Том Хэнкс (фильмография, награды)
«Жизнь это как коробка конфет». Томас Джеффри Хэнкс родился 9 июля 1956 года в Конкорде, Калифорния. Отец его, Эймос Меффорд Хэнкс, был дальним потомком легендарного президента Авраама Линкольна(!), он был шеф-поваром в одном местном заведении. У его матери, Джанет Мэрилин, были португальские корни, и она работала официанткой в том же ресторане, что и Эймос. Родители Тома развелись, когда ему было 4 года. Старшие дети – Сандра, Ларри и Том, стали жить с отцом, а младший из сыновей – Джим – остался с матерью. Отец вступил в брак с женщиной, у которой к тому моменту было пятеро собственных детей.
«У нас в семье были классные взаимоотношения. Но когда в доме постоянно находится 50 человек, чувствуешь себя не то чтобы гостем, но слегка не в своей тарелке».
Этот брак распался через пару лет. Эймос много работал, и дети по большей части были предоставлены сами себе, рано став самостоятельными. Том Хэнкс всегда старался держаться в тени.
«Я был самым настоящим изгоем. Я был чудовищно, дико, невероятно застенчивым, я двух слов связать не мог. Но при этом я был очень ответственным и хорошим мальчиком. Постепенно я поборол свою застенчивость, и даже стал играть в школьных спектаклях. Странно, но на сцене я чувствовал себя как рыба в воде».
В 1965 Эймос снова женится – на Фрэнсис Вонг, чьи предки были родом из Китая. У нее было трое детей, двое из которых жили с Томом в его школьные годы.
После школы будущий актер Том Хэнкс изучал театральное искусство в Колледже Шабо (Хейворд, Калифорния), и через два года перевелся в Калифорнийский Университет в Сакраменто.
«Занятия по театральному мастерству были идеальным местом для парня вроде меня, который хотел много шуметь и вообще пускать пыль в глаза. В то время я пересмотрел сотни театральных постановок. У меня даже девушки не было. Каждый вечер я приезжал в театр, садился в кресло, и полностью погружался в игру актеров на сцене. Бертольт Брехт, Теннесси Уильямс, Генрик Ибсен – я пересмотрел их все, и вот так стал тем, кто я есть. Не представляю, что бы я делал, если б не играл роли».
В то время Том познакомился с Винсентом Доулингом, главой театрального фестиваля Грейт Лейкс в Кливленде, штат Огайо. Доулинг предложил ему поработать в театре, и это обернулось трехгодичным опытом, который включил в себя все аспекты театральной жизни, включая постановку света, работу с декорациями и даже режиссуру. Само собой, из колледжа Том ушел, но к тому моменту ему было совершенно ясно, что он будет актером. Тогда к нему пришел первый успех – в Кливленде он получил первый приз от местной Ассоциации театральных критиков за роль Протея в шекспировской пьесе «Два джентльмена из Вероны» - играл злодея (случай для Хэнкса уникальный!).
С 1979 года появляются первые фильмы с Томом Хэнксом. В 23 года Том переезжает в Нью-Йорк, чтобы сыграть свою первую роль в кино – малобюджетном ужастике «Он знает, что вы одни». До того у него была пара ролей в сериалах, но это все же был дебют на большом экране. Не самый впечатляющий: эпизодическая роль в дешевой поделке, только и всего. Тогда же он сыграл роль Каллимако в одной пьесе Макиавелли – это был единственный раз, когда Хэнкс выступал на театральной сцене в Нью-Йорке.
Тем не менее карьера Тома постепенно шла в гору, он обзавелся собственным агентом, и в следующем году получил главную роль в сериале «Закадычные дружки», который шел по каналу ABC с 80 по 82-й год. Для съемок Тому пришлось переехать в Лос-Анджелес, где со старым знакомым Питером Сколари, с которым он работал в игровом шоу «Насмеши меня» в 70-х, он играл молодого человека, который вынужден изображать девушку, чтобы поселиться в дешевом отеле для женщин. И хотя «Дружки» так и не стали популярными, критики обратили внимание на актера, и высоко оценили его игру. Продюсер Иен Прайзер вспоминает: «Как только я увидел его на экране, сразу стал жалеть, что долго он на телевидении не задержится. Я сразу понял, что через пару лет он будет звездой большого кино».
