Харрисон Форд (фильмография, награды)«Будь я серьезным человеком – наверное, нашел бы себе настоящую работу».
В какой-то момент голливудской истории он снимался в четырех из шести самых кассовых фильмов – это ли не истинное признание! В 97-м авторитетный журнал Empire даже поставил его на первое место в списке «100 величайших звезд Голливуда в истории». Впрочем, ему не привыкать возглавлять разнообразные рейтинги…
Харрисон Форд родился 13 июля 1942 года в Чикаго (спустя три года на свет появился его младший брат Теренс). Мать Харрисона Дороти (урожденная Дора Нидельман), домохозяйка, когда-то работавшая диктором на радиостанции, происходит из советских евреев – ее родители Гарри Нидельман и Анна Лифшуц эмигрировали в Америку из Минска. Между прочим, актера назвали Харрисоном именно в честь еврейского дедушки! Отец будущей суперзвезды, Кристофер Форд, работал в рекламном агентстве, и когда-то был актером. Видимо, от родителей Харрисон и перенял страсть к лицедейству… Предки Кристофера были родом из Ирландии и Германии.
«Я чувствую себя ирландцем по жизни, но в актерском плане я чистый еврей.»
У него как-то спросили, к какой церкви он принадлежит, и он шутливо ответил: «К демократической». На самом деле, в общем-то, ни к какой…
В школе парень ничем особенным не выделялся, и предпочитал не выпячивать свою индивидуальность, а больше ходить строем. Потому и проявил большую активность не в овладении науками, а в движении бойскаутов (как он сам выразился, «самым мягким эпитетом по отношению ко мне в школе был «разгильдяй»). Кстати, Стивен Спилберг, который и сам был бойскаутом в детстве, решил сделать юного Индиану в третьей части фильма про приключения археолога точно таким же скаутом, каким в свое время был актер Харрисон Форд. В шутку они превратили знание рептилий, которым может похвастаться Харрисон, в паническую боязнь змей, которую проявляет Индиана.
Форд учился в средней школе Мэйн Ист в пригороде Чикаго Парк Ридж. Примечательно, что в одной школе с будущим Индианой Джонсом училась Хиллари Клинтон, будущая супруга Билла Клинтона, впоследствии ставшая одним из самых крупных политиков Америки. Кстати, Билл – друг Харрисона Форда, и они постоянно вместе играют в гольф.
Еще в школе Харрисон проявил актерские навыки – он стал диктором на школьной радиостанции WMTH, и в старших классах, когда ему было 17-18 лет, читал в прямом эфире новости. После окончания школы Форд поселился в городе Рипон в соседнем Висконсине, где поступил в колледж, и именно там, стараясь побороть стеснительность, очутился на театральных подмостках. Актерское искусство неожиданно увлекло юношу, он подолгу пропадал на репетициях (в числе прочего играл Мака в «Трехгрошовой опере»), учиться начал через пень-колоду, и в итоге его отчислили за неуспеваемость, так и не дав никакой ученой степени. Впрочем, Форд по этому поводу вовсе не переживал – он вообще не собирался оставаться в Рипоне, и всегда мечтал уехать оттуда.
"Я хотел перемен, хотел новых ощущений. Чего я точно не хотел - так это день за днем приходить в один и тот же офис и видеть там одних и тех же людей. Мне нужен был целый мир. Я до сих пор бросаю вызов и берусь за что-то новое. Я смотрел на отца, и отлично понимал, что не хочу пройти его путь."
В 1964-м, вместе со своей подругой Мэри Маркуардт (на которой он вскорости женился), 22-летний Форд переехал в Лос-Анжелес, чтобы попытать счастья на пробах на должность радиоведущего одной из местных радиостанций.
На радио устроиться не получилось. Но назад Харрисон твердо решил не возвращаться, и направился прямиком в Голливуд, изъявив желание играть в кино. На фабрике Грез как раз работала программа по поиску новых талантов, так что в результате Форд заключил контракт с кинокомпанией Columbia Pictures на работу в качестве актера эпизодических ролей за 150 долларов в неделю. Не бог весть что, но у него хотя бы была работа получше, чем официант в пиццерии (целых два месяца молодой человек перебивался таким образом на новом месте).
«Когда я начинал, я был плохим актером.»
На свет стали появляться фильмы с Харрисоном Фордом. Первой картиной, в которой играл дебютант, стала комедия «Смертельный жар на карусели» (1966), в которой актер Харрисон Форд появился всего на несколько секунд в образе посыльного, и сказал пару фраз, получив за это 150 долларов. Его имя даже не было указано в титрах. Увы: и в последующих фильмах конца 60-х и начала 70-х Форд не продвинулся дальше исполнения ничтожных эпизодических ролей, порой вовсе без текста, и выполнения черной работы на съемочной площадке. Прогресса не было.
«Продюсер Джерри Токовски сказал мне: Парень, у тебя нет будущего в этом бизнесе. Я спросил: Почему это? А он говорит: Когда Тони Кертис впервые появился на экране, он нес сумку с продуктами – Сумку с продуктами! – так, что каждому было ясно – это суперзвезда. Я сказал: Скорее всего, каждому было ясно, что это парень из службы по доставке продуктов на дом. Если я играл посыльного, то мой персонаж и был просто посыльным, а никакой не суперзвездой.»
