийся трос, и он насытил свое творение таким невозможным количеством правдивых подробностей, что в сумме они дают просто сногсшибательный эффект.
Результат бьет по инстинктам. Здесь есть текстура и перспектива, ощущение одновременно вовлеченности в действо и чудовищности происходящего. А безупречное звуковое сопровождение делает все, чтобы усилить это чувство - «Годзилла» полон зловещих скрипов, щелканий, стонов и рева. Ожидание прибытия древнего ящера, дерзко растянутое на полкартины, оказывается не менее вкусным, чем созерцание монстров во всей их сокрушительной красе.
Но очень жаль, что Эдвардс не взял на себя труд написать сценарий. Оригинальность и самобытность автора сильно помогли бы сделать фильм на все сто нетрадиционным для Голливуда, и он был бы еще лучше. Но увы — за сценарий взялся некто Макс Боренштерн, чьи достижения на ниве большого кино можно описать емким термином «ноль». Видимо, именно ему этот хороший фильм обязан своими сценарными промахами, которые размером если не с самого Годзиллу, то точно с его ГНУСных соперников.
«Монстры питаются радиацией», словно радиационный фон вполне пригоден для того, чтобы кушать его с горчицей для набора веса в пару-тройку тысяч тонн. Прущиеся через половину земного шара чудища по чистейшему совпадению сталкиваются в решающей схватке аккурат там, где живет семья главного героя, а то не интересно. Люди не оказывают вообще никакого влияния на монстров на протяжении всего сюжета, и все их вмешательство сводится к складыванию в пасти чудовищ все новых и новых радиоактивных ракет, словно они бестолковая служба по доставке арахнидам ядерной пиццы.
Солдаты, прекрасно зная, что огнестрельное оружие не наносит монстрам вреда, и только заставляет их раздраженно сожрать стреляющего, тем не менее, непрерывно палят в чудовищ, умирая пачками. Инсектоиды за секунды разрастаются до неимоверных масштабов из «споры», первоначально в десятки раз меньшей по размерам, никак не заботясь о проблемах массы, нагулявшейся из воздуха самым невозможным образом. И Тэ Дэ, как говорится, и Тэ Пэ...
Но куда более странным кажется даже не это набившее оскомину пиндостанское невежество, а нечто совсем другое: в фильме почему-то гораздо больше ГНУСов, чем Годзиллы. Собственно, весь сюжет посвящен тому, как человечество пытается спастись от этих тварей, а Годзилла до самого финала остается еле заметным подпевалой. Которого даже не показывают целиком, потчуя зрителя лишь фрагментами упитанной спины, то там то сям торчащей из мирового океана. ГНУСы же показаны во всей своей красе с самого начала, их так много, что вся интрига, ради которой были бы оправданны слишком эпизодические появления Годзиллы, убита на корню.
В этом состоит главная ирония нового фильма. Монстр неуязвим для ракет, самолетов и бронетранспортеров, он вынес даже удар ядерного взрыва. Единственное, что может его осадить — это голливудский сценарист, бездумно сделавший ящера второстепенным персонажем в своем собственном фильме...
P.S. Я, конечно, понимаю, что это уже сюжетная дыра из японской мифологии, но как выглядящий сугубо сухопутным существом Годзилла может годами жить и плавать под водой, со страшной скоростью пересекая морские просторы от края до края, когда у него нет никаких признаков водоплавающего — обтекаемой формы, жабр, плавников? В реальности он утонул бы самым бесславным и жалким образом, а не мчался под 200 км/ч, словно этакий шипастый глиссер!
Влад Антонов рецензия на фильм «Годзилла» |