Как снимался "Аватар" - Часть 2 Начало здесь, окончание здесь
На новозеландскую студию WETA Digital возложили, пожалуй, наиболее ответственную миссию — создание анимированных персонажей. Глава студии Джо Леттери как раз закончил работу над «Кинг-Конгом» Джексона, когда Камерон предложил ему работать над «Аватаром». Джо был совершенно потрясен будущим проектом Камерона. Он без раздумий отказался от двух выгодных предложений о сотрудничестве, еще когда было даже не известно точно, что «Аватар» будут снимать...
Джо провел с Камероном и его командой много недель, просто обсуждая мир Пандоры и существ, его населяющих, стараясь впитать как можно больше информации о том, как все это в итоге будет выглядеть. Джо признавался, что спустя какое-то время забыл о том, что Пандора выдумана от начала до конца, и стал относиться к этой планете как к чему-то совершенно реальному...
Вместе с «WETA Digital» над фильмом работала и другая компания Джексона - «WETA Workshop». Это предприятие специализировалось на изготовлении реквизита для фильмов. Несмотря на то, что все детали быта На’Ви были нарисованными, их все равно сделали «во плоти» - все эти луки и стрелы, набедренные повязки и ожерелья, талисманы и множество других мелочей было изготовлено во множестве вариантов для того, чтобы выбрать лучшие и перенести их на экран в цифровом виде.
Джеймс Камерон контролировал производство вплоть до мелочей. Он лично выбирал сбрую для Банши, он руководил примеркой набедренных повязок на манекенщиков (которых перед этим не поленились покрасить в синий цвет), режиссер уделял самое пристальное внимание даже тем деталям, которые вообще не попали в финальную версию картины.
Вот почему быт и внешность На’Ви кажутся такими проработанными и естественными: каждая тетива лука прошла строгий отбор, прежде чем оказаться на киноэкране. Пожалуй, в этом фильме известный перфекционизм Камерона достиг своего апогея.
Джеймс Камерон: «Художники не смогли бы воплотить ни одно движение, ни одну мелочь, если бы не представляли себе, как все это выглядит в реальности. Поэтому мы сымитировали все — все существа были сделаны в виде трехмерных скульптур, все движения персонажей строго проработаны в реальном мире до мельчайших подробностей, все нарисованные вещи изготовлены в натуральную величину.»
Даже то, как развевается на ветру одежда персонажей, было разработано в реальности — например, чтобы выяснить, как поведет себя бахрома Тсу’Тея во время воздушной битвы, художники провели съемку каскадера, стоящего с бахромой на плечах перед вентиляторами.
Непременным условием Камерона была абсолютная естественность всех кадров фильма, чтобы зритель поверил в реальность происходящего. Создателям спецэффектов пришлось затратить массу усилий, прежде чем они смогли добиться идеального результата. В итоге даже бусы на шеях дикарей болтаются самым реалистичным образом... Летом 2006 года процесс создания фильма достиг той стадии, когда начиналась работа с живыми актерами. И огромной удачей для проекта стали его главные звезды — англичанин Сэм Уортингтон, выросший в Австралии, и американка Зои Салдана. Они были выбраны из нескольких сотен претендентов — в том числе куда более «звездных».
Сэм Уортингтон: «Перед прослушиванием я не знал ничего ни о сценарии, ни об имени режиссера. Позвонили по телефону, сказали, что надо просто прочитать текст с выражением — и все. Я тогда подумал: Ну вот, еще одна пустая трата времени. А через неделю мне сообщили, что Джеймс Камерон хочет, чтобы я прилетел к нему в Лос-Анжелес... Я спросил: Зачем это? Мне говорят: Ну, помнишь то прослушивание? А я о нем уже и думать забыл! Наверное, Джеймс взял меня в проект потому, что я не боялся быть отвергнутым — у меня все равно не было ни малейшей надежды на то, что он выберет именно меня, так что мне, в каком-то смысле, нечего было терять.»
Джеймс Камерон: «Мне нужен был человек, в котором чувствовался бы внутренний трагизм — надежды Джейка на будущее разрушены его травмой, он парализован — и у Сэма было это качество, которое я так искал. Но этот его австралийский выговор... Он говорил, как Крокодил Данди, это было ужасно. Первое, что мы сделали — избавились от акцента. Потом я убедился, что не прогадал.»
