Как снимался фильм "День независимости"
Летом 1996 года на экраны вышел фильм, который стал настоящим потрясением для зрителей. И дело тут не только в спецэффектах, которые поражали сами по себе, без оглядки на прочие составляющие картины. Роланд Эммерих удивительно тонко сумел нащупать ту грань, за которой заканчивается сугубо развлекательное зрелище, и начинается пугающе реалистичная история о том, Как Это Могло Быть на самом деле. А что, если инопланетная раса действительно объявит войну человечеству? А что, если превосходящие нас пришельцы задумают смести людей с лица земли?
Недаром многие видят параллели между «Днем независимости» и знаменитой радиопостановкой Герберта Уэллса, которая в начале 20-го века вызвала настоящую панику из-за мнимого вторжения марсиан… Эммерих превзошел самого себя. Он не является тонким драматургом, и творения его порой чересчур коммерческие, клишированные, и иногда помимо роскошной картинки ничего в себе не содержат. Но «День Независимости» - совершенно особенный случай. Он был чрезвычайно удачным по очень многим аспектам, так что всем известные нелепости наподобие президента США, сражающегося в истребителе, или заражения компьютерной системы корабля пришельцев земным вирусом, без остатка растворяются в отличных актерах, мастерской постановке и удивительно мощных спецэффектах, ставших прорывом в середине девяностых.
До Эммериха еще никто так не разрушал города.
Масштабный проект был беспрецедентно сложным: миниатюр здесь было построено больше, чем в каком-либо фильме до этого (тут были и города, и корабли пришельцев, и многое другое – сотни миниатюр), кроме того, было произведено неимоверное количество взрывов вживую, в том числе с использованием массовки, да еще и компьютерные спецэффекты оказались самыми масштабными за все время существования Голливуда. Даже удивительно, как при таких объемах работ создателям удалось уложиться в относительно скромные 75 миллионов долларов – никто не удивился бы, окажись эта цифра в полтора, а то и в два раза больше.
Роланд Эммерих – немецкий режиссер, который до второй половины восьмидесятых не проявлял себя как потенциальный автор блокбастеров. Все изменилось, когда появился фильм «Луна 44» - снятый в Германии мрачный "психологический боевик" с американскими актерами. В нем сыграл свою лучшую роль Майкл Паре, и он оказался удивительно цельным и атмосферным. Приняв предложение снять кино в Голливуде, Эммерих сделал «Универсального солдата» с Дольфом Лундгреном и Ван Даммом, но настоящим прорывом стал фильм «Звездные врата» 1994 года с Куртом Расселлом, собравший в прокате двести миллионов, и закрепивший за Эммерихом славу мастера масштабных кинопроектов.
Хотя режиссером фильма считается Роланд Эммерих, на самом деле авторов у фильма два - вторым является старый друг Эммериха Дин Девлин, с которым режиссер работал еще над «Луной 44» в 89-м году, сняв его там в одной из главных ролей. Дин выступил продюсером картины, но практически все сцены он вместе с Роландом снимал в тесной связке. Некоторые даже не разделяли этих двоих – режиссер для них был как бы «един в двух лицах».
Сценарий Дин и Роланд тоже писали вместе.
Дин Девлин: «Я верю в то, что там, наверху, есть еще кто-то вроде нас. Во Вселенной мы не одиноки, это точно. Не может же напрасно пропадать столько пространства! Но мы не можем рассчитывать на то, что если контакт все же когда-нибудь случится, он будет непременно со знаком плюс. В этой истории мы попытались представить себе, что произойдет, если эти ребята окажутся врагами человечества, и попытаются убить всех нас. По мере работы над сценарием мы видели в своем воображении все новые и новые сцены колоссальных разрушений, сокрушительный удар, нанесенный человечеству, а потом храбрецов, поднимающихся с колен, и несмотря ни на что, дающих отпор. По сути, мы придумали историю о несгибаемом духе человека, который объединится с себе подобными, и будет биться, несмотря ни на что.» Летом 1995 года компания XX Century Fox дала добро на начало съемок дорогостоящего проекта.
Режиссер Роланд Эммерих неизменно поражает своей энергетикой всех, кто работает вместе с ним на съемочной площадке. Как и многие другие выдающиеся режиссеры, он удерживает внутри себя целиком весь воображаемый мир картины, знает до тонкостей весь сюжет, и абсолютно точно может сказать, каким образом будет выглядеть та или иная сцена. Являясь мощным стержнем фильма, он сильно облегчил работу всей огромной съемочной группы, которая просто точно следовала его уверенным указаниям.
Уилл Смит: «Роланд всегда точно знал, что должно получиться. Все, что от нас требовалось – просто точно воплощать его слова в жизнь. Помню, работать над этим фильмом лично мне было куда проще, чем над любым другим. Роланд вел всех нас уверенно и четко, делать с ним кино было одно удовольствие.»
