Тим Бертон (фильмография, награды)
"В синем, кровавом и черном струится гармония века.
Все, что он делает – вздорно для смертного человека.
Не преклонится витринам тот, кто для мира притворно
Мрачно рисует картины синим, кровавым и черным".
Тим Бертон был и остается infant terrible Голливуда, обладающим совершенно особенным, неповторимым видением мира.
Образы, которые он создает, его миры срисованы им с самого себя, и присущи только ему, такому как есть – мрачному, меланхоличному, сентиментальному неврастенику, покорившему мир.
Тимоти Бертон родился 25 августа 1958 года в Бербанке, Калифорния, в семье Джин и Билла Бертонов. Мать, урожденная Эриксон, была хозяйкой магазина подарков, а отец - бывшим бейсболистом, трудившимся в городском парке. Тим, как и многие другие известные режиссеры, с самого детства проявлял неподдельный интерес к искусству создания фильмов. Так, он делал снимки, которые соединял потом в покадровую анимацию (страсть к кукольным мультфильмам осталась с ним навсегда), а 8-миллиметровая камера, которой пользовались во многих американских семьях для съемок семейных праздников, была его любимой игрушкой.
Кино навсегда стало для Тима чем-то особенным, оно завораживало его своей ирреальностью, возможностью попасть в совершенно другой мир, где все по иному и все возможно. Он обожал фильмы про монстров, Франкенштейна и Годзиллу, и ходил на одну и ту же картину десятки раз, каждый раз стараясь просмаковать волшебное чувство причастности к магии кино. Мальчик рос замкнутым, меланхоличным, весь мир Тимоти заключался внутри него, часто прорываясь наружу в виде причудливых картин, которые он рисовал десятками. В школе учился кое-как, но в целом производил впечатление доброго, хотя и очень застенчивого, чуть странноватого юноши. Потом Тим перенесет собственный образ изгоя-меланхолика на экраны всего мира, в разных ипостасях войдет в сердца миллионов почитателей всего мира, но это произойдет много позже.
После школы Тим поступил в Калифорнийский институт Искусств учиться на режиссера мультипликационных фильмов. В студенческие годы он снимает несколько кукольных и рисованных мультфильмов – «По следам монстра-сельдерея», «Король и осьминог» и другие. Сейчас они утрачены или сохранились частично. В 1979 Тим окончил институт, и, в возрасте 21 года, устроился на студию Уолта Диснея в качестве художника-постановщика. Он работал над мультфильмами «Лис и пес» (1981) и «Черный котел» (1985). Надо ли говорить, что художественные пристрастия Тима были бесконечно далеки от традиционного стиля диснеевских лент!
«Мне не удавались рисунки с натуры. Я не мог рисовать симпатичных лисичек, мои лисички выглядели так, будто их переехала машина. Я рисовал персонажей без глаз, а Диснею были нужны большие и плаксивые глаза. Диснею нравились мягкие и плавные линии, а мои линии были грубыми и отрывистыми».
Тим углубился в собственные проекты.
Еще во время работы на студии «Дисней Пикчерз» появляются на свет первые фильмы Тима Бертона. Тим снимает замечательный мультфильм «Винсент», в котором впервые, и очень ярко, показывает тот самый образ, который станет его визитной карточкой на много лет вперед. Бледность, всклокоченные черные волосы, трогательная нелепость в сочетании с тенями вокруг глаз… Мальчик, живущий в мире мрачных фантазий, воображает, что он Винсент Прайс (актер, кумир Бертона с детских лет, Прайс читает закадровый текст в этом мультфильме, стихотворение, написанное самим Бертоном). Черно-белый шестиминутный фильм выдержан целиком в той самой эстетике, которая будет пронизывать от первого кадра до последнего такие знаковые картины Тима, как «Бэтмен» и «Эдвард Руки-ножницы». Тим Бертон всегда был неподражаем.
«Винсента» показали на Чикагском кинофестивале, а потом он даже шел в одном кинотеатре Лос-Анджелеса пару недель. Одновременно в свет вышла сказка «Гензель и Гретель», которую Тим снял для… японского телевидения. Классическая история братьев Гримм была щедро приправлена восточными боевыми искусствами, так что Гензель совместно с Гретель дали отпор злой ведьме в стиле кунг-фу… Таковы были первые шаги Бертона в мире кино.
