Фильмы-разочарования великих режиссеров - 3
Даже если учесть, что вдохновение – субстанция эфемерная и непостоянная, которая легко испаряется и не может длиться вечно, все равно очень трудно объяснить, почему талантливые режиссеры иногда снимают настоящую жуть. Ведь даже при отсутствии этого самого вдохновения можно сделать фильм, в котором будет все в порядке со вкусом, чувством меры, здравым смыслом, в конце концов. Но нет: иногда творения мастеров блистают категорическим отсутствием и того, и другого и третьего.
Порой даже создается впечатление, что автор сознательно эпатирует публику, ставя на ней своеобразный эксперимент. Что ж, творческий процесс – дело тонкое, но никакими тонкостями не объяснишь достоверно, каким образом из рук людей, у которых имеется врожденное чувство меры, выходят изделия, словно намеренно хватающие через край…
Итак, продолжение. Фильмы-разочарования и их авторы:
Пол Верховен – "Шоугелз"
На рубеже девяностых он заставил всех обалдеть от восхищения. Сначала этот голландский самородок ворвался в Голливуд с фантастическим боевиком «Робокоп» - фильмом, вставшим в один ряд с «Терминатором», грубым, жестоким, но гениально-простым. О Верховене мигом заговорили, его следующий проект стал одним из самых ожидаемых фильмов в год своего релиза.
Сказать, что режиссер превзошел ожидания – значит ничего не сказать. «Вспомнить все» с Арнольдом Шварценеггером оказался еще более брутальным, и при этом был ярким, динамичным и удивительно захватывающим блокбастером. Без сомнения, так снимать кино в Голливуде могли очень и очень немногие – уверенно, и как-то по-первобытному смачно.
А спустя еще два года Верховен блистательно доказывает, что ему по плечу не только зубодробительные боевики. Эротический триллер «Основной инстинкт» с Шерон Стоун многие вообще называют лучшей работой Пола за всю его карьеру, а сам фильм буквально раздвинул рамки возможного в своем жанре. До сих пор никто и представить не мог, что такого рода картины могут быть настолько атмосферными. Да и сделано было мастерски. Эти три фильма, да еще и идущие буквально один за другим, создали Верховену репутацию мощнейшего режиссера, который просто не умеет разочаровывать.
И тут он снимает «Шоугелз».
Не было никаких предпосылок к неудаче. Автор сценария «Основного инстинкта» Джо Эстерхаз и режиссер Пол Верховен, вновь объединив свои силы, казалось, не могли создать ничего неудачного. И тем не менее, гром грянул – в историю фильм вошел, как один из худших в истории по версии авторитетного жюри Золотой Малины. «Шоугелз» собрали богатый урожай из 13 номинаций (по одной или более во всех из 11 имевшихся категорий), и заработали семь «призов», попав в тройку худших фильмов всех времен наряду с фантастическим боевиком «Поле битвы: Земля»(кошмарнейшим ужасом, это уж точно) и самым неудачным фильмом Линдси Лохан «Я знаю, кто убил меня».
Разочарование было жестоким. Начать с того, что у фильма с самого начала был рейтинг NC-17, который, вообще-то, соответствует не чему иному, как порнографии. В этой дивной картине про нелегкие будни стриптизерш из Лас-Вегаса исполнительница главной роли Элизабет Беркли находится в кадре в голом виде около 20 минут, или одну шестую часть всего экранного времени. В своем стремлении шокировать зрителя Пол Верховен решительно переступил грань, за которой начинается кино не просто ошеломляющее, а откровенно неприличное.
Американские женщины этот фильм вообще возненавидели. В нем настолько явно выставляется напоказ идея неприкрытой эксплуатации женщин в шоу-бизнесе, они так решительно изображены неодушевленными машинами для зарабатывания денег, что фильм немедленно объявили чуть ли не гимном завуалированному рабовладению, и изругали на чем свет стоит. Кстати, режиссер и сценарист неоднократно заявляли, что их творение восприняли слишком серьезно, упустив из виду сатирическую составляющую, но прокату этим никак не помогли – 45-миллионный бюджет не вернулся в карманы продюсеров, принеся им огромные убытки.
Верховен послал всех к черту, и демонстративно явился на церемонию по вручению Золотых Малин, чтобы лично получить награду, как худший режиссер (первым в истории, кстати). Это был вызов, твердокаменное несогласие с толпой. Справедливости ради надо сказать, что после выхода на видео «Шоугелз» стали небывалым хитом, только в видеопрокате принеся 100 миллионов. Но в кинотеатрах картина заставила себя ненавидеть, и разочаровала не только женщин, но и вообще всех.
Ян Де Бонт – "Скорость 2"
Вообще-то Ян Де Бонт – профессиональный оператор. В его послужном списке такие гранды, как «Смертельное оружие», «Основной инстинкт» и «Крепкий орешек». Но в середине девяностых он решился занять режиссерское кресло, и в качестве дебюта совершенно неожиданно для всех выдал совершенно блистательный боевик «Скорость», ставший настоящим трамплином в актерской карьере Киану Ривза. Никто не ожидал, что у Де Бонта получится картина настолько цельная и профессионально поставленная – от сюжета невозможно оторваться до самых финальных титров! Собранные в кинотеатрах 350 миллионов долларов означали всемирное признание.