На этапе подбора актеров был заложен фундамент для действительно хорошего фильма. Чего стоили одни только Джефф Голдблюм и Уилл Смит! А ведь кроме них здесь были еще и Билл Пуллман, и Рэнди Куэйд – подобралось целое созвездие отменных актеров. Все они с радостью приняли предложение сняться в «главном блокбастере лета». Что характерно, в огромном успехе фильма никто не сомневался, поэтому в процессе работы все испытывали неподдельный энтузиазм. Это был фильм, сделанный во многом на чистом вдохновении – может быть, поэтому он так удался.
Эммерих: «Одной из главных задач для нас было сделать нечто такое, чего зритель еще никогда не видел раньше. Мы собирались ошеломить людей, пришедших на просмотр, заставить каждого из них сказать «Вау! Вот этого я не ожидал» Поэтому уровень спецэффектов здесь был просто беспрецедентным. Мы действительно делали то, чего еще никто не делал до нас.»
Огромные модели с невероятной детализацией были сделаны в студиях ради считанных секунд на экране. Так, в самом начале фильма, когда гигантский корабль пришельцев пролетает рядом с Луной, направляясь к Земле, и сам лунный пейзаж, на который наползает тень, и корабль, отбрасывающий ее – это миниатюрные макеты. Размер корабля, созданного мастером спецэффектов Майком Джойсом и его командой, составлял примерно четыре метра. Он был установлен неподвижно на фоне синего экрана, а камера ехала под ним по рельсам. На этапе пост-продакшн добавили космос и Землю на заднем плане.
Для того, чтобы сделать этот кадр, использовали всего одну модель Разрушителя, диаметром чуть больше метра. Она поворачивалась при помощи электромотора на синем фоне. Потом изображение "размножили", и поместили на изображение космоса и Земли, нарисованные на компьютере.
Эпическое появление Разрушителя над Вашингтоном сделано при помощи другой модели, которая была в четыре раза больше. Она будет еще несколько раз использована позднее, при съемке общих планов корабля пришельцев. Макет снимали со скоростью 120 кадров в секунду для усиления эффекта размера. Облака и огонь, сопровождающие движение корабля в атмосфере, нарисовали позже при помощи компьютерной графики.
Тень, наползающую на землю, также нарисовали на компьютере. Но на более подробных планах – там, где тень закрывает американские святыни, решили не мелочиться, и… сделать миниатюрные копии этих объектов ради пары секунд реалистичных кадров! Монумент в Вашингтоне, памятник Линкольну, Статуя Свободы – все это миниатюрные модели, которые накрывает абсолютно реальная тень.
Моделью был и вертолет, который отправился устанавливать первоначальный контакт с пришельцами. Снятый с сильным замедлением на фоне синего экрана, он был добавлен на натурные съемки, и оказался неотличим от настоящего. Да и взорвать его было куда дешевле, чем настоящий.
Основным эпизодом сценария было последующее разрушение Нью-Йорка. По задумке Эммериха и Девлина, должна была получиться сцена, в которой колоссальных размеров огненная стена распространяется от центра, в который бьет луч из корабля пришельцев, буквально разнося небоскреб на мелкие кусочки.
Одна из самых потрясающих сцен – это взрыв Эмпайр Стейтс Билдинг. Для съемок мастерами была сделана огромная копия этого знаменитого здания. Она была почти пять метров в длину, и невероятно тщательно детализирована – в ней даже горели окна.
Декорация корабля пришельцев – та самая четырехметровая модель, показанная в сцене пролета над лунной поверхностью – была оборудована механизмами, двигавшими уступы в центре, и снята отдельно. Ее поместили на задний план позднее.
Внутри модели находились 12 зарядов, которые срабатывали по очереди от верха к низу. Взрывы были сняты с десятикратным замедлением – на самом деле все здание было уничтожено меньше, чем за одну секунду. Для подобной сцены было также сделано в виде макета еще одно здание, по сюжету взорвавшееся первым – реально существующий небоскреб в деловом центре Нью-Йорка. Длина второй модели равнялась четырем метрам, и в ней было заложено восемь зарядов.
Далее перед мастерами спецэффектов встала непростая задача: создать стену огня, движущуюся по улицам города, и поглощающую все на своем пути. Были построены несколько пробных маленьких макетов, на которых закрепили пиропатроны, и произвели взрывы, снимая их в ускоренном режиме.
Тут выяснилась одна особенность пламени – оно никак не хотело распространяться по горизонтали. Весь огонь неизменно уходил вверх и очень скоро исчезал. Нужно было придумать что-то другое. И остроумное решение было найдено.