В ленте «Франкенвини» (1984) Бертон остался верен «черному» стилю, рассказав историю о собаке, вернувшейся к жизни после своей гибели. «Дисней Пикчерз» наотрез отказалась выпускать фильм Тима Бертона в прокат, настолько он не вязался с имиджем студии. Так что на экраны история собаки попала много лет спустя, когда Тим уже познал триумф и получил всемирное признание. А в тот момент он всего лишь привлек внимание со стороны некоторых голливудских продюсеров – именно тогда Гриффин Данн предложил Тиму снять фильм «После работы», но Тим отказался, и картину снял… Мартин Скорсезе.
От следующего предложения Тим отказываться не стал, справедливо рассудив, что ему необходим опыт в большом кино, чтобы получить возможность двигаться к проектам, которые ему по-настоящему интересны. И в том же 85-м на свет появляется совершенно нехарактерная для Бертона лента «Большое приключение Пи-Ви». Это легкая комедия с участием популярного сценического комика Пола Рубенса, блиставшего в то время в телешоу «Рокси» на канале HBO. Персонаж так нравился зрителям 80-х, что незатейливый фильм про недотепу, мчащегося сломя голову на велосипеде, собрал больше сорока миллионов долларов при бюджете всего в восемь. Эта лента сделала Тиму имя и положила начало карьере талантливого режиссера. Кстати, именно во время съемок «Большого приключения» Тим познакомился с композитором Денни Эльфманом, который написал музыку к самым успешным его фильмам, в том числе «Битлджюсу» и «Бэтмену».
Успешный молодой режиссер активно работает над телефильмами, снимая короткометражки из серии «Альфред Хичкок представляет», а потом получает предложение реализовать большой кинопроект «Битлджус» (1988), жутковатую комедию ужасов про молодую пару, вынужденную жить загробной жизнью в собственном доме, да еще бороться с неким развеселым демоном Битлджюсом. Алек Болдуин, Джина Дэвис, Вайнона Райдер, Майкл Китон – это был мощный проект, обошедшийся в 15 миллионов, и неожиданно принесший в прокате все 80. Изначально картина была задумана как трагическая драма про души, не нашедшие покоя на небесах, но Бертон на пару с блистательным Китоном превратили ее в карусель сатанинского веселья и пошлятины. Странным образом, фильм не стал кичем, а напротив, занял весьма достойное место в галерее мирового кино, даже получив Оскара за лучший грим.
Именно после успеха «Битлджюса» фильмы Тима Бертона перешли в разряд высокобюджетных. И первым в их череде был блокбастер, ставший успехом эпического масштаба и иконой для нескольких поколений фанатов комиксов. То был эпохальный «Бэтмен» (1989). Проект поражал своим размахом: город Готем, целиком созданный в огромных студиях «Уорнер бразерс», невероятные спецэффекты и колоссальный бюджет (по некоторым данным – более 50 миллионов, рекорд для тех лет), и поверх всего – столь масштабная рекламная кампания, что ей до того времени просто не было равных.
Результат превзошел все ожидания – более полумиллиарда прибыли и статус культового фильма, прочно занявшего свое место среди таких грандов, как «Индиана Джонс» и «Звездные войны». «Бэтмен» конкурировал с ними на равных, и даже опережал в первый уик-энд, потом, правда, уступив пальму первенства – все-таки нелегко было тягаться с ураганным динамизмом Спилберга и эпическим размахом Лукаса. Но Бертон снял не просто фильм по мотивам комикса – «Бэтмен» определил развитие фильмов такого рода на целую эпоху вперед, и сам был настоящим визуальным шедевром, получив Оскара за дизайн и декорации. Как бы то ни было, Тим Бертон заслуженно занял место на вершине голливудского Олимпа.
