Рецензия на фильм "Социальная сеть"
США, драма/биография Режиссер: Дэвид Финчер В ролях: Джесси Айзенберг, Эндрю Гарфилд, Джастин Тимберлейк Бюджет: $ 50 000 000 Сборы: $ 218 000 000
"...Я не подонок"
Финчер недаром стоит особняком в ряду голливудских режиссеров. Он – не такой как все. Он делает фильмы, которые «оставляют шрамы». Финчера не интересует развлекательное пшено для масс. Так что ничего удивительного, что у него четко очерченный круг фанатов, которые всякий раз ждут от него чего-то особенного, с тех самых пор, как он выпустил в свет великий «Бойцовский клуб», поразивший многих в самое сердце. И пусть в фильмографии этого режиссера и встречаются черные дыры (до странности пустая «Комната страха» - ярчайшее тому подтверждение), отрадно видеть, что в последние годы талант Финчера не только окреп, но и засверкал новыми гранями – режиссер стал большим, зрелым мастером, выдающим мощнейшие по своему посылу работы.
Такова и «Социальная сеть». По-прежнему не мэйнстрим. Все тот же безупречно выдержанный видеоряд и идеальная операторская работа. Все тот же глубокий смысл и своя собственная атмосфера. Саундтрек. Определенно, Дэвид из тех режиссеров, которые не только точно знают, кто куда смотрит, и что при этом говорит – он плетет сеть, в которую попадаются души. Такую же сеть, только неизмеримо больших размеров, сплел главный герой «Социальной сети» Марк Цукерберг.
Создатель «Фейсбука» предстает в этом фильме совсем не таким, каким его привыкла видеть общественность. Он отстраненный, чуть ли не изгой. И если то, о чем рассказывается в фильме – правда, Марк Цукерберг – великий подлец.
Как еще назвать человека, который без зазрения совести крадет и развивает чужую идею, а в ответ на обоснованные претензии едва ли не смеется людям в лицо? Как назвать человека, который скрывает правду от тех, кто искренне считает себя его компаньонами, который лжет в письмах, которому в любой момент его жизни есть, что скрывать? И как еще назвать человека, начавшего бизнес на пару с лучшим другом, а как только появились настоящие деньги – обманом выставившего его за дверь, и превратившего во врага?
Блестящий фильм, почти совершенный. Выпуклые характеры, тяжелые сцены, убедительная логика взаимоотношений, и надо всем этим – Личность Марка. Именно с большой буквы. Ибо при всех своих подлейших выходках он действительно великий человек. Он слегка не от мира сего (как и многие миллиардеры, по слухам). Его ум остер, как бритва, фразы отточены. Марк кажется многим людям довольно странным, и неспроста: он гений.
Порой люди становятся памятниками сами себе еще при жизни просто потому, что оказались в нужное время в нужном месте. Сверни их дорожка в сторону за пару минут до судьбоносного события – и на пьедестале оказался бы кто-то другой. Но в случае с основателем «Фейсбука» это утверждение не работает. Потому что Марк с самого начала знал, что он выдающаяся личность, и успех его спроецировался на реальность из его собственного ума. Самый популярный в мире сайт, привлекший к себе сотни миллионов людей, пришел в мир по наитию одного-единственного человека, сделавшего проект именно таким, каким его сегодня знает полмиллиарда жителей Земли, простым и интуитивно понятным.
Не случайно сразу после того, как Марк осознает, что ему нужно расширять свой проект не на новые штаты - на новые континенты, перед глазами зрителя проходит сцена гонки гребцов, снятая по технологии "tilt-shift", когда люди кажутся муравьями. Так и есть: в то самое время Марк взял земной шар на ладонь, и подбросил его, примериваясь. А потом положил в карман.
Но именно потому, что Марк так возвышается над окружением, он и стал таким отщепенцем, даже несмотря на толпу восторженных почитателей, которая его окружает. Недаром так показательно искренне-бессердечное отношение Марка к людям. Он не колеблясь пишет гадости в своем блоге про девушку, отказавшуюся с ним встречаться – это ли не мелочная пакость? Его бывший лучший друг судится с ним за долю в их общей фирме... Марк одинок.
Драма этой картины в том и заключается, что Цукерберг под конец осознает свою недобрую роль в жизнях людей. Его «Фейсбук» - великая иллюзия нового мира. Суррогат общения, суррогат взаимоотношений, суррогат жизни. Одиночество самого Марка сквозит в заключительных кадрах слишком явно. Самый молодой миллиардер в истории, Человек Года и одна из популярнейших мировых личностей – он по-прежнему не от мира сего, и не очень-то счастлив в этом самом мире. Похоже, он действительно больше хочет казаться подонком, чем является им на самом деле, только вряд ли будет когда-то счастлив человек, который настолько выше не только банальных мирских дрязг, но и любви, и преданности, и дружбы.
Есть что-то завораживающее в строчках компьютерного кода, но есть ли в них душа?
Влад Антонов |