Второе появление на экране – в роли драчливого пижона на белом кабриолете в романтической комедии «Лав» (1967) с Питером Фальком – Форд снова не указан в титрах. Все, что он сделал на экране – это разбил нос герою Джека Леммона за то, что подружка этого героя помяла его машину на перекрестке, сдавая задним ходом… Лишь в третьей своей картине – вестерне «Время убивать» (1967) – Харрисон был указан в списке актеров, да и то с буквой J посередине имени - Harrison J. Ford.
Это было сделано, чтобы избежать путаницы – оказывается, в Голливуде в свое время уже был один Харрисон Форд! Актер, являвшийся полным тезкой будущего Индианы Джонса, активно снимался в немом кино в 1915-32 годах, сыграв в общей сложности в 80 фильмах.
«Мне не сказали, на кой черт понадобилось добавлять эту букву в мое имя, а я и не спрашивал. В общем, о том, что был когда-то первый Харрисон Форд, я узнал лет через тридцать, когда получил свою звезду на Бульваре Славы.»
Выкинув букву J, Харрисон перешел в компанию Universal, но и там не смог добиться продвижения вверх по карьерной лестнице. Микроскопические роли в телесериалах «Дымок из ствола», «ФБР», «Железная сторона» - иногда время, проведенное на экране, исчислялось секундами. В списках актеров юный Форд неизменно находился где-то в самом хвосте… Вестерн «Путешествие в Шилох» (1968), «Забриски Пойнт» (1970) – в обоих фильмах его снова даже не включили в титры – настолько незначительными были роли.
«Я, в общем-то, и не мечтал, что стану звездой. Я был рабочей лошадкой, трудягой.»
В надежде на прорыв к известности Форд пробовался на роль Джо Бака в знаменитом оскароносном фильме «Полуночный ковбой» (1969). Но «вечного дебютанта» благополучно забраковали, отдав роль Джону Войту. В конце 60-х у Харрисона и Мелиссы родились сыновья Бенджамин (1967) и Уиллард (1969), и содержать семью на мизерную зарплату актера десятого плана стало невозможно. В 71-м 29-летний Форд понял, что с актерством не заладилось, и решил оставить напрасные надежды на Голливуд. Он стал плотником.
Интересно, что он нигде не учился плотницкому ремеслу – просто воровал книги по столярному делу из библиотеки, и тренировался дома. У него стало получаться так хорошо, что он начал принимать заказы, купил профессиональный инструмент, и в результате в течение пары лет неожиданно для самого себя приобрел славу одного из лучших мастеров-краснодеревщиков в Лос-Анжелесе. В семье появились хорошие деньги.
Клиенты выстраивались в очередь – выяснилось, что у Харрисона природный талант к работе с деревом, от которой он сам получал массу удовольствия. Поэтому Форд не очень-то переживал по поводу не сложившейся актерской карьеры – дела у него наладились, и он наконец-то почувствовал себя крепко вставшим на ноги. Он мастерил мебель, укладывал паркет, а однажды менеджер культовой группы Doors пригласил его поработать в качестве рабочего сцены, и Форд сопровождал Джима Моррисона в одном из его турне! В общем, мир так и не увидел бы лучшие фильмы с Харрисоном Фордом, если бы не Его Величество Случай…
Совершенно случайно к хорошему плотнику Харрисону Форду обратился некто Джордж Лукас – 28-летний режиссер-дебютант, только что снявший полнометражную фантастическую картину «Галактика ТНХ-1138» (1971) с Робертом Дювалем. Лукасу понадобилось сделать дома кабинет из натурального дерева. В процессе работы режиссер разговорился с мастером, и узнал, что тот когда-то пытался стать актером, но решил бросить это дело. Краснодеревщик произвел на Лукаса довольно сильное впечатление, и режиссер записал его телефон, пообещав перезвонить, если вдруг найдется местечко в новом фильме. В общем-то, Харрисон уже особенно не рвался на экран.
Но Лукас перезвонил, и пригласил его на пробы! В 1972-м он приступил к съемкам молодежной комедии «Американские граффити», и решил взять Форда на небольшую, но довольно заметную роль Боба Фальфы, отвязного любителя быстрых тачек, так и норовящего устроить «светофорные гонки» с первым встречным. Фильм оказался огромным успехом и моментально сделал Джорджа Лукаса заметной личностью в американском кинематографе. А вместе с Лукасом успеха добился и Форд. С того момента плотничать ему доводилось разве что для собственного удовольствия – кстати, он до сих пор постоянно мастерит что-нибудь из дерева, это его любимое хобби.
Примечательно, что работая плотником, Форд познакомился и с еще одним талантливым режиссером – Фрэнсисом Фордом Копполой. Харрисон расширял его студию (причем взял этот заказ уже после «Американских граффити»). Коппола оценил фактуру Харрисона, и, как и Лукас, пригласил Форда на небольшую роль в свой фильм «Разговор» (1974) с Джином Хэкменом. В 1979-м он снова займет Форда в эпизодической роли – на сей раз в своем легендарном эпике «Апокалипсис сегодня» (1979). Харрисон сыграет офицера по имени G. Lucas…
Между прочим, готовясь к съемкам «Звездных войн» (1977), Джордж Лукас даже и не помышлял о том, чтобы взять на роль космического контрабандиста парня, игравшего у него стритрейсера Фальфу! Вообще-то эту роль он написал для Кристофера Уокена, но тот, что называется, не вписался в образ. На роль Хана пробовался друг Харрисона Билли Ди Вильямс (Лукас в итоге взял его во вторую и третью серии - на роль друга Соло Ландо Кальриссиана, правителя Облачного города на Беспине). На прослушивании Форд выполнял роль суфлера, а также произносил вторые части диалогов. Просмотрев десятки претендентов, Джордж Лукас понял, что лучше Форда с ролью Хана Соло не справится никто. Так Харрисон получил пропуск на вершину мира.