Сам актер признавался, что избавиться от австралийского акцента для него было труднее, чем научиться говорить на туземном языке... Но усилия того стоили: роль Джейка Салли стала для Сэма прорывом и огромной удачей — до «Аватара» он был практически неизвестен и нуждался в деньгах, а после успеха фильма в одночасье стал миллионером и суперзвездой.
Зои Салдана, сыгравшая Нейтири, как и Сэм, обладала всеми необходимыми качествами своей героини — очень женственная и вместе с тем сильная, с потрясающими физическими данными и природной кошачьей грацией — она была то что нужно для того, чтобы сыграть прекрасную дикарку, живущую в единении с природой.
Зои Салдана: «Во время всех этих прослушиваний — сначала с директором по кастингу, потом с продюсером, потом с самим Камероном — меня не покидало ощущение, что я бесконечно далека от того, чтобы получить эту роль. Я просто умирала от желания попасть в фильм... Мне стоило немалых усилий перестать бояться, что я потерплю неудачу, и сосредоточиться на игре.»
Джон Ландау: «Мы решили провести тест: одну из сцен с Джеком и Нейтири, чтобы почувствовать, проскочит ли искра между Сэмом и Зои. Так вот: искра проскочила. Это уж точно. Это была одна из прекраснейших пар, что я видел в своей жизни — искры летали табунами. После того августовского прослушивания вопрос с главными героями был решен.»
Интересно, что Джеймсу Камерону пришлось потратить некоторые усилия, чтобы убедить боссов студии «20 Век Фокс» в правильности выбранных им кандидатур — те хотели пригласить суперзвезд масштаба Брэда Питта и Анджелины Джоли. Так что пришлось сделать целый эпизод с выступлением Джейка перед племенем накануне боя дикарей с людьми. Только тогда главы студии сдались под напором авторитета режиссера, и разрешили ему взять Сэма и Зои в проект...
На роль главного злодея Куоритча Камерон хотел взять Майкла Бьена, с которым работал ранее в «Терминаторе» и «Чужих», но, учитывая, что он уже твердо решил пригласить еще и Сигурни Уивер, режиссер решил отказаться от кандидатуры Бьена — слишком много получалось параллелей с «Чужими». Тогда он пригласил Стивена Лэнга — этот актер двадцать лет назад проходил прослушивание для все тех же «Чужих» на роль капрала Хикса, но проиграл Майклу Бьену. Теперь все было наоборот! Лэнг с Камероном шутили: режиссеру понадобилось двадцать лет раздумий, чтобы дать актеру роль после прослушивания, состоявшегося в середине восьмидесятых...
Но даже несмотря на то, что работа над фильмом продвинулась так далеко, на этапе кастинга Камерон и Ландау все еще не получили согласия студии Fox на производство, так что все могло быть свернуто в любой момент.
До самого конца 2007 года главы студии Fox продолжали колебаться относительно целесообразности проекта! Даже несмотря на то, что над ним трудились уже больше года и потратили на него несколько миллионов долларов, его могли заморозить в любой момент... Дело в том, что на студии хорошо помнили, как при съемках «Титаника» режиссер вдвое перерасходовал стомиллионный бюджет (не без скандала), поэтому справедливо полагали, что и с «Аватаром» может приключиться что-то подобное. Боссы колебались.
Камерон вел непростые переговоры. Для уменьшения стоимости фильма он отказался от гонорара «в случае кассовой неудачи», он сократил сценарий, удалив некоторые сцены и персонажей. Тем не менее, дело чуть было не дошло до передачи проекта другому режиссеру! Этого Камерон допустить никак не мог, так что в середине 2006 года он на полном серьезе рассматривал вариант со студией Диснея — ее президент Дик Кук выразил полную готовность к сотрудничеству. В конце концов компания Fox все же оставила проект в руках Камерона — после того, как часть расходов взяла на себя студия Ingenious Media.
