Рецензия на фильм "Терминатор 3: Восстание машин"
США, Германия, Великобритания, фантастический боевик Режиссер: Джонатан Мостоу В ролях: Арнольд Шварценеггер , Ник Сталь, Клэр Дэйнс
«С возвращеньицем...» Когда к Джеймсу Камерону на рубеже 2000-х обратились с просьбой выступить в качестве режиссера третьей части «Терминатора», он ответил так: «Я не могу снимать кино, в котором мне нечего будет сказать зрителю. Понимаете, в каждом фильме я рассказываю людям историю. Я - рассказчик. Так вот - эту историю я рассказал до конца».
Не знаю, что сказал Джонатан Мостоу, к которому обратились после Джеймса, твердо вознамерившись выпустить-таки проект в жизнь, и срубить еще зелененьких на общемировой любви к камероновским образам. Возможно, Мостоу сказал: «Класс, такую франшизу мне доверили, да я с удовольствием ее сниму, там будет куча погонь и взрывов!»
По-моему, тут даже совсем деревянный человек поймет, в чем разница между гением и бездарем. Хотя какая там разница! Нет между ними такого понятия как различие, они не подлежат сравнению. Просто Камерон великий человек, а Мостоу — обычный. Применительно к искусству это звучит как приговор. Мы ведь считаем кино искусством, а не жвачкой для парнокопытных, не так ли?
Обычный человек Мостоу искренне уверовал в то, что сумеет пронести на своих невеликих плечах продолжение чудесной, стройной истории, к которой нечего было добавить даже ее талантливому автору. Он рьяно принялся за дело. Утвердил жалкий сценарий ни о чем. Подобрал каких-то потрясающе неподходящих актеров на почти все центральные роли. Потом переполнил свое и без того пустое и глупое творение еще и множеством нелепых наивных моментов. И блистал во вспышках папарацци на премьере!
Это не «Терминатор». «Терминатор» умер. То, что в нем снялся постаревший Арнольд Шварценеггер, фильму только во вред — просто лишний раз досадно и стыдно смотреть, как Т-101 напяливает на нос гейские очки Элтона Джона под хохот кинозала, и недоуменно взирает на собственный пах, когда Терминаторша T-X бесцеремонно хватает его за причинное место.
Не существуй в природе оригинальных фильмов Камерона, фильм заслужил бы твердую тройку с плюсом. Но на их фоне он воспринимается как один из самых неудачных фильмов в истории вообще, и не заслуживает даже единицы. А все потому, что он оскорбляет дилогию сильнее, чем порнографическая пародия на нее. Именно ДИЛОГИЮ, потому что никаких продолжений у «Терминатора» нет. То, что нам скормили Мостоу на пару с МакДжи - совершенно посторонние истории «по мотивам», в которых не просто нет той бесценной атмосферы (это бы еще полбеды) — в них вообще ничего от оригиналов нет. Их можно было бы назвать «Смертельная красотка из будущего» и «Оппозиция не сдается». Хуже бы не было.
Ник Сталь — какой это, к черту, Джон Коннор? Молодой бомж с личиком хоббита Мерри, который ночью шарится по аптекам для собак и не может справиться с девушкой — не в большей степени Джон Коннор, чем Роберт Паттинсон, или тот рыжий мальчик, который Рона Уизли в "Гарри Поттере" играл. Специалисты по кастингу, куда вам глаза повтыкали? На пару с этим как бы Джоном в кадре еще один дикий мискаст в виде Клэр Дэйнс — эти двое как последняя надежда человечества выглядят не то что смехотворно, а попросту оскорбительно. Кристанна Локен — что это за Терминатор такой? Джулию Робертс взять не могли? А еще лучше — Дженнифер Лопес, заодно она и спела бы чего-нибудь. Тем более что все равно решили наполнить свой фильм светлым юмором (за каким-то чертом). Раз сделали смешно — так делали бы еще смешнее, что мелочиться-та.
Юмор — вообще отдельная история. По степени уместности это просто пляски с балалайкой на похоронах. Какой житейской невменяемостью надо обладать, чтобы ТАК шутить в ТАКОМ фильме? Впрочем, вменяемость здесь бросилась под поезд спустя считанные мгновения после вступительных титров — и вот уже T-X совершенно случайно телепортируется в гламурную витрину на вымершей улице в нескольких метрах от гламурного Лексуса-кабриолета, и далее следует сквозь фильм безукоризненно стильная в своем кожаном костюмчике бордового цвета. Первое, что она делает — при помощи обычного телефона входит в базу данных — ну это как если бы кто-то скачал содержимое жесткого диска на флэшку, сильно потерев ею о корпус компьютера.
Весь фильм так. Практически все либо неоправданно, либо нелепо, либо неприлично, либо рояль в кустах. Так и смотрим, малость ошарашенные, то на каких-то подростков, прячущих пиво под подушку в страхе перед мамочкой, то на стриптизера, сочно шлепающего себя ладошками по крепким ягодицам. Спасения нет. С самого начала фильм уверенно заявляет, что он — полное барахло. Какие-то идиотские взрывы без причины в самых неожиданных местах. Какие-то постоянные действия героев без причины.
Временами действие вообще скатывается в полное слабоумие — например, в той сцене, где Терминаторша заставляет обычные машины ездить самостоятельно, подчиняясь ее воле, и не особенно заморачиваясь на такую мелочь, как исполнительные механизмы для нажатия на педали и переключения селектора коробки передач. А эпизод, в котором Арни отламывают голову, а потом она как ни в чем не бывало прирастает обратно? Глупо, глупо, глупо от начала до конца.
Возможно, это сделали для дураков? Что ж, тогда фильм был мертворожденным еще до, хм, его зачатия. Он просто по определению не должен был появляться на свет.
Все убито и растерзано с самоуверенностью, граничащей с преступлением. Это как пририсовать классическому портрету гениального художника усы и бороду при помощи аэрозольного баллончика. Саспенса нет. Интриги нет. Реалистичности нет. Характеров нет. Страстей нет. Есть зачем-то комедия. Черт, они что, намеренно решили как можно сильнее надругаться над франшизой, вандалы проклятые? Как вышло, что во всем Голливуде не нашлось авторитетного человека, который не отговорил киношную братию во главе с Мостоу громоздить эту вот отвратительную третью часть?
Впрочем, не сомневаюсь — им говорили, и не раз. Но есть такое понятие, как бизнес. И он порой противоречит приличиям. И если есть возможность заработать денег, приличия отходят на второй план. И по бесценному идут прямо ногами, а то и на тракторе едут. Мы убили тебя, Терминатор. Ничего личного, просто бизнес.
Как в душу плюнули.
Влад Антонов рецензия на фильм "Терминатор 3: Восстание машин" |