«Хан Соло – великий жулик Вселенной».
Он снялся во всех трех сериях «Звездных войн», не подписав никаких контрактов. Играл самозабвенно, и был необычайно органичным и естественным. Его герой – не плоский образ с картинки, он реален, как сама жизнь. После безумного успеха первых «Звездных войн» в 1977-м плотник Харрисон Форд стал кинозвездой мирового масштаба. Когда Форд приехал в Англию на съемки, британский актер Алек Гиннесс, игравший Оби-Вана Кеноби, помог ему снять квартиру. Спустя год Форд уже был в состоянии приобрести целый особняк в фешенебельном районе. Роль Хана Соло стала поворотной точкой в его карьере. Когда в 1979-м Ридли Скотт предложил Форду принять участие в своем великом триллере «Чужой», актер без колебаний отказался – роль была для него слишком маленькой и незначительной (она досталась Тому Скерриту).
«Я как пожарный. Я прихожу на помощь, когда нужно справиться с серьезным делом. Я не хочу тушить огонь в мусорной корзине – мне нужен настоящий масштаб.»
Кстати, когда в 82-м Форд отказался от роли Гарретта в «Языке нежности» (1983) из-за разницы в возрасте с Ширли МакКлейн, он наверняка потом пожалел об этом: исполнивший эту роль Джек Николсон получил за нее Оскар. А Форд, несмотря на всю свою популярность, этой награды за всю карьеру так ни разу и не удостоился. Актер потом еще не раз откажется от необычайно выигрышных ролей.
После «Звездных войн» у Форда уже не было недостатка в предложениях сняться в кино, и в кинотеатрах стали появляться новые фильмы с Харрисоном Фордом. Актер немедленно принимает участие в комедии «Герои» (1977) и военной драме «Отряд 10 из Навароне» (1978), а после «Апокалипсиса сегодня» его можно было увидеть в еще одном фильме про войну – «Ганновер стрит» (1979) и вестерне «Фриско Кид» (1979). Форд снимается без передышки, прекрасно понимая, что лишь большое количество образов, отличных от Хана Соло, поможет ему избавиться от тени популярного персонажа, с которым его стали широко ассоциировать. И Форду удалось избавиться от проклятия «актера одной роли», которое постигло всех артистов из «Звездных войн». Харрисон Форд - единственный актер саги , чья карьера не была уничтожена великой трилогией. Впереди были многочисленные роли – очень удачные и очень известные.
«Успех открывает возможности.»
И самой удачной ролью в его карьере, вне всякого сомнения, стал Индиана Джонс, смелый археолог, который путешествует по всему миру в поисках бесценных артефактов, переживая удивительные приключения. По своей популярности Индиана обогнал даже Хана Соло! Вместе с космическим контрабандистом искатель приключений в шляпе и с кнутом неизменно фигурирует в высших строчках рейтингов. Он стал легендарным.
И снова роль была написана не для Форда! И режиссер Стивен Спилберг и продюсер Джордж Лукас видели в роли Инди звезду телесериала «Детектив Магнум» Тома Селлека, который набрал в Америке конца семидесятых грандиозную популярность. Лукас прямо говорил насчет кандидатуры Форда: «Я не хочу, чтобы этот парень снимался во всех моих фильмах!» Лукас боялся, что актер Харрисон Форд может стать для него тем, чем стал Роберт Де Ниро для Мартина Скорсезе, много раз снимавшего Роберта в своих фильмах. Но Том Селлек отказался из-за занятости: плотный график съемок сериала не позволял ему выкроить ни дня для работы над «Индианой Джонсом». Только тогда Лукас уступил Спилбергу, и принял решение снимать фильм с Харрисоном Фордом.
Мало было грандиозного успеха Соло… Индиана попал в яблочко, Форд и Спилберг сделали археолога Джонса одним из самых любимых кинематографических образов для миллионов зрителей по всему миру, запустили трилогию, каждая из серий которой была столь же блистательна, что и предыдущая. Учитывая появившиеся в 80-м и 83-м продолжения «Звездных войн», которые также оказались изумительно хороши («Империя наносит ответный удар», по мнению многих, и вовсе лучший фильм из всей саги), ничего удивительного нет в том, что в восьмидесятые годы Харрисон Форд стал звездой экрана номер один. Мог ли он мечтать о таком взлете, строгая рубанком доски в своей мастерской десять лет назад? Успех «Звездных войн» и «Индианы Джонса» сделал Харрисона Форда легендой при жизни. Такой, что иногда режиссерам даже приходилось отказываться от включения его в фильм, чтобы он не перетянул на себя все внимание!
