Как снимался "Аватар" - Часть 1 Продолжение здесь и здесь
Джеймс Камерон: «Хотя самым тяжелым для меня был фильм «Бездна», потому что мы там очень долго находились под водой, все же «Аватар» я считаю самым сложным из всех своих фильмов. Он был сложнее и дольше находился в производстве, чем даже «Титаник», не говоря уже о «Терминаторах» и прочем.»
«В «Терминаторе 2» мы раздвинули границы возможного в том, что касается компьютерной графики. В «Аватаре» мы попытались сделать то же самое, и оказалось, что теперь это стало гораздо труднее. Тогда мы утроили наши усилия. Это было настоящим испытанием для всех. До сих пор таких фильмов еще не снимали — мы уже в который раз оказались первопроходцами. Мы делали ошибки и учились на них.
Я могу сделать хороший фильм, только если вокруг меня будут профессионалы своего дела, и у меня была потрясающая команда гениальных ребят. Без них «Аватар» не стал бы тем, чем он стал. В этом не только моя, но и их заслуга.»
Судя по грандиозным кассовым сборам, «Аватар» является наиболее успешным кинофильмом в мире, и каждый, кто смотрел его в кинотеатре (а смотрели практически все, и часто не один раз), смог оценить массу достоинств, которыми он обладает. Немыслимый дизайн, блистательная постановка, уникальные по своему размаху спецэффекты делают «Аватар» грандиозным явлением в мире кино.
Джеймс Камерон: «Меня часто спрашивают, как был придуман «Аватар», что послужило толчком, как родилась идея. Если честно, я не знаю. Если докопаться до корней, то... это вся моя жизнь. Все мое детство.»
Джеймс Камерон вырос в Канаде, и много времени проводил в лесу, наблюдая за природой. Он, по его собственному признанию, «ловил там все что движется». Пойманную живность юный Джеймс приносил домой, и держал там, иногда к большому неудовольствию родителей. Змеи, лягушки, разнообразные земноводные постоянно жили в импровизированном зверинце в комнате Джеймса, и он буквально вырос с чувством восхищения природой, ее совершенством.
При этом с самых ранних лет Джеймс взахлеб читал фантастическую литературу — Берроуза, Хаггарда — и неустанно рисовал к ней сотни красочных иллюстраций. Будучи уникально одаренным от природы человеком с великолепно развитым воображением, Джеймс еще в детстве начал придумывать несуществующие миры, населенные диковинными существами. Совершенно не похожие на наш земной мир.
Джеймс рисовал эскизы с изображением инопланетных животных и разумных существ, еще когда не начал ходить в школу. Так что «Аватар» стал просто своеобразным итогом всех этих фантазий на тему других планет.
Джеймс Камерон: «Этот фильм существовал в моей голове всю мою жизнь в той или иной форме. Я начал записывать его фрагменты еще когда работал над трехмерным роликом «Терминатор 2 3D» - я стоял во главе большой компании спецэффектов, и хотел раздвинуть рамки возможного. Продвинуться так далеко, чтобы никто не мог сравниться с нами. Я добился этого с «Аватаром» - в том, что касается производства, это самый высокотехнологичный фильм среди всех существующих, он просто пришелец из будущего.»
При этом «Аватар» рассказывал о таких фундаментальных, древних вещах, как взаимодействие человека с природой, о том, как чрезмерно развитая технология может отдалить человека от его корней.
История производства «Аватара» началась еще на съемках «Титаника» в середине девяностых. Камерон работал над картиной совместно со своим другом, продюсером Джоном Ландау. И он дал Джону прочесть написанный в 1994-м 80-страничный сценарий к научно-фантастическому фильму, повествующему о конфликте инопланетного дикарского племени и человеческой цивилизации на планете Пандора.
Джон Ландау: «Я был совершенно потрясен картиной, которая развернулась перед моим внутренним взором, когда я прочел этот текст. Это был даже не сценарий, а скорее роман в диалогах. Действие разворачивалось на прекрасной планете, в совершенно другом мире, от которого просто захватывало дух. Я тогда подумал — если мы можем это сделать — мы сможем все.»