Но даже после принятия окончательного решения о выпуске картины (в январе 2007) главы Fox не скрывали своих опасений по поводу возможных убытков: проект обещал стать неимоверно дорогостоящим безо всяких гарантий возврата потраченных средств. В том, что касается расходов, так и вышло: Камерон снова потратил почти на сто миллионов больше, чем было запланировано (реальная стоимость фильма достигла 310 миллионов долларов, что гораздо больше официально объявленной цифры в 237 миллионов). Еще 150 миллионов потратили на рекламную кампанию, так что общие затраты приблизились к полумиллиарду — начальство киностудии прямо называло это «сумасшествием»...
Получив «зеленый свет», команда Камерона начала работать в полную силу: выход фильма наметили на середину 2008, и чтобы не сорвать сроки, нужно было торопиться.
Для создания языка На’Ви Камерон пригласил профессионального лингвиста, профессора Пола Фроммера из Университета Южной Калифорнии. Именно Фроммер предложил создать вымышленный язык, а не просто сымитировать неземное наречие — изначальной идеей было всего лишь придумать несколько десятков естественно звучащих фраз. Сперва Камерон дал лингвисту несколько слов из полинезийского языка, чтобы у того появилось представление о характере наречия, на котором говорят На’Ви.
На основе этих слов Фроммер создал целый словарь На’Ви из почти тысячи слов, самый настоящий язык лесного племени, на котором вполне можно было общаться. Помимо наречия полинезийцев был использован эфиопский диалект и новозеландский язык маори — причудливое сочетание сразу нескольких племенных языков. Фроммер составил брошюры для всех актеров, говоривших на этом языке, и обучил их правильному произношению. Актеры Вес Стьюди (Эйтукан) и Лас Алонсо (Тсу’Тей) проходили прослушивание, разговаривая на языке На’Ви.
В конце концов актеры так хорошо изучили этот вымышленный язык, что могли вести на нем друг с другом простые диалоги. Самым трудным для Зои Салдана было... разговаривать на английском языке с акцентом На’Ви! Она училась этому гораздо дольше, чем самому языку На’Ви.
Для того, чтобы придать каждому персонажу сходство с человеком, играющим его, художники Голливуда сделали несколько сотен фотографий актеров.
На определенном этапе понадобилось даже сделать слепки с каждого из актеров, так что им пришлось пройти через длительную процедуру обмазывания латексом. На фото — Зои Салдана.
В конце концов скульпторы создали идеально точные макеты каждого из На’Ви. Эти макеты после утверждения Камероном были отсканированы и отправлены в Новую Зеландию, чтобы мастера компании «WETA» вдохнули в них жизнь.
Перед началом съемок все актеры прошли физподготовку — их учили скакать на лошадях, драться, обращаться с оружием. Актриса Мишель Родригес, игравшая Труди Чакон, пилотировавшую вертолет, научилась управлять вертолетом, даже несмотря на то, что при съемках ей не пришлось этого делать! Но актриса должна была вести себя как бывалый пилот, и обладать реальными летными навыками. Кстати, вертолетом она научилась управлять по собственной инициативе.
Интересно, что «военным» обучением руководил не кто иной, как младший брат Джеймса Камерона Джон Дэвид Камерон, в свое время шесть лет прослуживший в десантных войсках. Сэм Уортингтон, чей персонаж — бывший десантник, сам всегда был очень далек от армии, поэтому ему пришлось с нуля постигать азы поведения настоящего солдата, учиться двигаться как тренированный воин и ловко перезаряжать оружие.
Тренеры его не щадили — после жестоких тренировок в полном обмундировании морского пехотинца Сэм еле мог пошевелиться... А чтобы научиться естественным образом ездить в инвалидном кресле, Сэм... играл в этом кресле в баскетбол с членами съемочной группы, каждый из которых тоже катался по площадке на колесах.
Зои Салдана, в свою очередь, брала уроки у мастеров стрельбы из лука (между прочим, тренеров олимпийской сборной США) — ведь ее Нейтири буквально выросла с этим оружием в руках. Интересный факт: из-за того, что Зои — левша, она натягивала тетиву левой рукой. Поскольку Нейтири была центральным персонажем, Камерон решил, что все На’Ви будут натягивать тетиву левой рукой, и из-за Нейтири все ее соплеменники стали левшами!