В 1990-м свет увидел новый выдающийся проект Тима под названием «Эдвард Руки-ножницы», в котором впервые появился Джонни Депп – Альтер Эго Бертона и любимый его актер на многие годы вперед. А кроме того, Тим вновь пригласил Вайнону Райдер, и своего кумира Винсента Прайса (это было его последнее появление на экране). Многие считают, что история странного юноши-изгоя, живущего в пригородной «одноэтажной Америке», во многом автобиографична, и что Бертон изобразил под видом Эдварда самого себя. Прайс даже как-то раз обмолвился: «Тим – это Эдвард». Изумительно стильная подача, великолепный саундтрек Денни Эльфмана и бессмертные образы героев сделали «Эдварда» одним из лучших творений Бертона, а по мнению ряда уважаемых критиков – самым лучшим.
Киностудия «Уорнер бразерс» нуждалась в блокбастерах. Поэтому боссы киноиндустрии настаивали, чтобы Бертон отбросил эстетство и снял продолжение «Бэтмана», которое должно было стать коммерчески сверхуспешным. Тим в конце концов согласился – при условии, что ему будет предоставлена полная свобода действий на съемочной площадке, и никто не будет его контролировать. Все ждали, что будет отличный фильм, но получился шедевр – «Бэтмен возвращается» (1992) по всем параметрам превзошел своего предшественника.
Новые злодеи – Денни Де Вито в роли Пингвина, Мишель Пфайффер (Женщина-кошка) и злобный магнат Макс Шрек в исполнении Кристофера Уокена были выше всяких похвал, а сам фильм стал еще более мрачным и жестоким (по этой причине он даже был признан «слишком страшным для детей»). Как бы то ни было, триста миллионов долларов, заработанные в прокате, означали широчайшее признание. Еще бы – культура комиксов, лежащих в основе картины, имеет огромное влияние на американского зрителя, да и весь мир к жанру графического романа далеко не равнодушен, а уж в талантливой подаче Бертона фильм и вовсе обречен был стать суперхитом.
Новая работа в содружестве с Джонни Деппом – «Эд Вуд» (1994) - была далека от самого понятия «блокбастер». История голливудского режиссера начала века, которого называли «худшим режиссером всех времен» была сделана совершенно в духе творческого дуэта Бартон-Депп. Коммерчески это был полный провал, но критики не преминули воздать должное очевидным достоинствам этой эстетской картины «не для всех».
Снятая в 1996 году комедия «Марс атакует!» имела саундтрек все того же Денни Эльфмана, а талант Бертона раскрылся в этом фильме с совершенно новой стороны. Картина, снятая по мотивам сюжетных вкладышей от жевательной резинки, была чем-то средним между фантастическими фильмами 50-х и фильмами-катастрофами 70-х годов, но в основе ее лежал едкий юмор, густо приправленный прекрасной игрой целого созвездия лучших актеров – вновь приглашен Джек Николсон, игравший в свое время Джокера в «Бэтмане», а кроме того – еще и Пирс Броснан, Вайнона Райдер, Гленн Клоуз, Денни Де Вито, Майкл Джей Фокс... Первый фильм Бертона с компьютерной графикой, «Марс атакует» был стильным и оригинальным, но американская публика отвергла его, чего не скажешь о зарубежных зрителях. Картина едва окупилась, что ничуть не умаляет ее очевидных достоинств.
И вновь Джонни Депп приглашен Бертоном на главную роль – на сей раз в «Сонной лощине» (1999). Потрясающе реализованная фантасмагория про Всадника без головы, убивающего жителей поселения в английской глуши, не оставила ни одного зрителя равнодушным. Бертон отдал дань британским фильмам ужасов. Классическая новелла Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной лощине» повествовала о проклятии, тяготевшем над таинственным Всадником, приходившем с того света за живыми, и Тим Бертон перенес ее на экран, не растеряв ни грамма мистической жути, которой была пропитана каждая страница.
При этом Бертон ухитрился сохранить комиксовую манеру подачи, что, однако, вовсе не уменьшило градус мистического накала сюжета. Визуальная сторона проекта и вовсе была уникальной: недаром фильм получил Оскара за художественное оформление. Красота каждой сцены не поддается описанию. Леденящие душу кадры безголового всадника, проносящегося на черном коне, натуралистические сцены последствий его нападений, и все это – в сопровождении музыки все того же Эльфмана, который не уронил планку, снабдив картину безукоризненным саундтреком. Кассовый успех и очередной культовый фильм в копилке режиссера – Бертон шел от успеха к успеху.