Через два года новоиспеченный режиссер доказывает, что дебют не был случайным успехом, выпустив на экраны лучший фильм про терроризирующие Америку торнадо – «Смерч» с Биллом Пакстоном. На сей раз сборы вообще составили чудовищные полмиллиарда – все по достоинству оценили мастерство постановщика, который действительно умел сделать историю про исследователей ураганов по-настоящему интересной. Никто уже не сомневался, что Ян Де Бонт ничуть не хуже справляется с режиссурой, чем с операторской работой, в которой он считался одним из лучших. И когда в кинотеатрах появились трейлеры его нового фильма «Скорость 2», все знали, что нужно ожидать нечто экстраординарное.
«Скорость 2» разочаровала всех.
Плохо было уже то, что от главной роли наотрез отказался Киану Ривз. Он прокомментировал свой отказ таким образом: «Дело происходит на корабле. Вы что, смеетесь? Какая там может быть скорость?» Как выяснилось позднее – актер прямо-таки проявил дар прорицателя. Потому что такого разочарования зритель уже давно не испытывал. Сандра Буллок, давшая согласие на съемки, потом не раз об этом пожалела – ни за какую другую роль ни до ни после ее так не ругали. Ее игру признали чудовищной, а ее героиню – «идиоткой». Джейсон Патрик, исполнивший главную роль героического офицера Алекса Шоу, по всеобщему мнению, даже близко не стоял по своей харизме к тому персонажу, которого пытался изобразить. Внимание удержать он не смог.
Не спас положение и Виллем Дефо, который старался как мог, но так и не смог повернуть махину немыслимо дорогостоящего (160 миллионов) фильма в сторону зрительских симпатий. Проект получился неудачным. Сюжет изобиловал колоссальных размеров дырами, которые были видны невооруженным глазом, его действие провисало, а хуже всего было то, что его постоянно сравнивали с популярным фильмом-предшественником, и он неизменно проигрывал ему по всем статьям, снова, снова и снова. Он был гораздо хуже, хотя очень старался превзойти первый фильм. Эти бесплодные попытки оставляли не лучшее впечатление.
Оригинальная «Скорость» затягивала. Фильм буквально заставлял следить за сюжетом, он не отпускал ни на секунду, зритель словно участвовал вместе с главными героями в спасении заложников безумного отставного копа, и в поимке преступника на крыше несущегося вагона метро. А в продолжении Де Бонт битый час демонстрирует, как куча каких-то остолопов остервенело мечется по палубам неспешного океанского лайнера, между делом заставляя его совершать нереальные маневры, а в конце тараня набережную. Что стряслось с режиссером? Колоссальный финансовый провал (сборы первого уик-энда оказались меньше бюджета в полных десять раз) подтвердил статус одного из крупнейших разочарований в голливудской истории.
Барри Зонненфельд – "Дикий, дикий Запад"
Кто не знает «Людей в черном»? Да это же одна из самых лучших комедий мира, запустившая и без того успешную карьеру рэпера Уилла Смита еще дальше в зенит! Другого такого сплава зрелищности и едкой сатиры можно даже не искать – против ожиданий злопыхателей, фильм вышел легким, вдохновенным и куда более сложным, чем могло показаться на первый взгляд. Режиссер сумел удивительно тонко посмеяться над параноидальными настроениями сторонников «теории заговора», свято уверенных в том, что инопланетяне давно сотрудничают с правительством, и живут среди людей.
Зрители всего мира по достоинству оценили веселый и очень талантливо снятый фильм, пополнив копилку на увесистые 326 миллионов долларов, а потом «Люди в черном» еще и отхватили Оскара за грим. Словом, Барри Зонненфельда никто не смог бы упрекнуть в бездарности – тем более, что и предыдущее его творение – «Достать коротышку» с Денни Де Вито – было ничуть не хуже.
И вдруг выходит «Дикий, дикий Запад»
Да уж, с Барри определенно стряслось что-то неладное. Потому что вместо очередного веселого и талантливого творения он выдал что-то на редкость пошлое, циничное, прямо-таки оскорбительное в своем неприкрытом стремлении содрать со зрителей как можно больше денежек и оставить их с носом. Фильм буквально посылал куда подальше всяческий здравый смысл, и в итоге вызвал активное неприятие – ведь он даже не пытался затронуть струны зрительской души. Вместо этого он только издевался над светлыми ожиданиями.
«Дикий, дикий Запад» поражал своим странным видом, это была нелепейшая фантасмагория, которая сама не понимала, что она собой представляет – то ли вестерн, то ли пародию на него, то ли переполненную спецэффектами бесцельную феерию. Получилось причудливо, но непонятно, и абсолютно не смешно. Натяжки сценария, наподобие гигантского шагающего паука на паровом ходу, оказались настолько неправдоподобными, что фильм в итоге вообще утратил всякий смысл. Получился всего лишь аляповатый винегрет за 170 миллионов, приправленный рэпом в исполнении Уилла Смита. Бездарно до ужаса.
Научная фантастика, соединенная с романтикой дикого Запада, не дала гремучую смесь, вместо этого оба взаимоисключающих компонента просто уничтожили друг друга. На фоне общего тотального безумия уже не очень раздражали даже актеры, которые составляли, возможно, самый неудачный дуэт за все время существования кино. Итог: 9 номинаций на Золотую Малину, 5 побед в категориях «Худший фильм», «Худший режиссер», «Худший сценарий», «Худший актерский дуэт» и «Худшая песня», и провал в американском прокате. В фильмографии отличного режиссера Барри Зонненфельда «Дикий, дикий Запад» выглядит как бельмо на глазу. Такого от автора «Людей в черном» зрители никак не ожидали.
|