Помимо уроков у лучников Зои и другим актерам еще и пришлось посещать занятия по хореографии — непременным условием Камерона была исключительная грациозность дикарей — а также обучаться боевым искусствам.
Особое внимание было уделено обучению звериным повадкам На’Ви. Тренер Терри Нотари обучил актеров двигаться так, как движутся кошки, живущие в дикой природе. Без этих тренировок, по признанию Зои, герои фильма «говорили бы как На’Ви, выглядели как На’Ви, но двигались как земляне». Благодаря тому, что режиссер уделил самое пристальное внимание каждой мелочи облика туземцев, они получились абсолютно, стопроцентно убедительными. На это было потрачено огромное количество сил, времени и средств. Пожалуй, ни в одном фильме до «Аватара» еще не уделяли столько внимания нюансам.
Под руководством Терри все актеры, игравшие На’Ви, учились первобытному «единству движения», которое свойственно реально существующим примитивным общинам, и совершенно чуждо цивилизованным людям. Множество часов актеры проводили, танцуя вместе в спортивном зале вокруг воображаемого костра, играя какие-то дикарские мелодии, колотя ладонями по полу — словом, делали все, чтобы суметь создать во время съемок иллюзию настоящего дикого племени...
Джеймс Камерон: «В фильме были большие сцены с ритуальными танцами На’Ви, которые не вошли в финальный монтаж, но они все равно остались важной частью фильма. Эта атмосфера первобытного единства сохранилась на протяжении всего повествования, и она играет огромную роль в том, чтобы показать единение На’Ви с природой, их наивную естественность. Можно сказать, мы создали целый дикий народ.»
Но как добиться от актеров естественного поведения, когда вокруг — серые стены студии? Как заставить их поверить в то, что их окружает тропический лес? Перфекционист Камерон ответил на этот вопрос со свойственной ему решительностью: перед самыми съемками, в феврале 2007 он увез всех на гавайский остров Кауаи (тот самый, на котором Спилберг снимал «Парк Юрского периода»), и там, в джунглях, актеры отыграли все без исключения сцены фильма, стараясь запомнить свои ощущения.
На протяжении трех дней, прицепив длинные хвосты, актеры карабкались по склонам, плавали в реке, копали землю, старательно вникая в психологию настоящего дикаря, живущего в лесу.
Джеймс Камерон: «Я все время снимал их на видеокамеру, и подмечал все: как они идут по земле, огибая деревья, как солнце освещает их, как тени скользят по ним... Многое из этого пополнило мое представление о том, как должны выглядеть эпизоды фильма, который нам предстояло снять. Путешествие в джунгли стало чрезвычайно важной частью съемочного процесса. А самым главным, на мой взгляд, стала память актеров об ощущениях она очень помогла им в студии, когда вместо травы под ногами был серый бетон. Но они ПОМНИЛИ, какова на ощупь эта трава, и бетон для них стал травой.»
Весной 2007 года Камерон приступил к основным студийным съемкам «нарисованной» части фильма «Аватар». С момента начала работы над проектом прошло уже почти два года... Для съемок «захвата движения» переоборудовали самолетостроительный ангар, арендованный киностудией у компании «Хьюз Эйркрафт» в Плая Виста, неподалеку от Лос-Анжелеса.
За эти два года система «захвата лица», успешно зарекомендовавшая себя еще с «Братцем Термитом», была дополнительно усовершенствована, так что выражение лиц актеров идеально точно переносилось на лица нарисованных персонажей. Само оборудование, позволяющее считывать мельчайшие движения человеческого тела, было беспрецедентно легким, чтобы не мешать актерам играть свои роли.
Джеймс Камерон: «Я говорил: Играйте так, будто перед вами камера. Никакой камеры не было — были датчики, сотни датчиков, движения которых в трехмерном пространстве считывались мощнейшим компьютером.»
Впервые компьютер считывал не только движения тела, но и мимику — для этого изготовили сверхлегкие шлемы из углепластика, оснащенные датчиком, улавливающим перемещение точек на лице актера, и вынесенном для этого вперед на специальном кронштейне.