Прайзер знал это, но Хэнкс об этом даже не подозревал. Лучший его друг Том Лиццио вспоминал позже: «Как он начал играть в сериалах – наскоком, вдруг, так же неожиданно он с этим завязал. Говорил мне, что вернется в театр осветителем».
Но неожиданно Тому позвонил режиссер Рон Ховард – он помнил Хэнкса еще по «Закадычным дружкам», и сам предложил ему сыграть в своем фильме «Всплеск»(1984) - романтической комедии о русалке, которая влюбляется в человека. Сперва Рон давал Тому роль брата главного героя (в итоге она досталась Джону Кэнди), но потом, неожиданно для всех, Хэнкс получил главную роль, и справился с ней блестяще. После «Всплеска» карьера его быстро пошла вверх: фильм собрал кассу в 70 миллионов, что почти на порядок превышало затраты.
Немедленно поступило еще одно предложение сыграть главную роль – на сей раз в молодежной комедии «Мальчишник»(1984) - еще один хит, хотя и чертовски безвкусный. Но таковы были первые шаги одного из сильнейших голливудских актеров всех времен – в одночасье Том попал в десятку восходящих звезд Голливуда.
Далеко не все фильмы с Томом Хэнксом были блестящими – незамеченными остались «Человек в красном ботинке»(1985), «Волонтеры»(1985), «Прорва» (1986), но в фильме «Ничего общего»(1986) о молодом человеке, который пытается наладить отношения с отцом, Том уходит от комедийного образа, и доказывает, что ему вполне по плечу серьезные драматические роли.
Отец Дэвида сообщает, что разводится с его матерью, и теперь любящий сын вынужден двадцать четыре часа в сутки проводить с ними. Меньше всего ему хочется быть заботливым папашей для собственных родителей, с которыми, как оказалось, у него нет «ничего общего».
«Этот фильм изменил мое отношение к ролям в кино. Я понял, что важно передать природу человеческих взаимоотношений, что именно это и есть самое ценное. А в «Прорве» все крутилось вокруг денег и коттеджа».
Мелодрама «Мы всегда говорим до свидания»(1986) с треском провалилась в прокате, но уже следующий фильм - «Сети зла» (1987) - поправил ситуацию. Джо Фрайди и его верный напарник Пеп Стрибек расследуют серию очень странных ограблений. В списке пропавшего — летучая мышь и львиная грива, невинная девушка и полицейский автомобиль, опасные химикаты и целый тираж журнала. Высокобюджетная комедия, в которой с Томом сыграл популярный Дэн Эйкройд, получила достаточно хорошие отзывы кинокритиков.
А вышедший на экраны в 1988-м «Большой» стал первым суперхитом Хэнкса, и прочно утвердил его в звании одного из сильнейших актеров. 12-летний мальчишка очень хочет стать большим, и вот его желание сбывается. Он как бы вселяется в тело 35-летнего мужчины, каким он будет еще через много лет. Этот взрослый ребенок делает головокружительную карьеру в бизнесе игрушек — в большом игрушечном магазине.
Пенни Маршалл, снявшая этот фильм, стала первой женщиной-режиссером, чей фильм собрал в прокате более 100 миллионов долларов, а сама картина впоследствии попала в список десяти лучших фэнтезийных фильмов всех времен, составленный Американским Институтом Кино в июне 2008 года.