Декорацию просто поставили вертикально, даже с небольшим отрицательным уклоном в 10 градусов, и пиропатрон подрывали в самом низу, а камера была установлена на вершине макета. Пробные подрывы и просмотр рабочего материала показали, что на сей раз огонь идет точно так, как было задумано. И тогда приступили к изготовлению «парадных» декораций, кадры с разрушением которых должны были войти в фильм.
Это была кропотливая работа. Мастера создали необычайно детализированные улицы – в каждое из сотен крошечных окон были вставлены стекла, во дворах стояли маленькие деревья с сотнями листочков на ветках, на проезжей части были видны работающие уличные фонари и светофоры… Были воссозданы даже дорожные знаки! Все это появлялось в кадре всего на пару-тройку секунд, но уровень воплощения был безупречный.
Масштаб улиц был 1:24, и самая крупная миниатюра имела в длину более десяти метров. Всего было построено больше десятка вертикальных миниатюр, и все они попали в картину. В общей сложности было создано около ста макетов маленьких зданий – и все они поражали тщательностью изготовления. Над ними трудилось более пятидесяти человек на протяжении четырех месяцев.
Для максимальной реалистичности происходящего на экране было решено добавить компьютерные спецэффекты только там, где без них совершенно нельзя было обойтись. Поэтому многое из того, что видно на экране, снято вживую. Так, автомобили, которые летят перед огненной волной, вовсе не нарисованы на компьютере – это миниатюрные модели, которые подбрасывали в воздух, снимая в замедленном режиме на фоне голубого экрана, а потом вставили в кадр с огненной стеной.
Вся сцена была сложнейшим сочетанием комбинированных съемок, самой совершенной на тот день компьютерной графики, и съемок массовки на улице. Взорванные миниатюрные модели совместили с эпизодами, в которых каскадеры убегали от воображаемой огненной стены, в то время как вокруг летали обломки, мощнейшие вентиляторы создавали сильный ветер, да еще и с задымлением, а сверху сыпались настоящие автомобили в натуральную величину. Это было, по воспоминаниям участников, настоящее сумасшествие, но все получали огромное удовольствие от съемок. К счастью, обошлось без серьезных травм – только синяки и легкие ожоги некоторых каскадеров.
В этих кадрах с огненной стеной, поглощающей городские улицы, огонь был самым что ни на есть настоящим. Вот почему все получилось настолько натуралистично. Старания сотен специалистов дали великолепный результат: на экране возник самый впечатляющий конец света из всех, когда-либо показанных в кино.
Уничтожение Белого Дома в фильме "День независимости" было особенно важной задачей. Для съемки сделали чрезвычайно тщательно сделанную, и очень большую (1:12) модель здания, которая одна стоила больше 50 тысяч долларов. Особенностью ее было то, что ее построили точно так же, как был построен настоящий Белый Дом – все элементы имели такую же конфигурацию, как у реального здания, и были точно так же соединены. Мастерам пришлось изучить массу архитектурных справочников, чтобы выяснить, каким образом нужно делать модель. Подход был беспрецедентно дотошный – никаких компромиссов, только лучший результат.
В распоряжении съемочной группы был всего лишь один дубль, так что все должно было пройти без сучка и задоринки. Взрыв снимали со скоростью 300 кадров в секунду, что в 12 раз медленнее нормальной скорости воспроизведения. Этот взрыв должен был быть такой силы, что во избежание несчастных случаев всех людей удалили от эпицентра на полсотни метров, а камеры, управляемые дистанционно, защитили пуленепробиваемыми стеклами. Огненный шар разнес Белый Дом в мелкие клочья, оставив только маленькие обломки, разлетевшиеся далеко вокруг… Оставалось только надеяться, что все получилось так, как надо.
Абсолютно безупречный результат! Ради пяти секунд в фильме было потрачено больше месяца, но они действительно того стоили. Здание словно построено и взорвано в натуральную величину – настолько реалистично разлетаются обломки.
Сцена в туннеле – отдельная жемчужина фильма. Для создания автомобилей, летящих и бьющихся о стенки, сделали пятиметровый макет туннеля со стенками из прозрачного пластика. Его поставили вертикально, и бросали сверху модели автомобилей прямо на камеру, установленную внизу, одновременно подрывая пиропатрон, создававший огонь. За пределами прозрачного тоннеля натянули синий экран, а потом добавили летящие машины и огонь в реальный тоннель с бегущими людьми, после чего дорисовали отражения огня в стенках тоннеля и множество мелких деталей. Даже сегодня все это выглядит совершенно реалистично… Очень сложная работа сочетала в себе труд мастеров по миниатюрам, компьютерную графику и реальные съемки. Высший пилотаж.
