Рецензия на фильм "Первый мститель"
США, приключения Режиссер: Джо Джонстон В ролях: Крис Эванс, Томми Ли Джонс, Хьюго Уивинг Сборы: $ 368 000 000
«На щите звезда горит» Джо Джонстон, снявший «Человека-волка» всего-то год назад, снова оприходовал полторы сотни миллионов долларов, выдав очередной блокбастер неимоверных масштабов. И как он только ухитряется? Трудно даже представить себе, сколько сил отнимает проект таких размеров – любой режиссер отдыхал бы после него как минимум год. В общем, деятельность титаническая и самоотверженная, так что сегодня Джо, пожалуй, прочно сидит в обойме самых наикрутейших режиссеров Голливуда (хоть, говорят, ужасно скромный).
Чего-то ему не хватает. В каждом своем фильме он не дожимает буквально самую малость, делая все очень верно и грамотно, но… Есть такое понятие: искра гениальности. Так вот: в действительно очень хороших фильмах Джо нет той самой последней капли, делающей просто хорошее кино шедевром. А потому на том Олимпе, где сидят Спилберг и Камерон, Джонстону, увы, не бывать. Он всегда хорошист – крепкий, надежный, очень добротный, всегда делающий «как надо», но никогда не переходящий черту, за которой зритель теряет ощущение реальности, и проваливается в вымышленный мир.
Причем лучше всего затянуть получилось у дебютного фильма Джо «Дорогая, я уменьшил детей». Это было очень, очень здорово, а все остальное было дороже, прибыльнее и… обыкновеннее. «Капитан Америка» даже чуточку уступает тому же «Человеку-волку» просто потому, что «Волк» был стильным до невозможности, а «Мститель» - просто грамотно сделан, и не более того. Хотя это смотря с чем сравнивать. Если с «Зеленым фонарем», то «Первый Мститель» выглядит чуть ли не шедевром, и вовсе не потому, что так уж хорош, это просто «Фонарь» никуда не годится.
Экранизация резко-патриотических комиксов про Капитана Америку, который был на пике популярности во время войны, а после нее вчистую проиграл Бэтмену и Супермену, у Джо получилась с реалистическим уклоном, что к лучшему. Ведь оригинальная подача идеи была более чем наивна – шапка с крылышками и разноцветное трико больше подходят не отважному супергерою, а психу, которому удалось улизнуть от санитаров. Приятно было увидеть, как Стив дошел до жизни такой – он, оказывается, агитировал в маскарадном костюме со сцены, призывая народ помочь фронту денежкой…
Все-таки Джо Джонстон грамотный парень – несмотря на то, что фильм получился довольно обыкновенный, в чувстве меры ему не откажешь при всем желании. Недаром примером автору служил классический «Индиана Джонс». К сожалению, та грань, за которую смело шагает тот же Спилберг, превращающий действие в сумасшедшую азартную карусель, для Джо становится непреодолимым препятствием: главзлодей в исполнении агента Смита не устраивает апокалипсисов и гибнет слишком легко, эпический бюджет не вылился в эпические побоища, которых тут нет, и ощущения Магии не возникает до самых титров. А тут еще этот патриотизм…
Нет, патриотизм – это неплохо, и обойтись без него здесь нереально, как-никак, это заглавная тема комиксов про Капитана Америку. Но такой патриотизм был к месту, когда реальные американские парни проливали кровь во всамделишных боях с фашистами, и их матерям приносили похоронки. А сейчас для Капитана Америки время совсем не подходящее… Но знаете что? Джонстон полностью в курсе! Недаром в финальных кадрах Капитан Америка ошеломленно выскакивает на центральную улицу современного Нью-Йорка, и обалдело взирает на окружающий его хай-тек-круговорот. Мир изменился настолько, что этот герой действительно смотрится музейной реликвией.
P.S. То, как приделали лицо атлетичного Криса Эванса к телу низкорослого дистрофика – за гранью понимания. Хотя скорее всего, это было не труднее, чем превратить Хьюго Уивинга в красную страхолюдину с дырой на месте носа. Влад Антонов |