Так, Харрисон снялся в роли директора школы в великом фильме Спилберга «Инопланетянин» в 82-м - в одной сцене он рассказывает Эллиоту о вреде алкоголя. Спилберг после долгих раздумий просто вырезал роль Форда целиком, посчитав, что его присутствие сломает всю атмосферу фильма, породив ненужные ассоциации с принципиально иным Индианой Джонсом. Иногда популярность бывает чрезмерной…
Но Форд и не думал почивать на лаврах! Актер вовсе не собирался останавливаться на достигнутом, пробуя себя все в новых и новых ролях, которые, на удивление, часто оказывались по-своему великолепны, пусть и не так популярны, как Соло и Джонс. На пути Харрисона – множество больших актерских удач, даже если они на первый взгляд и не выглядят таковыми. Классический «Бегущий по лезвию бритвы» (1982) Ридли Скотта сегодня признан одной из самых лучших экранизаций научной фантастики, а роль Рика Декарда – настоящей жемчужиной среди всех ролей Форда. Тем более удивительно, что этот фильм Форд считает самым большим своим разочарованием - из-за крайне изнурительного процесса производства, и мучительных (и, как выяснилось, бесполезных) стараний изменить фильм так, чтобы он лучше прошел в прокате.
«Это могло быть нечто гораздо большее, чем культовое кино.»
Снятый в жанре киберпанк, невероятно атмосферный фильм так и не стал популярным в США, но в Японии Форд немедленно превратился во всеобщего кумира, а сама картина имела большой успех на островах.
В 83-м Джордж Лукас снимает заключительную часть первой трилогии«Звездные войны».
«Я хотел, чтобы Хан погиб в шестом эпизоде «Звездных войн». Я думал, это придаст фильму драматизм и поставит жирную точку. Но Джордж был не согласен со мной – он не хотел, чтобы мой герой умирал за этих маленьких мохнатых медвежат. В общем, проходимец Соло остался живехонек.»
Когда пришел черед второй части Индианы Джонса - «Храм Судьбы», никто не мог предположить, что работа над новыми приключениями полюбившегося героя едва не оставит прославленного актера инвалидом – а все из-за стремления Харрисона самостоятельно выполнять как можно больше трюков в своих фильмах… Форд вообще известен массой травм и страданий, перенесенных во время съемок.
«Индиана был насквозь пронизан экшеном, так что мне казалось, что если я не буду сам исполнять трюки, мне в проекте вообще делать нечего.»
Выполняя один из трюков (ему нужно было перебросить через себя каскадера, схватившего его сзади), Харрисон почувствовал острую боль в спине. Массаж и прием обезболивающих не помогли: боли становились все сильнее. В конце концов дошло до того, что актер утром не мог самостоятельно встать на ноги - для этого ему требовалась посторонняя помощь.
Прилетевший в Англию из Америки Лукас немедленно увез Харрисона в Штаты, где ему срочно сделали операцию на позвоночнике, сложную и во многом экспериментальную. С замиранием сердца ожидавшая вердикта врачей съемочная группа вздохнула спокойно: Форд вернулся к съемкам через шесть недель. И тут же не на шутку напугал съемочную группу «Храма Судьбы», без предупреждения выбежав на висящий над пропастью шаткий подвесной мост, чтобы проверить его на прочность. Спилберг тогда сказал: «Что ж, он и есть Индиана Джонс»…
Новые удачные фильмы с Харрисоном Фордом: на редкость здорово получившийся триллер «Свидетель» (1985) Питера Уира, номинировавшийся аж на восемь Оскаров и заработавший две высшие кинонаграды – за сценарий и монтаж. Оскар был близок: Форд номинировался на эту награду, но она ушла тогда Уильяму Херту за фильм «Поцелуй женщины-паука». Сразу затем – самый любимый фильм самого Харрисона Форда из всех, в которых ему доводилось сниматься – «Берег москитов» (1986), не ставший популярным, но, бесспорно, тоже очень удачный (об этом говорят хотя бы две номинации на Золотой Глобус). Да уж, никто бы не мог упрекнуть Харрисона Форда в том, что он только Хан Соло и Индиана Джонс – талантливый актер продолжает создавать все новые и новые образы, каждый из которых оказывался по-своему уникальным, и при этом обладал поразительной достоверностью. Форд – актер, которому веришь.
«Я редко играю реально существующих людей, потому что я не самый лучший имитатор.»
Кстати, «Свидетель» и «Берег москитов» включают в себя сцены, где герой Харрисона проявляет свои навыки плотника. Это здорово позабавило Форда.
Известно, что как раз в то время Брайан Де Пальма приглашал Форда в культовую гангстерскую драму «Неприкасаемые» с Робертом Де Ниро и Шоном Коннери (получившим Оскара за свою роль). Как ни странно, Харрисон ответил отказом! В итоге роль Эллиота Несса стала одной из лучших работ Кевина Костнера в кино… Кевин и Харрисон вообще постоянно делили между собой роли, буквально уводя их друг у друга прямо из-под носа.
Сотрудничество с культовым режиссером Романом Полански, который к тому моменту номинировался на Оскара уже четырежды, привело к появлению на свет еще одного триллера – «Неукротимый» (1988). Не имевший особенного успеха у широкой публики, кинокритиками этот фильм был признан выдающимся, а созданный Фордом образ измотанного и отчаявшегося героя, безуспешно разыскивающего во враждебном окружении пропавшую жену, оказался пронзительно-достоверным… Именно из-за драматического образа в «Неукротимом» Форд не попал в задорную хитовую комедию Роберта Земекиса «Кто подставил Кролика Роджера» - режиссер, по здравом размышлении, взял на главную роль Боба Хоскинса, посчитав, что Харрисон «недостаточно забавен».