В 1996 году Камерон получил от киностудий простой и краткий ответ: «Нет». Они не могли сделать это. Никто не мог. Мало того, что никакой разумный бюджет не мог бы покрыть расходы на производство — сами технологии видеоэффектов, даже производительность компьютеров ставили на всем проекте жирный крест: на работу ушло бы несколько лет, стоимость зашкалила бы за 400 миллионов, а результат оставлял бы желать лучшего. «Аватар», каким его задумал Камерон, не мог быть снят в девяностые годы. Время его не пришло. Заявления Камерона о скором выходе фильма стоимостью 100 миллионов, с графикой от Digital Domain, сделанные им в августе 96-го, оказались скоропалительными...
Джеймс Камерон: «Я написал сценарий «Аватара» в 1994-м, и собирался снять фильм сразу после «Титаника». Но когда стало ясно, что передо мной встали непреодолимые трудности, я отступил.»
Вместо создания нового мира Камерон погрузился в пучины вод. Его всегда интересовал океан — именно благодаря любви к глубоководным погружениям в свое время режиссер снял «Бездну». Теперь, в 2000-х, при помощи русских ученых и судна «Академик Мстислав Келдыш», Камерон совершил последовательно шесть подводных экспедиций, результатом которых стали его документальные телефильмы для канала Discovery: «Экспедиция: Бисмарк» (2002) о потопленном фашистском военном корабле, «Призраки бездны: Титаник» (2003) о подлинной истории гибели знаменитого лайнера, и «Чужие из бездны» (2005) — фильм о необычных морских существах, живущих на большой глубине. Последняя экспедиция завершилась летом 2005 года — только тогда Камерон и Ландау запустили, наконец, грандиозный проект под названием «Аватар».
В 2001 году, еще перед серией погружений, Камерон и Ландау работали над экранизацией романа писательницы Патрисии Энтони под названием «Братец Термит». Роман рассказывал об инопланетянах, прилетевших на Землю, и в фильме должны были появиться нарисованные на компьютере инопланетные существа, которые в реальном времени общались с людьми.
Этот фильм так и не вышел на киноэкраны — работу над ним было решено прекратить. Но именно тогда была опробована та самая технология, которая вдохнет жизнь в нарисованных героев «Аватара» - способ переноса на анимированного персонажа реальных человеческих эмоций, при помощи особой программы «снятых» с лица актера. Видеокамера отслеживала перемещение точек, нанесенных на лицо человека, и наделяла его мимикой лицо нарисованного пришельца. «Братец Термит» ярко продемонстрировал возможности этой технологии — инопланетянин в кадре казался настоящим и был очень реалистичен.
В начале 2005-го Камерон собрал команду специалистов, призванную исследовать возможности кинопроизводства применительно к сценарию, придуманному Джеймсом. Нужно было определить предел возможностей студий, выяснить, есть ли возможность снять такой фильм, который задумал режиссер. Прежде всего исследование касалось применения уже много лет известной технологии motion capture (“захват движения” или перенос на нарисованного персонажа всех движений живого актера). На сей раз это касалось не только движений тела, но и мимики, причем ее мельчайших нюансов. Камерон был абсолютно бескомпромиссным: если бы специалисты по спецэффектам не оправдали его ожиданий, он запросто мог вновь отложить проект.
К счастью, развитие технологий изменило спецэффекты за прошедшие со времен «Титаника» годы самым коренным образом: не только себестоимость анимации снизилась в несколько раз, но и результат работы художников стал по-настоящему впечатляющим.
Джеймс Камерон: «На меня огромное впечатление произвела работа студии Питера Джексона «WETA Digital». Когда я увидел Голлума во «Властелине колец», я понял: время «Аватара» пришло.»
Совсем не случайно именно студия «WETA Digital» стала основным партнером при создании роскошной компьютерной графики «Аватара».
В феврале 2005-го было принято предварительное решение о начале производства картины. К работе приступили две раздельные группы специалистов. Техническую сторону проекта обеспечивала команда Гленна Дерри со студии Стэна Уинстона и Роберта Легато, ставившего спецэффекты для таких фильмов, как «Титаник», «Армагеддон» и «Авиатор». Вторая группа состояла из блестящих художников, которые должны были под руководством Камерона создать и проработать в мельчайших деталях природу целой планеты.
Джеймс Камерон: «Мы пригласили лучших художников, каких только смогли найти. Их портфолио были превосходны. В мае 2005 года они приехали ко мне домой в Малибу, и там, на кухне, мы начали работу по созданию мира Пандоры.»
Была проделана колоссальная работа. Джеймс ставил перед художниками задачи, а те создавали огромное количество детально проработанных эскизов — сотни и сотни рисунков, которые режиссер просматривал, отбирая те, что наиболее точно отражали его представления о том, как должно выглядеть то или иное существо.
