Рецензия на фильм "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит"
США, Великобритания, триллер/мюзикл Режиссер: Тим Бертон В главных ролях: Джонни Депп, Хелена Бонем-Картер, Алан Рикман, Саша Брон Коэн Бюджет: $ 50 000 000 Сборы: $ 152 000 000
"Про живодера и кухарку" Англия эпохи королевы Виктории была местом совершенно особенным: снобизм, возведенный в степень абсурда, перемежающийся с прямо-таки маниакальным интересом к разного рода «чернухе» - горячие новости про похождения Джека-потрошителя и масса романов, в которых первая половина повествования посвящена тому, как красавица собирала цветочки на лугу, а вторая – как дымилась ее кровь на лепестках этих самых цветочков. Суини Тодд появился на свет именно в викторианскую эпоху – его породил острый интерес к персонам такого рода, который в обществе того времени был горяч, как никогда.
Учитывая еще и существовавшую в то время моду на сумасшедших, Суини Тодд был просто обречен на популярность. До крайности зажатое в рамки приличий, общество не могло не «стравить пар», в данном случае – смакуя кровавые подробности очередного леденящего душу убийства, аршинными заголовками о котором пестрели газеты того времени. К просмотру этого бертоновского творения стоит подходить, имея за душой минимальный багаж знаний о той эпохе. А иначе – шок.
А как еще реагировать на фильм, в котором десять (!) раз подряд крупным планом перерезают горло – с фонтанами крови, брызжущей ошарашенному зрителю в самый глаз? Да еще и во все горло распевая при этом нечто вроде оперной арии! Но не стоит строго судить этот страшный и без меры кровавый фильм – он создан совершенно в стиле эпохи, о которой в нем ведется повествование, и стоит лишний раз отдать должное таланту Тима Бертона, ухитрившемуся соблюсти стиль до такой степени, что даже житель Англии конца 19-го века воспринял бы фильм как должное, а именно – роскошную историю про маньяков в обертке мюзикла высшей пробы.
Но и современный зритель воспринимает сюжет на ура: еще со времен дебюта оригинального мюзикла Стивена Сондхайма на бродвейских подмостках в 79-м году история пользовалась неизменным успехом у публики и снискала всевозможные лавры. Ну а Бертон пропустил ее сквозь призму собственного сказочного видения мира, и перед глазами аудитории развернулась очередная сказка – только ужасно страшная и с грустным концом…
Герои Джонни Деппа и Хелены Бонем-Картер – безумны. Места в реальном мире им нет. Тем более шокирующей кажется подача материала, склоняющая к мысли, что убивать ни в чем не повинных людей, и делать из их трупов мясную начинку для пирогов – не такое уж странное занятие. И только мальчишка, не на шутку запаниковавший в финале при виде кучи отрубленных конечностей в подвале, возвращает зрителя к реальности, в которой от всех этих злодеяний веет невыразимым ужасом. И сам Суини, и миссис Ловетт обречены на чудовищный конец – и он приходит, да такой, что упомянутую миссис становится попросту жаль: хоть она и считала вполне приемлемым разделывать тела невинно убиенных и начинять ими пирожки, но тем не менее искренне хотела простого женского счастья, а вместо этого была заживо сожжена любимым в печи для приготовления этих самых пирожков… Викторианская эпоха, ничего не попишешь.
Влад Антонов |