Рецензия на фильм "Легенда"
США, Великобритания Жанр: фэнтези Режиссер: Ридли Скотт В ролях: Том Круз, Миа Сара, Тим Карри, Киран Шах, Питер О'Фаррелл Бюджет: $ 30 000 000 Сборы: $ 15 000 000
"Сон о добре и зле"
Середина 80-х – это время, когда были сняты самые потрясающие сказки в стиле фэнтези, равных которым нет и по сей день – прежде всего, конечно же, незабвенный «Лабиринт» Хенсона, и «Бесконечная история» талантливого Вольфганга Петерсена. Вещи были удивительно атмосферные и захватывающие, впечатление в кинотеатре они производили просто потрясающее, с головой погружали в то самое состояние зрительской нирваны, когда забываешь о реальном мире, и оказываешься в волшебной стране, где живут волшебники и говорящие животные, и где все возможно.
Ничего странного нет в том, что эти фильмы так и не окупились в прокате: у них не такая уж широкая аудитория, а между тем стоили они очень и очень дорого – не так-то просто создать целый иллюзорный мир, не имеющий ничего общего с реальностью, и вдохнуть в него жизнь. Вдвойне поражаешься тому, как режиссеры все-таки ухитрились выстроить вдохновенный кадр, насквозь пропитанный волшебной атмосферой сказки, так, что он словно прямиком пришел из чьего-то воображения, минуя декораторов, гримеров и весь производственный процесс.
Такова и «Легенда» Ридли Скотта – будучи уникальной в своем роде, картина не уступает творениям Хенсона и Петерсена ни на йоту, а в чем-то – например, в типично клиповой, рекламной «красивости» отдельных кадров – даже превосходит их. Критика восьмидесятых многократно кусала режиссера за «Легенду», упрекая ее в «намеренной пустоте». Именно с тех времен стало расти и укрепляться мнение о том, что опытный рекламщик Скотт в погоне за зрелищностью упускает из виду суть, что у него изображение превалирует над смыслом. Только у «Легенды» как раз тот самый жанр, который вовсе не обязывает раскрывать глубокие подтексты. Это – Сказка, как она есть.
Фильм потому и назван «Легенда», что происходящие в нем вещи ирреальны, они словно видятся сквозь толщу прошедших веков, сквозь завесу воображения множества людей. Это события, которых не было и не могло быть в том виде, в котором они показаны, ибо это – Великая Фантазия, представление о том, Как Это Могло Быть. Здесь можно остановить восход солнца, смело откинув прочь космогонические теории. Здесь зимняя вьюга обрушивается на Зачарованный Лес, успевая покрыть льдом озеро, на дно которого нырнул Отважный Герой, за те короткие мгновения, что он был под водой. Прекрасная Принцесса, влюбленный в нее Рыцарь, битва Света и Мрака, Повелитель Тьмы, стремящийся похитить Доброе Сердце…
Ридли Скотт буквально отпустил себя на волю. Такого разгула фантазии ни до ни после у него не наблюдалось, он всегда надежно удерживался в определенных рамках, будучи в достаточной степени реалистом. В «Легенде» он погружает зрителя буквально в феерию, фантастический круговорот визуальных бомб, каждая из которых сама по себе маленький шедевр. Это просто-напросто один из самых атмосферных фильмов на свете, он сам похож на сон. Единороги, скачущие по руслу ручья, пылинки, играющие в свете солнца на поляне в цветущем лесу, невообразимо уродливые гоблины, служащие Демону, укрывшемуся в темных покоях…
Зря критики искали глубокого проникновения в личности персонажей – сказка не трагична по сути. Зря упрекали героев в шаблонности – герои легенд всегда шаблонны. Требовать драматургию от волшебства так же глупо, как искать в современном мире потомков Геракла или Робин Гуда. Разве сон реален? Ридли Скотт снял фильм, напоминающий мираж, сверкающий миллионами блесток, да еще и с совершенно изумительным антигероем – Рогатый Черт, ей-богу, самое потрясающее существо, которое когда-либо являлось взору зрителя в кино. Грим у него до такой степени шедевральный, что на него прямо-таки не налюбуешься. Недаром «Легенда» номинировалась на «Оскар» за грим (и странно, что не победила).
Но самое удивительное здесь – это Музыка. От первого кадра до последнего фильм пронизан прекраснейшим саундтреком, который когда-либо слышали человеческие уши. Музыка симфонического оркестра ликует вместе с героями, нервно вздрагивает при виде опасности, мучается от сомнений, низвергается в черную пропасть отчаяния и взвивается к небесам в проблеске надежды. До сих пор я знал, что Джерри Голдсмит – один из мощнейших композиторов, пишущих музыку для фильмов – наряду с Дэнни Эльфманом и Джоном Уильямсом. Теперь я считаю его гением.
«Легенда» - что-то вроде непризнанного шедевра. Не для этого циничного мира она, должно быть.
Влад Антонов |