Но потом удача словно отвернулась от Тома. «Изюминка» (1988), где Том сыграл с Салли Филд, повествовала о попытках героев стать сценическими комиками, «Предместье» (1989) – фильм об обитателях типичного американского пригорода, пытающихся разобраться со странными соседями, «Джо против вулкана» (1990) – фарс о неизлечимо больном человеке, который собирается прыгнуть в кратер, «Костер тщеславий» (1990) про хлыща с Уолл-Стрит, который оказался замешан в аварии с оставлением места происшествия – все это были кассовые провалы, даже близко не оправдавшие надежды продюсеров.
Только «Тернер и Хуч» - кино о полицейском, вынужденном возиться с огромной псиной потому что она свидетель убийства ее хозяина – стал некой отдушиной, собрав более 70 млн. долларов. Сам Хэнкс винит в своих неудачах «недостаток дедуктивного мышления», который не давал ему предвидеть, будет сценарий успешным или нет.
Драматическая роль в «Их собственной лиге» (1992), фильме, повествующем о вышедшем в тираж бейсболисте, который в годы Второй Мировой тренирует женскую команду по бейсболу, стала важной вехой в карьере Хэнкса – сам актер признавал, что переосмыслил свою актерскую игру в предыдущих проектах, и изменился к лучшему.
«Наступила новая эра в игровом кино. Процесс моего самопознания продвинулся так далеко, как никогда раньше, и теперь я не играю свои роли – я проживаю их, как будто это на самом деле я».
Эта «новая эра» продолжилась для Хэнкса с фильмами «Неспящие в Сиэтле» (1993) и «Филадельфия» (1993). Первый фильм рассказывает о вдовце, который нашел свою любовь с помощью радиопередачи, и он стал классикой романтического кино. Второй – о гее-адвокате с ВИЧ-инфекцией, судящемся со своей фирмой из-за незаконного увольнения – стал триумфом Хэнкса, принеся ему «Оскара» за лучшую мужскую роль.
«Филадельфия» задела многих американцев за живое, потому что снята она была на болезненную тему дискриминации. Для нелегкой роли Том похудел на 15 килограммов и выщипал волосы на голове, чтобы иметь вид неизлечимо больного человека. Все критики признали, что роль была сыграна Хэнксом просто потрясающе.
И сразу же последовал фильм, который стал одним из лучших не только в карьере Хэнкса и режиссера Земекиса, но и во всем мировом кино.
«Когда я читал сценарий «Форреста Гампа», я вдруг понял, что это та самая история, которая заставит людей по-настоящему глубоко прочувствовать свое положение в жизни, ощутить надежду на будущее… Со мной такое не раз случалось, когда я видел хороший фильм в детстве. И до сих пор случается».
История про слабоумного человека, снятая Робертом Земекисом, всеамериканский феномен 1994 года, не только стала тогда самым кассовым фильмом (сборы только в США превзошли бюджет в 6 раз) и удостоилась шести «Оскаров», включая главный («Форрест Гамп» обыграл такого соперника, как «Криминальное чтиво»).
До сих пор «Форрест» находится на 22-м месте среди наиболее популярных кинопроизведений американского проката за всю его историю, а также был назван 76-м по опросу Американского киноинститута в 2007 году относительно лучших лент США (совсем неплохо, учитывая тысячи фильмов, рассматривавшихся комиссией). А Том Хэнкс получил свой второй «Оскар» за лучшую мужскую роль, став после Спенсера Трейси вторым в истории актером, получившим эту награду два раза подряд. Кстати, Трейси в тридцатые, когда он получал награду, было столько же лет, сколько Хэнксу – 37 при вручении первого «Оскара», 38 – второго. Удивительное совпадение.
Следующий проект Тома Хэнкса – «Аполлон 13» (1995) – про аварию на борту космического корабля, в 1970-м году отправившегося в экспедицию на Луну. Благодаря хладнокровию экипажа и слаженной работе команды блестящих специалистов на Земле, космонавты благополучно вернулись на Землю. Эта драматическая история, держащая зрителя в напряжении на протяжении всего просмотра, стала еще одним успехом в карьере Хэнкса – сборы в 350 млн. долларов, блестящие отзывы и любовь зрителей всего мира.