А Форд тем временем работал без перерыва. Фильм «Деловая женщина» (1988) с Мелани Гриффит и Сигурни Уивер был оценен критиками еще выше «Неукротимого» – шесть номинаций на Золотой Глобус и четыре награды – лучший фильм, обе главные женские роли и песня. Сборы тоже не подкачали, в одной только Америке превысив бюджет чуть ли не в три раза.
Предложение сняться в военной драме Теренса Малика «Тонкая красная линия» Форд отклоняет (роль достается Нику Нолти), а потом Стивен Спилберг снимает долгожданную третью часть «Индианы Джонса» с Шоном Коннери, которая, как и предыдущие, становится колоссальным хитом, и бьет все рекорды в год своего выхода на экраны.
Форд возражал против кандидатуры Шона Коннери на роль отца Индианы Джонса, потому что Шон был старше него всего на 12 лет. Но в итоге ему очень понравилось работать с «Джеймсом Бондом». А вот Ривера Феникса, исполнившего роль Индианы в юности, Харрисон сам настойчиво рекомендовал Спилбергу - Феникс сыграл сына его персонажа в «Береге москитов», и прекрасно сработался с Фордом и подружился с ним. Форд и Феникс были друзьями до самой смерти молодого актера в 93-м, которая стала для Харрисона большой трагедией.
Именно в сцене с Фениксом обыгрывается шрам на подбородке Харрисона, полученный в результате аварии в 1962-м (20-летний Харрисон врезался на своем Вольво в телеграфный столб в Северной Калифорнии). В фильме юный Индиана в исполнении Феникса случайно бьет себя по подбородку, в первый раз попытавшись использовать знаменитый кнут. Кстати, в «Деловой женщине» этот шрам тоже обыграли - там герой Форда говорит, что получил его из-за удара ножом, нанесенного в драке, а потом признается, что на самом деле разбил подбородок об унитаз, когда упал в обморок после того, как ему прокололи ухо.
Девяностые – новый период творчества прославленного актера, сумевшего, несмотря на ушедшие в прошлое великие трилогии Спилберга и Лукаса, не просто не затеряться среди прочих голливудских звезд, но и достичь новых вершин. Блистательный, драматичный триллер «Презумпция невиновности» (1990) стал хитом, собрав больше двухсот миллионов. Автор «Деловой женщины» Майк Николс (кстати, обладатель Оскара) немедленно приглашает Форда в свой новый фильм – мелодраму «Кое-что о Генри» (1991). Харрисон сперва отказался от этой роли юриста, потому что только что, в «Презумпции невиновности», играл прокурора. Он согласился лишь после того, как узнал, что его герой выступает в роли юриста от силы первые десять минут фильма.
В те годы у Харрисона были столь заманчивые предложения о съемках, что остается решительно непонятным, почему он отклонял их одно за другим. Так, до Уоррена Битти роль Дика Трейси предлагали именно Форду (семь номинаций на Оскар и три высших награды, бессмертный хит). Отказ! А ведь Форд идеально вписался бы в этот типаж… Впрочем, и Битти не подкачал.
Да, великие режиссеры осаждали Форда с предложениями о съемках в великих проектах, а он им отказывал. Сам Оливер Стоун, готовясь к съемкам блестящей драмы «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» (1991), в первую очередь хотел заполучить именно Форда на главную роль (Джима Гаррисона в итоге сыграл все тот же Кевин Костнер). Великий Мартин Скорсезе предлагал Харрисону сняться в великолепном «Мысе страха» с Робертом Де Ниро (роль адвоката Сэма Боудена досталась Нику Нолти). Культовые фильмы! Без преувеличения, согласись Форд сниматься – он вообще остался бы вне конкуренции на все времена. Актер известен своими отказами от предложений, о которых многие голливудские актеры не последнего эшелона могут только мечтать…
Когда Джон МакТирнан задумал снять боевик о противоборстве советских и американских подводников, первым, кому он предложил роль Джека Райана, был именно актер Харрисон Форд. После того, как он отказался от роли, она досталась Алеку Болдуину, а динамичный и захватывающий фильм стал суперхитом, обогнав по сборам даже великого «Крепкого орешка», снятого Джоном двумя годами ранее!
Но роль Джека Райана, центрального персонажа знаменитого писателя Тома Клэнси, широко известного своими произведениями на тему закулисной политики взаимоотношений США и СССР, преследовала Форда неотступно, и вот, в 1992-м, на экраны выходит блестящий триллер «Игры патриотов», в котором Харрисон исполняет-таки роль Джека. Бесспорный кассовый успех! Между прочим, эту роль изначально отдавали все тому же Болдуину, но тот заломил за свои услуги слишком большую цену.
Через два года, в боевике «Прямая и явная угроза» (1994), Харрисон исполнит роль Райана второй раз. Форд был вторым актером, игравшим культового персонажа Тома Клэнси после Болдуина. Третьим стал Бен Аффлек («Цена страха», 2002).
Но еще до съемок «Угрозы» старый знакомый Харрисона Спилберг обращается к актеру с предложениями одно другого заманчивей: сперва он, ни много ни мало, приглашает Форда на роль доктора Алана Гранта в «Парк юрского периода» (на минуточку, один из самых популярных и кассовых фильмов в истории, по сборам далеко обогнавший и Индиану Джонса и Звездные войны). Остается только гадать, почему Харрисон ответил отказом – нет никаких сомнений в том, что он изумительно исполнил бы свою роль. Впрочем, Сэм Нил тоже оказался на высоте, справившись безупречно.