Огромное внимание режиссер уделил летучим монстрам Банши — что неудивительно учитывая солидное количество отведенного им экранного времени. В итоге разработка внешности этих существ заняла почти два года напряженной работы. В сценарии Банши описывался, как «огромный инопланетный орел».
Важной частью фильма была сцена бегства главного героя от самого страшного хищника Пандоры — Танатора. Камерон описывал его, как «шестиногую гигантскую пантеру из ада».
Художники старались перещеголять друг друга, создавая все новые и новые образы опасного убийцы из джунглей. В результате получилось нечто, довольно точно соответствующее сценарию десятилетней давности.
При создании шестиногой лошади аниматоры столкнулись с очевидной трудностью: непременным условием сценария были шесть ног у всех животных. Но как заставить лошадь бегать на шести ногах, если у земного прообраза их только четыре? Из положения вышли просто: дополнительная пара ног просто повторяла движения передних, только эти движения были слегка сдвинуты по времени, чтобы избавиться от синхронности.
Цветовая гамма существ должна была быть яркой и необычной. Художники использовали в качестве образцов яркие, кричащие расцветки ядовитых тропических лягушек и рыб. Одна из версий устрашающего гиганта Титанотера расцвела всеми цветами радуги.
Разумеется, больше всего времени уделили облику инопланетной расы На’Ви.
Джеймс Камерон: «На На’Ви ушло много времени, но синий цвет их кожи никогда не ставился под сомнение. Я с самого начала считал, что синяя кожа лучше всего подходит инопланетным существам, и выглядит красиво.»
При этом решено было включить в облик На’Ви черты животных — кошачьи глаза, уши и хвосты, звериное строение лиц. Но этот концепт пришел далеко не сразу.
Первые эскизы художников показывают, что они начали не с кошек, а с амфибий и рептилий. Так что у На’Ви на головах красовались разнообразные гребни, а ушей и вовсе не было. Тогда же прошли через этап типично «инопланетного» облика — с раскосыми огромными глазами и куполовидными головами. Но все эти варианты не были привлекательными с человеческой точки зрения, что совершенно не годилось для любовной истории.
Для создания чувства сопереживания нужно было сделать На’Ви симпатичными, но пройдя через множество вариантов художники пришли просто к людям с синей кожей, что, опять же, было не то. Нужно было найти способ уйти от типично человеческого облика, и при этом сохранить красоту этих существ. И это получилось.
К конечному облику На’Ви пришли при помощи скульпторов. Именно они сумели создать то самое первобытное очарование внешности воинственных дикарей. Специалисты студии Стэна Уинстона, старого друга Камерона, сделали то, что Стэн не приветствовал ранее: они выступили в качестве художников, и сумели добиться не только привлекательного и проработанного, но и очень красивого облика инопланетных дикарей, получивших «кошачьи» лица.
Специалист по спецэффектам Роберт Легато еще в апреле 2005 года продемонстрировал Камерону и Ландау пробные ролики, снятые при помощи «виртуальной камеры»: суть метода заключалась в том, что эта камера (собственно, даже не камера, а маркированный объект, к которому компьютер просто привязывал «точку обзора оператора») позволяла видеть несуществующее пространство, полностью нарисованное на компьютере, и давала возможность снимать так, как будто лес Пандоры и На’Ви существовали на самом деле. Между тем оператора окружали серые стены студии...
Актеры были с ног до головы обвешаны десятками датчиков, а на потолке были размещены сотни видеокамер, которые фиксировали положение этих датчиков в трехмерном пространстве. Компьютерная программа позволяла сводить все результаты наблюдений таким образом, что на экране появлялось «облако точек», в точности повторявшее движения актера.
Эти движения могли быть привязаны к любому нарисованному персонажу. В результате в процессе съемок режиссер видел на экране «виртуальной камеры» (не имевшей даже линз) не живых актеров, а нарисованных персонажей, которых они играли. Эта технология уже применялась Питером Джексоном при съемках Голлума и подземного тролля во «Властелине колец», но Камерон вывел процесс производства фильма с «виртуальными актерами» на абсолютно уникальный уровень: перемещаясь в студии с «виртуальной камерой» в руках, он имел полную свободу действий при работе над фильмом, как если бы вокруг на самом деле были джунгли и туземцы.