Из настоящего в грустном кадре разрушенного города – только полутораметровая модель Статуи Свободы и реальная вода, помещенная в кадр путем комбинированной съемки. Все остальное – руины, огонь и Разрушитель, медленно закрывающий створки - компьютерные спецэффекты.
Сцена преследования капитана Хиллера инопланетянином в каньоне целиком сделана с помощью миниатюрных моделей, снятых на фоне синего экрана, и помещенных на реальные съемки каньона Литтл Колорадо Ривер в Аризоне. Каньон снимали как в статике, так и в движении, с вертолета.
Огонь и дым в сцене были настоящие, снятые в студии. Вся сцена – просто апофеоз виртуозных комбинированных съемок. Погоня выглядит до такой степени натуралистично, что невозможно заподозрить обман…
Четырехметровый макет главного корабля пришельцев виден на экране, когда капитан Хиллер и Дэвид Левинсон направляются к нему, чтобы загрузить в него вирус, а потом взорвать при помощи ядерного заряда. По сценарию, размер этой громадины составляет 600 миль…
Внутри корабля Хиллер и Левинсон видят огромные колонны, протянувшиеся от стены к стене. Все это тоже миниатюры. Туман и мелкие детали добавлены на этапе пост-продакшн.
Роскошные компьютерные спецэффекты были сделаны совместными усилиями доброго десятка студий – они были настолько масштабными, что одна компания просто не потянула бы такой объем работ. Главной компанией по производству компьютерной графики стала молодая студия VisionArt, основанная всего за два года до начала работы над «Днем независимости». Тем не менее, этой студии удалось переманить к себе на работу немало отличных специалистов, ранее трудившихся в знаменитой компании Джорджа Лукаса «ILM», и отлично знавших свое дело.
150 человек на протяжении шести месяцев день и ночь трудились над колоссальным количеством компьютерных спецэффектов, которыми наполнен этот фильм. К примеру, для съемок в небо не поднимался ни один истребитель американских ВВС – все до единой сцены с самолетами были нарисованы на компьютере, либо получены при помощи съемок масштабных моделей.
Небывалой реалистичности объектов удалось добиться путем переноса на математические модели самолетов реальных текстур обшивки летательных аппаратов, снятых с высоким разрешением. По сути дела, на экране видны настоящие самолеты, которые привели в движение волшебники компьютерных спецэффектов. В итоге нарисованные самолеты и масштабные модели практически неотличимы друг от друга.
В эпической сцене воздушного боя истребителей с летательными аппаратами пришельцев в воздухе одновременно находились более трехсот объектов, и для каждого из них была прописана траектория, проработаны движения, развороты, вращение. Объем проделанной работы оказался беспрецедентным, но он был бы еще больше, если бы не помощь специально написанной компьютерной программы, которая автоматически рассчитывала движение нарисованных самолетов в пространстве, не заставляя художников вручную прорисовывать каждый кадр.
В сцене взрыва корабля, который атакуют истребители, использовались эффекты, полученные при взрыве модели Эмпайр Стейт Билдинг. Их развернули на 180 градусов, доработали, и умножили в несколько раз.
Одна из немногих сцен, которые были полностью нарисованы на компьютере без применения моделей и реальных съемок – финальная сцена взрыва главного корабля пришельцев.
Ставший одним из самых прибыльных фильмов мира, «День независимости» не был просто набором спецэффектов, впечатляющих, но не оставляющих ощущения чего-то глубокого и сложного. Картины Майкла Бэя, к примеру, грешат этим постоянно – в них слишком сильно прослеживается желание просто заработать как можно больше денег. И хотя Эммериха часто сравнивают с Бэем из-за стремления обоих поразить зрителя как можно более зрелищной картинкой, упустив из виду смысл, бесспорно то, что фильмы Эммериха отличаются от творений Бэя в лучшую сторону именно большей душевностью. У Эммериха фильмы наполнены этаким юношеским восторгом, увлеченностью, что, конечно же, подкупает. Вот и в «Дне независимости», лучшем из всех творений режиссера, несмотря на его простоту, все же была заложена глубокая идея.
Дин Девлин: «Если планета подвергнется нападению извне – разве все мы, живущие на земле, не забудем про свои местные распри во имя единой цели? Разве мы не объединим свои усилия, чтобы дать отпор? Ведь если отбросить мелочи, все мы – одна раса. Люди. В этом фильме мы попытались отразить это.» Уилл Смит: «Идея объединения всех людей перед лицом общей опасности может стать первым шагом к глобальному примирению. В фильме самые разные люди из самых разных слоев общества встают плечом к плечу, чтобы делать общее дело. Я думаю, это прекрасный посыл.»
Рубрика "Как снимаются фильмы" продолжает знакомить вас с нелегкими и захватывающими процессами съемок.
|