Зато известно, почему Форд отказался от главной роли в «Списке Шиндлера». Актер был под огромным впечатлением от сценария, и сказал, что его образ, известный зрителям по сугубо развлекательным проектам, в такой тяжелой и мрачной драме будет просто неуместен, что зрители «не увидят всей глубины и горечи этой истории». Что ж, возможно, выбор Лиама Нисона на роль Оскара Шиндлера, действительно, был более удачным…
Впрочем, Форд делает ничуть не менее удачный выбор, чем Нисон, принимая участие в одном из самых лучших фильмов за всю свою карьеру. Детективная драма Эндрю Дэвиса «Беглец» (1993) оказалась суперхитом, собрав 368 миллионов, получила один из самых высоких рейтингов кинокритиков в истории, да еще и номинировалась аж на семь Оскаров (высшую кинонаграду получил Томми Ли Джонс). Блистательно сделано, блистательно сыграно, безупречно задумано… Среди детективов это – шедевр.
Форд порвал связки в колене во время съемок трейлера «Беглеца», в то время как не получил ни единой травмы за все время неимоверно сложных съемок самого фильма (чему впоследствии не раз с горечью удивлялся).
Последовавший за «Прямой и явной угрозой» фильм «Сабрина» (1995) оказался далеко не столь удачным. Награжденный в 86-м Оскаром Сидни Поллак, только что снявший мощный хит «Фирма» с Томом Крузом, решил сделать ремейк классической картины 1954 года с легендарной Одри Хепберн. И пусть фильм номинировался на Золотой Глобус в трех категориях, это не помогло ему стать популярным, а критики отмечали, что Форд куда менее убедителен в романтических мелодрамах, чем в ураганных экшенах и закрученных детективах…
Во второй половине 90-х актер стал получать рекордные гонорары за свое участие в новых проектах – позднее, в 2001 году, он попадет в Книгу рекордов Гиннесса как богатейший актер в мире. Каждый фильм означал пополнение счета на двадцать и более миллионов долларов. Но вот удачных проектов стало меньше, и разочарования вроде «Сабрины» стали появляться регулярно. Так, драма про ирландских террористов «Собственность дьявола» (1997) с Брэдом Питтом, ставшая последним фильмом Алана Пакулы (спустя год он погиб в автокатастрофе), была оценена критиками довольно невысоко, да и в американском прокате провалилась полностью.
К счастью, положение спас великолепный режиссер Вольфганг Петерсен, снявший мощнейший, хоть и не очень-то правдоподобный боевик «Самолет президента» (1997) с Гэри Олдманом, где актер Харрисон Форд предстает в роли главы Соединенных Штатов, самостоятельно сражающегося с русскими террористами. Главный хит года, собравший больше трехсот миллионов, получил две номинации на Оскар. На сей раз пришло время Форда забирать роли у Костнера – от предложения Петерсена Кевин решительно отказался, что сыграло на руку Харрисону.
Сразу затем Форд снимается в довольно непритязательной комедии «Шесть дней, семь ночей» прославленного Айвена Рейтмана, того самого, что снял изумительные фильмы с Де Вито и Шварценеггером «Близнецы» и «Джуниор». Новое творение мастера было скорее противоречивым, для Форда проект стал проходным. Возможно, фильм был бы лучше, попади на главную роль вместо Энн Хеч главная претендентка Джулия Робертс… В фильме актер управляет самолетом, но к этому ему не привыкать: Форд уже давно имеет права на управление самолетом и вертолетом, владеет самолетами Bonanza, Gulfstream IV и DeHavland Beaver, а также вертолетом Bell 407. Регулярно летает за штурвалом между Нью-Йорком (у него квартира в нью-йоркском фешенебельном районе Трибека), Лос-Анжелесом и своим ранчо в Вайоминге.
Интересно, что тяга к полетам была у Харрисона с самого детства. Он сам летал за штурвалом еще в 60-х, когда обучался искусству управления самолетами в аэропорте Уайлд Роуз в Висконсине. Тогда тренировки пришлось оставить, поскольку оплачивать полеты по 15 долларов в час оказалось для Форда непосильным. Но позднее он продолжил летать, стал квалифицированным пилотом, а однажды даже самостоятельно спасал на своем вертолете 20-летнюю туристку Сару Джордж, умиравшую от обезвоживания на горе Тейбл рядом с его ранчо. Впрочем, для фильма «Шесть дней, семь ночей» страховая компания обязала актера пройти дополнительную сертификацию…
«Концентрация, необходимая в полете, для меня сродни медитации. Полет успокаивает и заставляет забыть обо всем. Только я и небо. Я так люблю летать, что часто летаю к побережью, чтобы купить себе гамбургер.»
Самой большой неудачей Форда, без сомнения, стала «Паутина лжи» (1999), снятая все тем же Сидни Поллаком – фильм получил уничтожающие отзывы в прессе, потерпел сокрушительное фиаско в американском прокате, а Форд во всеуслышание заявил, что никогда больше не будет сниматься у этого режиссера… Впервые за свою карьеру Форд вступил в агентство по поддержке актеров, чувствуя, что становится подверженным неблагоприятным ситуациям, когда фильмы с его участием уже не просто не становятся суперхитами, а даже признаются откровенно слабыми.