Джеймс Камерон: «Эта технология зарекомендовала себя так хорошо, что я уверен: в будущем с ее помощью будут сниматься все фильмы. Это гораздо выгоднее, чем строить декорации: они могут быть созданы в виртуальном мире с таким качеством, что зритель ни за что не заметит разницы.»
Тем временем художники продолжали усердно трудиться над фильмом — они перешли к созданию пейзажей Пандоры. Главные роли здесь сыграли Роберт Стромберг и Рик Картер, сумевшие не только создать цельный и достоверный облик планеты, но и сделать его столь убедительным, что трудно поверить в нереальность показанной нам потрясающей природы.
Уже по эскизам художников можно понять, что это блистательные профессионалы, обладающие огромным талантом. То, как они сумели проникнуться идеями Джеймса Камерона, поражает: такое впечатление, что это они сами придумали волшебную природу Пандоры, а не изобразили ее со слов режиссера — настолько проработанным и прекрасным оказался этот целиком выдуманный мир.
В своей работе художники вдохновлялись уникальными горными пейзажами китайской провинции Гуйлинь, а также буйными джунглями и высокими водопадами Венесуэлы. В первоначальном сценарии вся листва Пандоры была синей, но потом Камерон решил сделать ее зеленой — синие На-Ви терялись бы на фоне синей растительности...
На Пандоре сильные магнитные поля, которые делают возможными такие потрясающие элементы пейзажа, как парящие острова, и гигантские арки, поднимающиеся на сотни метров над землей. Также здесь малая гравитация, позволяющая деревьям достигать поистине исполинских размеров.
Некоторые элементы растительности взяты из глубоководного мира Земли. Так, поляна с оранжевыми «зонтиками», которые втягиваются при малейшем прикосновении — это копия колонии полипов, обитающих на дне океана, и ведущих себя точно так же. Камерон видел их во время своих погружений на морское дно в батискафе, и использовал в фильме.
Идея с ночной иллюминацией пришла уже после начала работы над природой Пандоры. У Камерона появилась идея придать ночным сценам ощущение нереальности, словно все это происходит во сне. Итогом стали совершенно волшебные ночные эпизоды, насквозь пронизанные потусторонним сиянием...
Итогом работы нескольких десятков первоклассных художников стал красивейший мир из всех, что когда-либо были придуманы человеком. Природа Пандоры — само совершенство. Теперь, когда дизайн многих сотен элементов был продуман до мелочей и утвержден, можно было приступать к колоссальной работе по переносу всего этого великолепия в виртуальный мир. Эстафета перешла специалистам компании по производству компьютерной графики «WETA Digital», принадлежащей автору «Властелина колец» Питеру Джексону. Кроме того, к работе привлекли еще почти два десятка студий помельче...
Начался основной этап производства фильма, который оказался самым сложным в карьерах всех, кто работал над «Аватаром» - включая самого режиссера.
"Аватар" почти на две трети состоит из компьютерной графики — включая неимоверно сложный мир джунглей со всеми его листочками, травинками и кишащей живностью. Все освещение, взаимодействие всех частей виртуального леса, воздействие малейшего ветерка на нарисованные растения — все было просчитано с небывалой дотошностью.
Работа с актерами началась с тестовой съемки. Студия Fox выделила Камерону 10 миллионов долларов для изготовления ролика, который дал бы возможность понять, как будет выглядеть будущий фильм. 30 августа 2005 года Камероном был снят материал для 37-секундного эпизода с актерами второго эшелона, специально приглашенными для создания пробной сцены. Это был момент первой встречи Джейка с Нейтири. Джейка играл Дэниел Бесс, Нейтири — Юнджин Ким. У Нейтири в результате получились несколько азиатские черты лица...
Джеймс Камерон: «Нужно было выяснить, будет ли это просто (конечно же, оказалось, что это сложно), сколько времени это займет, и сколько это будет нам стоить. Но в том, что это будет сделано как надо, мы не сомневались ни на секунду».
Ролик был готов в феврале 2006. Отладив при его помощи производственный процесс, Камерон мог приступать к основным съемкам. Работа шла одновременно в Лос-Анжелесе, Калифорния, и в Новой Зеландии, Веллингтон, где располагалась студия Питера Джексона «WETA Workshop», которая должна была изготовить декорации к фильму.
Рубрика "Как снимаются фильмы" продолжает знакомить вас с нелегкими и захватывающими процессами съемок.
|