Рецензия на фильм«Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть»
США, боевик Режиссер: Джон Мур В ролях: Брюс Уиллис, Джай Кортни, Себастьян Кох «Хороший день, чтобы забыть, что они сделали этот фильм»
«Крепкий орешек» — на самом деле трилогия. Настоящий Орешек завершился фильмом 95 года под названием «Возмездие» — он, как и предыдущие два фильма, был честным и атмосферным боевиком, действительно достойным носить громкое имя «Die Hard». К сожалению, то, что теперь выдают за «Крепкого орешка», не имеет к культовой трилогии практически никакого отношения. Здесь в главной роли тот же актер, и его персонажа зовут Джон МакКлейн, но это ничего не меняет.
Справедливости ради надо сказать, что именно Брюс Уиллис — лучшее, что есть в пятом «Орешке». Ему 57, но он по-прежнему способен бегать, таскать здоровенные пушки и надирать задницы. Актер честно отрабатывает трудовые доллары, и, надо признаться, он по-прежнему МакКлейн, пусть и лысый как колено. Но чем больше старается Брюс, тем заметней становится ядовитая смесь слабого сценария и еще более слабой режиссуры — за первое спасибо Скипу Вудсу, за второе Джону Муру.
Ничто в фильмографиях Вудса и Мура не позволяет надеяться на то, что они способны подняться над посредственностью. Ни тот, ни другой за всю свою карьеру не вызвали особого восхищения своими работами, но зато они точно вызвали основательное разочарование. Теперь, когда эти двое объединили свои усилия, на экраны попала худшая часть «Крепкого орешка» за всю его историю. Всего-навсего.
Сценарий Вудса думает, что он «Миссия невыполнима» в стиле «Крепкого орешка», так что вместо того, чтобы поместить МакКлейна в его родной Нью-Йорк, он перетаскивает его на другую сторону земного шара в Москву, чтобы сеять там разрушение. Причина? Чтобы Джон воссоединился со своим потерянным сыном Джеком, который, очевидно, вырос плохим мальчиком, раз заработал «в лучшем случае пожизненное».
Сценаристу так и не удалось убедить зрителя в том, что смена декораций имеет хоть какой-нибудь смысл. Несмотря на то, что мы живем в 21 веке, Вудс, похоже, наглухо застрял в 80-х, так что хорошие американцы и плохие русские у него созданы на основе все тех же замшелых стереотипов, которые были в ходу во время холодной войны. Таким же дремучим архаизмом выглядит и включение в историю Чернобыля... Ах да, нам же надо сорвать гнусный план нехороших русских по использованию чернобыльского урана для создания оружия массового уничтожения. Сейчас точно не восьмидесятые?
Сценарий слаб до такой степени, что выглядит самой настоящей пародией. Сюжетные дыры составляют его основу, он набит ими под завязку, до отрыжки. До такой степени, что даже становится неприятен. Сюжет слаб, развития персонажей нет, драмы нет, взаимоотношений тоже нет, досадные клише натыканы сплошь и рядом, но самое худшее — это все-таки чудовищные глупости, назойливо лезущие прямо в глаза практически ежеминутно.
Кто придумал подрывать стену здания суда тремя автомобилями вместо одного? Каким образом подсудимые, только что крепко запертые в прозрачных клетках, оказались свободны? Куда испарились 150 человек, наполнявшие зал суда непосредственно перед взрывом? Почему в Москве, после жуткого теракта с многочисленными жертвами, страшной погони по центру и ажно стрельбы из вертолета по гостинице Украина (!?!??) никто даже не чешется вводить план Перехват? И почему, спасаясь от обстрела, герои пытаются покончить с собой, выбросившись в окно?
Почему для того, чтобы добраться до украинской Припяти, наши герои решают угнать самую дорогую и редкостную машину, какую смогли найти (они угнали Майбах)? Почему у Майбаха, на котором герои едут в Припять, багажник битком набит автоматами и боеприпасами? Как два окровавленных американца без документов ухитрились проехать тысячу километров и пересечь украинскую границу с багажником, полным оружия, на крайне заметной машине, объявленной в розыск? Что это за таинственная субстанция в цистерне, которая может за несколько секунд ПОЛНОСТЬЮ НЕЙТРАЛИЗОВАТЬ радиацию? Кто доверил человеку, не имеющему ни малейшего понятия о логике и здравом смысле, и при этом невежественному, как папуас, писать сценарий к одному из самых ожидаемых фильмов 2013 года?
Само собой, не обошлось и без глупейших ошибок наподобие номерных табличек вроде «ь408зs99» (у угнанного Гелендевагена) или отчества "Юриевич" в документах. Интересно, что чудовищный акцент «русских» в фильме благополучно переправлен на этапе дубляжа, хотя в оригинале они говорят так, что уши в трубочку сворачиваются. В принципе, с точки зрения эпохи 80-х фильм и надо оценивать, а в нынешние времена он выглядит сущим валенком.
Мы помним, что франшиза «Крепкий орешек» от фильма к фильму наращивала масштаб действия. Сначала сюжет разворачивался в небоскребе. Потом — в аэропорту. В третьем Орешке полем боя стал весь Нью-Йорк, а в четвертом действие распространилось на территорию Соединенных Штатов. Логично было ожидать, что в пятом фильме экшен станет международным.
Черта с два. Птица Обломинго взмахнула мощными крыльями, и пустая бессмысленная погоня, в которую выродился пятый «Die Hard», сделала зрелище самым мелким из всех пяти фильмов. Внимания стоят только две шикарных экшен-сцены (в начале с машинами, и в конце с вертолетом), а все остальное в мусорку. Того ли мы ждали?
Влад Антонов рецензия на фильм «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» |