Роберт Земекис, наконец, заполучил Форда в свой фильм – в 2000-м на экраны выходит триллер «Что скрывает ложь» с Мишель Пфайффер. Талантливый автор полностью спасает положение: новый бесспорный хит, собравший почти триста миллионов, не разочаровал ни поклонников режиссера, ни фанатов исполнителя главной роли. Примечательно, что фильм с Фордом Земекис снимал параллельно с картиной «Изгой» с Томом Хэнксом, чтобы дать тому возможность похудеть и войти в образ отшельника. Так что работа получилась довольно напряженной.
На рубеже 2000-х Форд отклонил еще несколько предложений, ставших большими удачами для других актеров… Автор «Самолета президента» Вольфганг Петерсен пригласил Форда в свой «Идеальный шторм» (роль капитана Билла досталась Джорджу Клуни), и фильм в итоге стал суперхитом. Тогда же Роланд Эммерих приглашает Форда в масштабную драму «Патриот» - и актер снова отвечает отказом, сказав, что «Патриот» «слишком жесток на его вкус», особенно потому, что по сюжету в фильме гибнут дети. Кроме того, сценарий показался ему «слишком примитивным».
Как Форд сказал в интервью журналу «People», «вся гражданская война сведена к истории одного мужика, мстящего за свою семью». Мел Гибсон, сыгравший Бенджамина Мартина вместо Харрисона, мог записать себе в актив участие в успешном блокбастере. Ну а самой досадной ошибкой стал, пожалуй, отказ от роли судьи Уэйкфилда (досталась Майклу Дугласу) в лучшем фильме Стивена Содерберга «Траффик», собравшего в прокате 200 миллионов, и получившего в 2001-м четыре Оскара… У Форда же впереди маячили очевидные кассовые провалы.
«Популярность актера мимолетна. Сегодня аплодируют, завтра забыли.»
Один из самых противоречивых проектов с участием Харрисона Форда – мощная драма «К-19» (2002), в которой повествуется о катастрофе на советской подводной лодке в 1961 году. Картина вышла в высшей степени интересная – но только не для американского зрителя. Бывшая супруга Джеймса Камерона Кэтрин Бигелоу, которая по праву считается оной из самых одаренных женщин-режиссеров Голливуда, в течение почти пяти лет работала над практически документальным воспроизведением всех мельчайших деталей аварии, имевшей место в начале шестидесятых, и у нее получилась практически образцовая картина о человеческой отваге перед лицом смерти.
Русские в исполнении американцев выступили не карикатурными персонажами, а настоящими героями, и лучшими из всех стали капитан Алексей Востриков в исполнении Форда, и его помощник Михаил Поленин, которого замечательно сыграл Лиам Нисон. Американцы не оценили драму про русских (единственных участников всего действия), а вот в нашей стране картину приняли с восторгом. Кэтрин даже приезжала в Россию, чтобы встретиться с семьями подводников. Такая вот неудача и триумф в одном флаконе: великолепный фильм, ставший одним из крупнейших провалов Голливуда… После него Харрисон решил взять отпуск, так что триллер «Стрекоза», сценарий которого был написан специально под Форда, получил в качестве ведущего актера Кевина Костнера (в который уже раз). Впрочем, он не стал хитом.
30 мая 2003 года актер получил долгожданную Звезду на голливудском Бульваре Славы. В том же году Форд получил Оскар для режиссера Романа Полански (с которым работал в 85-м над «Неукротимым»). Полански не мог получить награду за своего «Пианиста» сам, поскольку скрывался от американского правосудия с 1978 года.
После «К-19» Харрисон снизил темп: за последующие шесть лет появляются всего лишь две картины с его участием: комедия «Голливудские копы» (2003) с Джошем Хартнеттом, и триллер «Огненная стена» (2006) с Полом Беттани. И если вторая не окупилась в США, лишь кое-как отбив бюджет во всемирном прокате, то первая и вовсе оказалась полнейшим провалом – американский зритель не вернул и половины потраченных на нее денег. Критики разнесли оба фильма в пух и прах, ознаменовав очевидный спад карьеры одного из самых популярных актеров мира. Форд очень жалел о том, что отказался от роли Боба Барнса в «Сириане» (2005), принесшей Джорджу Клуни Оскара и Золотой Глобус…
Снимаясь в «Огненной стене», Форд был так впечатлен красотой острова Боуэн, что купил особняк на местном побережье за $ 13 000 000.
И вот - триумфальное возвращение на самую вершину мира: Стивен Спилберг и Джордж Лукас выпускают мощное, роскошное, полновесное продолжение великого Индианы Джонса под названием «Королевство Хрустального Черепа» (2008).
Да, более нелепых фильмов, пожалуй, считанные единицы. Да, сюжет про инопланетян совершенно не вяжется с антуражем предыдущих картин. Но факт остается фактом – Спилберг – это Гений, его фильмы – это шедевры развлекательного кино, его видеоряд уникален, общая атмосфера словно прямиком пришла из старой доброй трилогии, а самое главное – Индиана Джонс все так же бодр и отважен, несмотря на свои, вдумайтесь, 66 лет!
