Рецензия на фильм "Вспомнить все"
США, фантастический боевик Режиссер: Лен Уайзман В ролях: Колин Фаррелл, Кейт Бекинсейл, Джессика Бил
« Девушка, а почему у вас три сиськи?» Вот, ей-богу, захотелось прочитать Филипа Дика. А то только хвалебные отзывы о нем слышишь — мол, культовый писатель, ведущий американский фантаст, один из гениальнейших людей в истории... Таких стыдно не знать в лицо. В широчайшие массы старина Филип все ж таки пробился, но, так сказать, через «черный ход»: его увековечил Верховен, экранизировавший повесть Дика «Мы можем вспомнить это для вас оптом» на самом рубеже девяностых.
Интересно, что увековечить писателя в кино мог и Ридли Скотт восемью годами ранее: в 1982-м он переложил на экран роман Филипа «Снятся ли андроидам электронные овцы?». И это, между прочим, был шедевр: Харрисон Форд на волне популярности после мегаудачного первого «Индианы Джонса», совершенно потусторонняя в своем величии музыка Вангелиса, колоссальный мегаполис, атмосфера, равной которой нет... Но «Бегущий по лезвию бритвы» публика не приняла. А фильм «Вспомнить все» Пола Верховена сразил нас наповал.
Он был гениальный. И черт с ней, с топорной игрой Арни, черт с ней, с вселенской наивностью: в конце концов, там до самого конца не ясно, является ли происходящее реальностью, или это все только фантазии главного героя, который проснулся в кресле компании «Rekall» через минуту после финальных титров. Мы не знаем! А раз так — фильм оправдан от начала до конца. И какой там был стеб! Какой видеоряд! Какая карлица с автоматом! Нет, чтобы ТАК снимать фильмы, надо обладать неким сверхзнанием, которое лежит далеко за пределами необходимых академических навыков. Мало знать, как правильно снимать кино. Надо шестым чувством ощущать, как открыть зрителям проем в иное измерение.
Пол Верховен это знал. Лен Уайзман, снявший вот этот то ли ремейк, то ли новую вариацию идеи Филипа Дика, даже и не подозревает, в чем именно состоит Магия Кино. Это и есть ответ на вопрос: «почему мой сосед по кинозалу в финале начал храпеть?» А что ему еще оставалось делать — при такой-то невнятице на экране?
Уже по вступительной сцене с назойливыми стробоскопами в самый глаз становится ясно, что фильм бестолковый. Совершенно непонятно, кому он вообще может быть интересен. Снят неряшливо, весь насквозь серый и обыденный, кругом слякоть, дождь как из ведра, нищета, смешение народов, проституция, извращения, путешествия к центру земли и отсутствие перспективы. Положим, социальных бедствий и в оригинальном «Вспомнить все» хватало, но там это было показано как-то совсем по-другому! Честное слово, после просмотра новинки осталось впечатление, что Лену Уайзману просто нечего сказать. А иначе зачем он под завязку набил свое творение «пасхальными яйцами», где надо и где не надо отсылающими зрителя как к оригинальной картине, так и, ни к селу ни к городу, к другим голливудским боевикам?
Даже лучший эпизод фильма — спасение Дугласа с Мелиной на летающих машинах от злобной стервы Лори с робополицаями — и тот живо напоминает «Особое мнение» Спилберга, причем это тоже экранизация Филипа К. Дика! Что уж говорить про прочие моменты... К чему здесь эта тетенька с тремя грудями, уважаемый Лен Уайзман? У Верховена-то она была мутантом, там в сюжете мутанты центральное место занимают. А здесь никаких уродцев, все дело происходит на Земле, и вот эти три, пардон, сиськи, которые НИКАК не объясняются сюжетно, просто выглядят этаким неуместным «Приветом», на который не хочется отвечать.
Ведь это так глупо! Я же говорю — иногда лучше жевать, чем говорить. Иными словами — лучше не снимать то, что ты не можешь снять как минимум так же классно, как тот фильм, с которым твое творение неизбежно станут сравнивать все зрители мира. Новодел «Вспомнить все» и сам-то по себе непоправимо, безнадежно плох , а уж в свете культового боевика Пола Верховена он и вовсе растворяется в пространстве. Достаточно на сборы посмотреть.
Ненужные отсылки постоянно сыплются на зрителя, их много, они узнаваемы, и они не радуют глаз, как ожидал режиссер, а оставляют равнодушными, да и то в лучшем случае... Вот роботу отрезает руку точно так же, как отрезало конечности в лифте злодейскому Рихтеру в старом фильме с Арни. Вот в кадре женщина в желтом плаще со своим неизменным «Две недели», которая вообще словно прямиком пришла из оригинальной картины. Да знаем мы, знаем, что это ремейк старого «Вспомнить все»! Зачем же вы снова и снова об этом напоминаете?..
В свете сказанного цитаты из «Матрицы» (близкий ракурс главгероя в позе «руки-за-голову» за секунду до эпической драки — чистая копия вступительной сцены с Тринити, да потом еще и пробежки по крышам со стрельбой) и даже ни к селу ни к городу «Крепкого орешка» (когда Дуглас ползет под столом, в который сверху палят из пистолета) — уже не просто неуместные эпизоды, совершенно ненужные для повествования, а просто дополнительный мусор в и без того пеструю и неаккуратную груду барахла. Хорошо хоть, рапид не напихали в каждую сцену, и не заставили Дугласа от пуль уворачиваться.
На фоне яростного, яркого, смачного фильма Верховена изделие Уайзмана выглядит серой и невразумительной поделкой из отсыревшего упаковочного картона.
P.S. Супруга режиссера Кейт Бекинсейл — красивая женщина, но в образе Лори она Шерон Стоун в подметки не годится, и своей «зловещей» повадкой и жгучим взглядом исподлобья не нагоняет страху, а только смешит. Так и хочется сказать ей: да перестань уже кривляться, кого ты пытаешься надуть?
Влад Антонов рецензия на фильм "Вспомнить все" |