В том же году актер Том Хэнкс участвовал в озвучке мультфильма «История игрушек», также ставшего суперхитом.
В 1996 Том впервые попробовал себя в роли режиссера, сняв фильм «То, что ты делаешь» о поп-группе 60-х, и сам исполнил в нем роль продюсера. Хэнкс и продюсер Гэри Гетцман после съемок основали звукозаписывающую компанию под названием «Playtone» - таким же, какое носила вымышленная звукозаписывающая компания в фильме.
Позднее Хэнкс принял участие в создании 12-серийного документального фильма – он продюсировал его, писал сценарий, и даже снимал часть серий в качестве режиссера. Это масштабное повествование об американской Лунной программе, начиная с зарождения идеи, и далее, через все этапы развития, вплоть до высадки Армстронга и Ловелла на лунную поверхность. Проект стоимостью 68 миллионов долларов стал одной из самых дорогих телепрограмм в истории, и получил «Эмми».
Следующий проект стал одним из мощнейших кинособытий всех времен. «Спасение рядового Райана» (1998) – сильная военная драма, в которой отряд из восьми солдат отправляется на поиски Джеймса Райана, три брата которого погибли на поле боя. Командование приняло решение демобилизовать бойца и отправить его на родину к безутешной матери. Но для того, чтобы найти и спасти солдата, крошечному отряду пришлось пройти через все круги ада. Спилберг, снявший «Райана», получил «Оскара» за режиссуру (второй «Оскар» в его карьере), а Хэнкс был номинирован на приз за лучшую главную роль.
Почти десятилетие спустя «Спасение рядового Райана» было названо, по опросам Американского киноинститута, десятым среди самых вдохновляющих кинопроизведений и на 71-м месте (что довольно высоко для сравнительно недавнего кинематографического творения) в сотне лучших картин США за все времена.
Сразу после съемок «Райана» Хэнкс приступил к новой картине, в которой сыграл со своей знакомой по «Неспящим в Сиэтле» Мег Райан. Романтическая комедия «Вам письмо» была ремейком классической комедии 40-го года «Магазинчик за углом» с Джеймсом Стюартом и Маргарет Салливан. В ней Хэнкс играет наследника сети книжных супермаркетов, который разоряет молодую хозяйку маленького книжного магазинчика, открыв неподалеку свой торговый центр. Интрига заключается в том, что именно с ней, сам того не зная, он переписывается по Интернету – в Сети они кажутся друг другу идеальными, но только не в реальной жизни.
«Зеленая миля» (1999) – всемирно известная Лучшая Экранизация Стивена Кинга. Известно, что произведения этого уникального писателя с большим трудом переносятся на экран, но блестящий режиссер Фрэнк Дарабонт справился с задачей безукоризненно: на экраны вышла трогательная, драматичная история о человеке с даром целителя, попавшем по ошибке на электрический стул.
«Изгой» (2000) – очень успешная картина Земекиса об аналитике службы доставки FedEx, волею судеб попавшем на необитаемый остров. Хэнкс проявил чудеса самоотверженности: он похудел на 20 килограммов, чтобы показать изможденного отшельника максимально достоверно, и получил «Золотой Глобус».
В 2001 Хэнкс выступил в качестве сопродюсера и режиссера сериала «Братья по оружию». Он также появился в телефильме «Америка: Дань героям», посвященном событиям 11 сентября.
Потом был «Проклятый путь» (2002) – экранизация комикса о гангстерах времен «сухого закона». Добрый, обаятельный Хэнкс остается таким даже в роли хладнокровного убийцы… В том же году – новый, и очень удачный, проект в паре с режиссером Стивеном Спилбергом – «Поймай меня, если сможешь».