«Планета обезьян» (2001) Начало двухтысячных ознаменовалось для Тима выпуском роскошного ремейка одноименной классической картины конца шестидесятых. На сей раз Бертон не дал волю своей готической фантазии – фильм вышел очень сбалансированным, качественная научно-фантастическая картина была прекрасно принята зрителями. Знатоки отметили бережное обращение с первоисточником – фантастическим произведением французского писателя Пьера Буля. Никакого язвительного фарса! Стомиллионный бюджет отбился в прокате четырежды – неплохая компенсация за временный отказ от неповторимого готического стиля. Можно было быть уверенным, что Тим еще вернется к нему, и не раз.
Но только не в следующем проекте – фильм «Крупная рыба» (2003) скорее был снят в диснеевской манере – красивая сказка про человека, который предпочел мир фантазий миру реальности. И конечно, великолепный видеоряд и музыкальное сопровождение – все фильмы Тима Бертона хотя бы в чем-то являются маленькими (или большими) шедеврами, причем каждый по-своему. В «Большой рыбе» реальность тесно сплетена с иллюзорным миром, полным чудес, вселенной, которую не хочется покидать. И талант Бертона особенно ярко проявился в великолепной передаче этого сказочного ощущения невозможности и в то же время стопроцентной реальности происходящего на экране.
А в 2005-м году Тим Бертон снимает ослепительную сказку по произведению писателя Роалда Дала «Чарли и шоколадная фабрика», которая вновь являлась ремейком старого одноименного фильма тридцатипятилетней давности. Никогда еще мир, созданный Бертоном, не пестрил таким количеством радужных красок. Особого внимания заслуживают великолепные музыкальные номера (причем к пяти из шести слова написал сам автор литературного первоисточника).
Роль владельца фабрики по производству шоколада – необычайно эксцентричного отшельника Вилли Вонки – сыграл неизменный Джонни Депп, и сыграл, по обыкновению, великолепно. Сама экранизация была произведена очень тщательно и с большим вниманием к деталям, чему очень способствовал стопятидесятимиллионный бюджет – исключение было сделано лишь для сцены детства шоколадного магната, отсутствовавшей в оригинальном произведении. Она стала данью детским воспоминаниям самого Бертона. В прокате фильм окупился многократно, принеся более полумиллиарда, и став очередным бесспорным творческим успехом как Бертона, так и Деппа.
В том же году Бертон начинает работу над большим мультипликационным проектом под названием «Труп невесты». Здесь он наконец-то вернулся к фирменному готическому стилю, столь любимому верными поклонниками Тима. История молодого человека, который попадает в преисподнюю и женится там на мертвой девушке, перекликается с другой анимационной лентой, к которой еще в 93-м приложил руку Бертон – «Кошмар перед Рождеством».
Тим всего лишь спродюсировал "Кошмар", но многие ошибочно считают, что он снял его как режиссер – настолько стиль мультфильма перекликается с другими бертоновскими картинами. А сам «Труп невесты» - вообще вещь по-своему уникальная: дело в том, что мультфильм был кукольным (в разгар эпохи компьютерных спецэффектов), и уровень исполнения поражал воображение. Создатели отсняли за год 109 миллионов кадров – только для того, чтобы заставить персонажа моргнуть, требовалось сделать 28 снимков цифровой камерой, а потом смонтировать их.
Мультфильм обошелся в итоге в сорок миллионов долларов, и он стоил каждого цента – иногда даже трудно поверить, что это не компьютерная графика, а куклы со скелетами из нержавейки, которые ожили благодаря кропотливому труду нескольких десятков аниматоров. Дизайн всех ключевых персонажей Тим создал лично.
