Рецензия на фильм «Малефисента»
США, Великобритания, фэнтези Режиссер: Роберт Стромберг В ролях: Анджелина Джоли, Эль Фаннинг, Шарлто Копли «Сказ о том, как Анджелину Джоли оброгатили»
Бесспорно, заметнейшая актриса в списке суперзвезд класса А как-то подозрительно долго не выдает роли упомянутого класса. В самом деле, что можно отметить в ее недавних работах? Убийственная Солт? Вялая мадам из «Туриста»? Или, может быть, тигрица в «Кунг-Фу Панде»? Да бросьте. Масштаб личности прекрасной Энджи много больше, чем все эти недороли из самого что ни на есть полновесного класса Б. Мы прямо-таки заждались чего-то поистине величественного и завораживающего, причем, судя по всему, этой роли ждала и сама Джоли. Она сделала все, чтобы ее Малефисента удалась на славу.
Малефисента прекрасна. Сильная женщина, обладающая помимо сокрушительной волшебной мощи еще и большим добрым сердцем. Пострадавшая от мужского предательства, исполненная жажды мести, но при этом вся такая насквозь благородная. Загляденье, да и только, даже несмотря на скулы, о которые можно порезаться, и могучие рога на голове.
Что же до самого кино, то у него рога поветвистей будут, да поувесистей. Видно за версту, что его автор Роберт Стромберг пришел из мира декораций, а не талантливых постановщиков. Декора просто завались, и притом наивысшего качества (особенно если помнить о нескольких вагонах долларов, отваленных мегакорпорацией «Дисней» на производство). Компьютерной графики и всевозможного художества даже чрезмерно много, но, как ни жаль, суть фильма отступила на второй план. «Малефисента» серьезно перегружена действиями, динамикой и конвульсиями сюжета, и ее визуальный рай никак не искупает ее же грехи. Древовидные воины-энты, гномы, роскошные нарисованные лесные дебри — это «Властелин Колец»? «Хроники Нарнии»? «Белоснежка и охотник»? Изобилие красивых кадров, ранее виденное не раз, не отменяет проблем сюжета, который...
Вот тут-то Малефисента и лупит нас по щщам.
С одной стороны, гений чистой красоты: попытка рассказать старую добрую историю «Спящей красавицы» Шарля Перро, так сказать, с другой стороны баррикад — от лица злой волшебницы, наславшей проклятие на юную принцессу. Показать, что довело Малефисенту до жизни такой. А виноваты во всем, конечно же, мужики (мужики, ясен пень, уверены, что во всем виноваты бабы, но это уж как водится). Фильмец ни разу не детский: тут много всяких грубых моментов, вроде рыданий искалеченной волшебницы, проснувшейся с обрубками на месте крыльев, отрезанных вероломным возлюбленным Стефаном. Мотивы классические, но... Но от сказки Шарля Перро оставили рожки да ножки. Хотя нет. Даже ножек не оставили. Только длинные витые рога.
Сюжетной дури навалом с самого начала. Подлый возлюбленный главной героини Стефан, которому старый король пообещал трон, если он убьет свою бывшую зазнобу, вместо головы жертвы притаранил старцу... ее крылья! Это что, очевидное доказательство ухода жертвы в мир иной? Еще бы прядь волос притащил. Но старец, видимо по причине деменции, Стефану поверил, и трон таки отдал. Но это ж надо было до такой степени ненавидеть Малефисенту, чтобы на полном серьезе пообещать вручить державу в руки любому, кто убьет волшебницу - хоть конюху, хоть вообще бродячему разбойнику. При том, что наша героиня всего-то навсего защищала свою страну от вторжения, и в принципе не заслужила столь лютого к себе отношения кого бы то ни было. И вообще — за каким чертом люди поперлись стирать волшебную страну в порошок, когда она никак им не угрожала? Еще понятно, если бы они хотели ее как-нибудь пограбить (позднее, кстати, об этом обмолвились, но вначале — молчок!). Мотивы, мотивы. Умы...
Умы, как выясняется, только берут разгон, потому что далее все становится совсем замечательно. Ставший королем Стефан со своей супругой производят на свет дочку Аврору, которую обожают настолько, что после того, как Малефисента напророчила ей анабиоз от прялки, отдают ее на воспитание каким-то трем полудурочным феям в дремучий лес. Родители года.
А Стефан-то, Стефан! Сначала мы думаем, что он в глубине души все еще любит Малефисенту — он ведь не зарезал ее спящую, когда мог, и всего лишь отсек крылья (мог бы хоть записку оставить с объяснениями своей выходки). Но позднее мы с удивлением обнаруживаем, что Стефан волшебницу таки люто ненавидит... А что ж тогда он ее не зарезал? Или для того, чтобы у живой волшебной женщины крылья отпилить, нужно меньше духу, чем просто ткнуть ее ножом?
А уж отношения с дочкой и пламенную любовь к ней нашего короля можно вообще в стихах описывать: вышвырнув малышку из своей жизни, Стефан роскошно продемонстрировал свое отношение к девочке, НИ РАЗУ не навестив ее в лесу за 16 лет, что она провела там с дурами-феями, а когда наконец увидел выросшую дочурку, то отреагировал на нее в блистательном стиле «Пошла вон, я занят!». Если ему на нее настолько глубоко плевать, то почему тогда режиссер пытается объяснить его ненависть к Малефисенте именно тем, что она прокляла его «горячо любимую» дочь? Оправданность взаимоотношений героев сожжена зеленым пламенем!
Да если уж на то пошло, просто отдать девочку на попечение вышеозначенным феям означало подписать ей смертный приговор, учитывая то, что эти идиотки разбираются в уходе за маленькими детьми ровно настолько, чтобы потчевать младенца грязной морковью и класть на него болт. В итоге кроха не умирает с голоду исключительно благодаря самой Малефисенте, подкармливающей малютку из сострадания. Я уж молчу про эпизод, в котором малолетняя Аврора благополучно навернулась с высокого обрыва, потому что ее няньки в очередной раз подрались друг с другом из-за ерунды (не сомневаюсь, что они еще и алкоголички, просто это осталось за кадром). Крылатые качели сценария весь фильм так и фигачат из крайности в крайность.
Можно было бы очень и очень долго перечислять подобную чушь, то и дело лезущую в глаза на протяжении всего фильма. Тотальная беспомощность Малефисенты в финальной битве, в то время как ранее мы видели, что она способна силой мысли поднимать в воздух с десяток солдат и вышибать из них дух... