Рецензия на фильм "Ранго"
США Жанр: анимация/приключения Режиссер: Гор Вербински В ролях: Джонни Депп, Айла Фишер, Эбигел Бреслин Бюджет: $ 135 000 000 Сборы: $ 221 500 000
"Детей оставьте дома"
Интересно, как позиционируют этот фильм его создатели по отношению к потенциальной аудитории? А «Рождественскую историю» Земекиса? А его же «Беовульфа»? Дело в том, что и Земекис, и автор «Ранго» Гор Вербински, затевая свои колоссальные по масштабу проекты, решительно переступили через ту черту, за которой начинается уже не развлекательное кино для широкой аудитории, а триллер, ужасы, и чуть ли не арт-хаус. Когнитивный диссонанс получается еще тот: как если бы некий шутник обозвал «Техасскую резню бензопилой» комедией для самых маленьких, и повесил у дверей кинотеатра красочный постер. Самые маленькие приходят, недоуменно пялятся на экран, одни ударяются в плач, другие засыпают, третьи начинают теребить маму за ручку с вопросами типа: «А долго еще?» Приходите всей семьей, называется.
Нет, в самом деле, странные это фильмы. С одной стороны, у них такой технический уровень и такие бюджеты, что авторам как воздух необходимо привлечь в кинозалы по возможности больше народу. Постараться включить в потенциальную аудиторию все возрастные категории, начиная с совсем уж маленьких зрителей лет пяти. Очевидно, такой фильм просто обязан быть очень красивой и легкой развлекательной комедией про симпатичнейших зверушек. «Рапунцель» - образец такого мульта. Гениальное попадание в точку. Но не таковские парни Земекис с Гором, чтоб ходить проторенной тропой! И что же они делают? Боже, дай мне запас милосердия и сдержанности в оценках…
Первый в «Рождественской истории» разворачивает, натурально, страшную депрессивную драму, в которой Смерть С Косой повергает вопящего в смертном ужасе старика на дно глубокой могилы (детки в шоке), а второй в «Ранго» - странную пародию на вестерн с массой аллегорий (детки в непонятках). Решительность, с которой упомянутые авторы ступают на эту скользкую дорожку, удивляет неимоверно. Оба фильма при просмотре вызывают чувство, нет, не восхищения режиссерским мастерством, и не уважения к труду художников – все это потом, может быть, а первое-то чувство – шок. Шок и недоумение. Что-то вроде неприятного сюрприза. Потому что адская философская жуть на экране с массой детишек в кинозале вяжется не лучше, чем лыжи с асфальтом. Потом у ребеночка спрашивают: «Тебе понравилось?» А он в ответ: «Не знаю… Да…» Даю гарантию – детям не понравилось. Очень не понравилось. Детей кинули.
Кинули и большую часть взрослых. Через колено. Они-то настроились на ненапряжную развлекуху, а им вместо этого подсунули псевдофилософский цирк уродов. И ведь в отсутствии профессионализма Гора не упрекнешь при всем желании. Как и Земекиса. Это блестящие мастера своего дела, одни из лучших. И уж если они показывают то, что показывают, они так и задумали. Так вот: то, что они показывают – очень странно и жутко. Но если Земекис в своей «Истории» был последователен и логичен с первого кадра до последнего (это действительно безупречная, мрачнейшая нравоучительная притча с наводящим жуть видеорядом), то Вербински со своим «Ранго» просто несуразен и нелеп.
Судите сами. Непрерывный поток намеков разной степени толщины на классические вестерны и не только. Цитата из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» Гиллиама, в котором снимался озвучивавший Ранго Джонни Депп. Тут же: «Полет Валькирий», звучащий во время воздушной атаки, и отсылающий к «Апокалипсису» Копполы, а через секунду – буквальный кадр из гонки в первом эпизоде «Звездных Войн». Психоделический сон хамелеона, закрученный сюжет, жуткое зрелище раздавленного броненосца… Взрослый набор, не так ли? И вдруг – идиотские шутки на уровне детского садика и нелепейшим образом врезанные динамические батальные сцены…
Фильм сам не знает, что он такое – детская комедия, экзистенциальная драма, или ураганный экшен в стиле Дикого Запада. Скажу проще – это ни то, ни другое, ни третье. Это окрошка. В которой режиссер, ничтоже сумняшеся, сначала пародирует «Живых мертвецов» (когда родственники слепца-землеройки вылезают из-под земли), а через минуту обрушивает на зрителя погоню с обстрелом из шестиствольных пулеметов.
Уму непостижимо, как можно лить в один флакон «как бы детских персонажей» и шутки про массаж простаты… Гор, ты уверен, что дети знают, что такое простата, и как именно ее массируют? Напрашивается вывод - фильм абсолютно не предназначен для детей. Так хоть бы предупреждали об этом! Ребенок не разбирается в том, на кого похож Дух Дикого Запада, он не знает, символом чего является Клинт Иствуд, и он не хочет видеть мерзких уродов, которые наполняют фильм «Ранго» с первого кадра до последнего.
Об уродстве персонажей вообще хочется сказать особо. Они отвратительны. Все как один кривые, косые, увечные и горбатые. Смотреть на них неприятно. Все эти их сплевывания грязной жижи крупным планом только работают на общую атмосферу. Причем режиссер словно издевается: уж, казалось бы, после паноптикума в баре, где Ранго вешает лапшу на оторванные уши зверюшкам-алкоголикам, кошмарнее ничего не ждешь, как вдруг в кадр влезает слепой грабитель-землеройка, при виде которого и вовсе начинает тошнить. Не противны разве только пернатый хищник и Гремучий Змей – персонажи, без сомненья, отрицательные. Мда…
Словом, пусть тот, кто еще не смотрел «Ранго», готовится к чему угодно, только не к «мультику» - «мультиком» тут и не пахнет. А главное – пусть представит себе, что в самом начале есть сцена, в которой хамелеончика бьют кирпичом по голове, и он теряет сознание, а весь последующий фильм представляет из себя череду бредовых видений, проносящихся в его воспаленном мозгу. Тогда, как карандашик в пенал, на место встанут идиотские натяжки, бредовые повороты и конвульсии сценария, сумасшедшие диалоги, скорострельная пушка в хвосте змеи. Вот в контексте страшного сна это все воспринимается вполне адекватно. В том числе сцена, в которой из ниоткуда берутся «кони». Да в контексте бреда это с тем же успехом могли быть тиранозавры, или разноцветные паровозики. А вот в виде реальности, а не страшного сна, «Ранго» - это тотальное безумие. Потрясающе нарисованное и срежиссированное.
«Посидел бы ты три дня в лошадиной туше, питаясь своим потом…»
Я в шоке, Гор.
Влад Антонов |