Актер Харрисон Форд не выглядит стариком, и по-прежнему норовит самостоятельно выполнять трюки. Звезда «Трансформеров» Шайа Ла Баф, сыгравший роль юного сына археолога, неожиданно органично вписался в актерский ансамбль, а еще одной приятной неожиданностью стало возвращение Мэрион из самого первого фильма про Индиану – «Охотники за потерянным Ковчегом» - в исполнении Карен Аллен. Подобного кассового успеха не имели даже оригинальные фильмы про Индиану – сборы достигли чуть ли не 800 миллионов, примерно вдвое перекрыв лучшие достижения любого из фильмов оригинальной трилогии! В год выхода четвертая часть «Индианы» стала вторым по сборам фильмом мира, пропустив вперед лишь эпохального «Темного рыцаря» Кристофера Нолана.
Начиная с момента выхода четвертого «Индианы» Форд словно пробуждается к жизни – к настоящему моменту вышло уже четыре фильма с его участием. Правда, ни одного шедевра среди них нет: драма «Переправа» (2009) про нелегальных иммигрантов с Рэем Лиоттой провалилась напрочь, практически та же участь постигла неплохой фильм «Крайние меры» (2010) со звездой «Мумии» Бренданом Фрейзером, комедия «Доброе утро» (2010) тоже так и не стала хитом. Лишь роскошный блокбастер «Ковбои против пришельцев» (2011) от автора «Железного человека» Джона Фавро с Дэниелом Крейгом снискал некоторую популярность, но и она оказалась куда ниже ожиданий авторов мегапроекта стоимостью 163 миллиона долларов…
«Самое прикольное в этом фильме, это то, что он на самом деле вестерн. Потом происходит нереальное – инопланетяне появляются и начинают все крушить. Но даже после этого это все равно вестерн. Он не превращается в другой вид кино. В этом его особенность – такого никто раньше не делал, это новая территория.»
Ходят устойчивые слухи о твердом намерении Спилберга снять пятую (и заключительную) серию «Индианы Джонса» - ведь в начале восьмидесятых весь проект задумывался именно как череда из пяти картин. Разумеется, этот фильм не увидит свет без Харрисона Форда в главной роли. Нет ни малейших сомнений в том, что впереди у знаменитого актера как минимум еще один хит колоссальных масштабов…
«Я с удовольствием снимусь в еще одном сиквеле Индианы… если только не понадобится ждать еще 20 лет».
Кассовые сборы всех фильмов Форда составили $ 3,18 млрд в США (третье место после Эдди Мерфи и Тома Хэнкса), и около $ 6 млрд в мире (мировой рекорд, до сих пор не побит).
«Может, кто-то и устал смотреть на меня, но я все равно не собираюсь на покой.»
Личная жизнь
Форд известен как очень закрытая для репортеров личность, он строго охраняет неприкосновенность личной жизни, как собственной, так и своей семьи. Самым главным минусом славы он считает вынужденную публичность.
Первой женой Форда стала Мэри Маркуардт, переехавшая вместе с ним из Рипона в Лос-Анжелес – у них родились сыновья Бен (1967) и Уиллард (1969). В начале восьмидесятых пара развелась.
В 1983-м Форд женится на сценаристке Мелиссе Мэтисон (она написала сценарий к «Инопланетянину» Спилберга, и номинировалась за него на Оскар), в 1987-м у них рождается сын Малкольм, в 1990-м – дочь Джорджия. После того, как Мелисса написала сценарий к фильму Мартина Скорсезе «Кундун» (1997) про Далай-ламу, власти Китая запретили въезд на свою территорию не только сценаристке, режиссеру и всем актерам, но даже Харрисону Форду.
В 2004-м Харрисон развелся с Мелиссой, и этот развод был самым дорогим на тот момент в Голливуде. Сейчас он на четвертом месте.
Третьей женой Харрисона стала актриса Калиста Флокхарт, с которой он познакомился на церемонии вручения Золотого Глобуса в 2002-м. Через 8 лет отношений актер сделал Калисте предложение, и 15 июня 2010 года они поженились в Санта Фе, Нью-Мексико, где снимался фильм «Ковбои против пришельцев». Калиста младше Харрисона на 22 года.
«Я не первый и не последний мужчина, который хочет круто изменить свою жизнь после 60. Просто другие делают это, не привлекая к себе внимания.»
У Форда трое внуков – Элиел (род в 1993), Джулиана (1997) и Этан (2000).
Форд владеет обширным ранчо в Вайоминге, он всегда стремится быть ближе к природе и является ее активным защитником. Примерно половину своих земель он пожертвовал под природоохранную зону, и очень гордится тем, что вокруг его ранчо пасутся лоси, без страха приходящие к самому жилью. Кстати, дом Форд построил своими руками.
В награду за борьбу за сохранение окружающей среды Харрисону дали возможность дать имя новому виду бабочек. Он назвал их в честь своей дочери – Джорджия. Кроме того, в честь Форда названы вид муравья (Peidole harrisonfordi) и паука (Calponia Harrisonfordi). 6 октября 2006 года Форд получил награду имени Жюля Верна за защиту природы.
«Современное кино становится бездушным. Вместо шести врагов перед героем тысячи, их ряды уходят к горизонту. Спору нет, это впечатляет, но в погоне за масштабностью режиссеры начинают упускать из виду самое главное. Многие фильмы теперь больше похожи на видеоигры, чем на истории о человеческих взаимоотношениях. А ведь старые фильмы именно потому были так хороши, что на первом плане там были эмоции, а не взрывы…»
|