Актеры озвучили их еще до съемок, а потом высококлассные специалисты тщательно подгоняли мельчайшие детали мимики под произнесенный текст. Итог превзошел все ожидания: на сегодняшний день это попросту самый совершенный кукольный мультфильм в истории, и есть большие сомнения, что его можно превзойти – лучшего желать он не оставляет. А персонажей озвучили Джонни Депп и Хелена Бонэм-Картер.
2007 год – «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». Снова Джонни Депп и Хелена Бонем-Картер в главных ролях, снова мрачнейшая картина, местами даже чересчур – здесь режиссер довел свое готическое видение мира до некого апогея. Совершенно характерная эстетика во всем – от сюжета про одержимого местью убийцу-цирюльника до выверенного видеоряда и музыкального сопровождения.
Фильм снят по спектаклю, шедшему еще с конца 70-х на Бродвее и имевшему у публики большой успех. А оригинальность картины в том, что она, по сути дела… мюзикл. Но примечательно, что это не упоминалось почти ни в одном рекламном материале фильма – поющие герои стали для зрителя сюрпризом. Хорошая критика, новый кассовый успех – бюджет вернулся в четырехкратном размере – и вот Бертон уже готовится к новому проекту, который, по его задумке, должен был стать чем-то совершенно эпохальным.
И вот содрогнулась земля, сверкнула молния, и потрясенный зритель увидел воочию, ни много ни мало, главное творение (уж по масштабам - точно) в карьере одного из самых выдающихся мировых режиссеров. «Алиса в стране чудес» (2010) – колоссальный по своему размаху и амбициозности проект. Снятый в трехмерном формате, он обошелся в двести миллионов долларов, но его кассовый успех не идет ни в какое сравнение с предыдущими достижениями Бертона – сборы составили более миллиарда! Ресурсов не жалели, под крышей одного проекта собрались лучшие – Джонни Депп, Хелена Бонем-Картер, Денни Эльфман, плюс неограниченное финансирование, а над всем этим – великий сказочник Тим Бертон.
Получилось нечто экстраординарное: авторское видение классических кэрроловских персонажей просто поражает воображение, а само зрелище не похоже ни на что из виденного зрителем ранее. Для фильма было построено всего лишь три декорации – все остальное было нарисовано с помощью самых совершенных технологий, которыми сегодня располагает Голливуд. Мир Кэрролла, уникальный, во многом парадоксальный и противоречивый, пройдя через призму буйного воображения Бертона, многократно преломился и на выходе потряс воображение даже самых искушенных критиков…
У Тима большие творческие планы: в 2012-м он собирается выпустить новый кукольный мультфильм «Франкенвини» про восставшего из мертвых пса – это будет своеобразный ремейк той самой короткометражки, снятой им в 84-м. Кроме того, на экраны выйдет киноадаптация сериала «Мрачные тени», главную роль в котором исполнит неизменный Джонни Депп. Кукольная анимация играет большую роль для Тима – так, стало известно о еще одном таком проекте – это будет переосмысление темы «Семейки Адамсов» - оригинальная комедия в жанре черного юмора вышла как полнометражный фильм в 91-м.
Личная жизнь
Тим Бертон был женат на Лене Гисеке, художнице родом из Германии, от которой ушел к модели и актрисе Лизе Мари. Она снималась в его фильмах с 92-го по 2001 год – все время, пока длились их отношения. Все помнят молчаливую инопланетную шпионку с нереальной фигурой в «Марс атакует!». Но в итоге Тим порвал и с ней, и завел близкие отношения с Хеленой Бонем-Картер, которая, по совместительству, его любимая актриса и муза. Он познакомился с Хеленой на съемках «Планеты обезьян» и с тех пор она его неизменная спутница жизни. Интересно, что бывшая жена Тима, Лиза Мари, в 2005 устроила распродажу с аукциона оставшихся у нее вещей Бертона – к сильнейшей досаде режиссера.
У Хелены и Тима двое сыновей – Билли Рэй и Нелл. Крестным одного из них стал Джонни Депп.
Во вступлении к книге «Burton on Burton» Джонни написал: «Что еще сказать о нем? Он мой брат, мой друг, отец моего крестника. Уникальная, храбрая душа, тот, ради кого я пойду на край света, и я знаю на сто процентов, что он сделает то же самое для меня».
|