Теперь актерам предстояло применить на практике все то, чему они научились во время нелегких тренировок: двигаться как На’Ви, сражаться, скакать на лошадях (на них тоже были нанесены метки, которые считывал компьютер), причем у них не было права на ошибку: в каждой сцене каждого актера снимала вспомогательная камера, данные с которой специалисты «WETA» позднее должны были использовать при создании компьютерной графики. Таким образом даже мельчайшие движения фиксировались точнейшей аппаратурой, чтобы впоследствии быть тщательно обработанными...
Зои Салдана: «Как ни странно, постепенно работа над «Аватаром» стала такой же, как работа над любым другим фильмом — только там надо было гримироваться, а здесь — надевать костюм с датчиками и наносить точки на лицо. И вот Джим говорит: Мотор! - и я не знаю, как это происходит, но я действительно чувствую, что я синяя, с хвостом, и три метра ростом...»
Джеймс Камерон: «Эта технология на самом деле раскрепостила актеров! Теперь им не нужно было проводить по пять часов в гримерной каждый день, и они могли расслабиться, почувствовать себя в образе своих персонажей, и получить еще больше удовольствия от своей работы.»
Сигурни Уивер: «Эта технология раздвигает рамки возможностей актера... Я почувствовала, что могу сыграть персонаж любого возраста и любой внешности. Это придает гибкость, окрыляет.»
Технология motion capture, использованная в фильме, позволяла создавать виртуальную реальность во всем своем разнообразии. Так, сцены воздушных боев тоже были сделаны по этой технологии в том же самом ангаре: были сделаны проволочные модели летательных аппаратов с укрепленными на них датчиками, точно такими же, как на телах актеров — и их движения, будучи считанными, переносились на математические модели вертолетов. Режиссер и его ассистенты, бегающие по студии с этими моделями в руках, были похожи на детей, играющих в самолетики...
Даже Банши были сделаны по такой технологии — из проволоки, с датчиками движения. При помощи этих макетов режиссер размещал летающих существ в пространстве, задавая их координаты. Хотя, конечно, детализированное изображение Банши стало нелегкой задачей.
Для реалистичного поведения туземца, оседлавшего летящего Банши, была сделана копия спины летающего существа, которая могла поворачиваться вокруг продольной оси. Ее наклоняли, имитируя движения Банши, и актеры, стараясь удержаться в крутящемся седле, создавали полную иллюзию того, что они оседлали этого монстра.
Сцены полетов создавались путем одновременных действий ассистентов режиссера: один крутил макет с сидящим на нем актером, а другой ходил по ангару с проволочной моделью в руках. Данные с маленькой и большой моделей, а также с тела актера, в сумме давали готовую сцену полета на Банши.
Для съемки сцен с На’Ви, ползущими вверх по камням, актеры, словно альпинисты, карабкались по возведенным в студии конструкциям.
В сценах борьбы с животными актеры боролись с их макетами. Таким образом нарабатывался материал для художников, которые позднее переработали его в законченную картинку.
Когда дело дошло до одновременной обработки движений нескольких десятков виртуальных персонажей (в сценах с большим количеством На’Ви в кадре), то даже сверхмощных компьютеров и огромной памяти стало не хватать, и система начала «зависать». Специалисты по спецэффектам были вынуждены снимать толпу На’Ви «по частям», и потом объединять их в единое целое.
При создании сцены нападения землян на На’Ви система чуть было не зависла насовсем: здесь помимо толпы туземцев были еще и корабли землян, и лошади, и взрывы — при попытке «поймать движение» всего этого одновременно система отказалась работать, сорвав съемочный день. После этого техники очень осторожно работали над подобными эпизодами, стараясь меньше нагружать процессоры, не способные выдержать такой наплыв данных...
«Титаник» от начала до конца был снят менее чем за два года. Спустя полных два года после начала работы над «Аватаром» команда даже еще не начала реальные, не «виртуальные» съемки... Большая часть работы была еще впереди: Камерону предстояло снять сцены в реальных декорациях, с реальными актерами. Для этого необходимо было отправиться буквально на край света.
Рубрика "Как снимаются фильмы" продолжает знакомить вас с нелегкими и захватывающими процессами съемок. |