В 2003-м Том Хэнкс не появлялся на экране, но в 2004-м мир увидел его сразу в трех фильмах: «Игры джентльменов» братьев Коэн, «Терминал» Спилберга и «Полярный экспресс» Земекиса (в этом последнем сразу в нескольких ипостасях). «Экспресс» - экранизация одноименной детской книги о необыкновенном путешествии маленького мальчика на волшебном поезде «Полярный экспресс» на Северный полюс к Санта-Клаусу в канун Рождества. Революционная технология позволила Хэнксу сыграть роли Кондуктора, Бродяги и даже самого Санта Клауса.
«После «Их собственной лиги» для меня не может быть «проходных фильмов»: в каждом новом проекте что-то должно задевать определенные струны моей души, так, чтоб я почувствовал, что на многое смогу пойти, чтобы сыграть как надо…»
В августе 2005 года Хэнкс был избран вице-президентом Академии кинематографических искусств.
Далее Хэнкс снялся в «Коде Да Винчи» (2006) по роману Дэна Брауна. Книга была всемирным бестселлером, так что фильм ждали, затаив дыхание, но колоссальная касса в 750 миллионов долларов не вполне соответствовала достоинствам не самой сильной картины… Гарвардский профессор Роберт Лэнгдон знакомится с криптографом парижской полиции Софи Нево и вместе с ней пытается раскрыть тайну, которая может подорвать могущество католической церкви. Коммерческий успех налицо.
В 2006 Хэнкс возглавил список из 1500 знаменитостей, составленный журналом «Форбс».
2007 год – номинация на «Золотой глобус» за фильм «Война Чарли Уилсона» о жуликоватом конгрессмене от штата Техас, чья страсть к выпивке и девушкам почти загубила его карьеру, и о том, как он становится свидетелем крупнейшей и самой успешной операции ЦРУ.
«Великий Бак Ховард» (2008) – здесь Том Хэнкс снялся со своим сыном Колином – тот и в фильме сыграл сына персонажа Хэнкса, таким образом Том вновь претворил в жизнь свое стремление «проживать роль».
На волне популярности первого фильма по Дэну Брауну было снято продолжение под названием «Ангелы и демоны» (2009) про могущественный орден Иллюминатов, пытающийся захватить власть над католическим миром в момент избрания нового Папы Римского. За этот фильм Хэнкс получил самый высокий гонорар в истории кино: 35 миллионов долларов плюс 15 процентов от прибыли в мировом прокате.
Хэнкс является одним из рекордсменов кассовых сборов: его фильмы принесли в общей сложности 3,6 млрд. долларов, в среднем по 107 миллионов за фильм. Самым прибыльным из всех, однако, стал фильм «История игрушек 3» (2010), в котором он… всего лишь озвучивал ковбоя.
Последними по времени работами Тома стали картина "Ларри Краун" с Джулией Робертс и драма "Жутко громко и запредельно близко" с Сандрой Буллок.
Личная жизнь.
С 1978 по 1987 Хэнкс был женат на Саманте Льюис. У них родилось двое детей, сын Колин Хэнкс и дочь Элизабет Энн, но в 1987-м пара развелась.
В 1988 он женился на Рите Уилсон. Они познакомились на съемках «Закадычных дружков», но по-настоящему сблизились, работая над «Волонтерами» в 85-м. От этого брака появились на свет двое сыновей: Честер (который сыграл эпизодическую роль студента, задающего в аудитории вопрос доктору Джонсу в последней серии «Индианы») и Труман.
Том Хэнкс – ярый защитник природы. Он известен своими крупными инвестициями в проекты по сохранению окружающей среды, в частности, в производство электромобилей. Он сам ездит на электрической «Тойоте RAV4», и это далеко не единственный электромобиль в его гараже.
Том Хэнкс продолжает активно сниматься, и нет сомнения, что мы увидим его еще во многих образах, каждый из которых будет особенным, но все их будет объединять неизменное обаяние Тома. И конечно, бесспорный талант.
«Люди – слишком сложные существа, чтобы понять их полностью». |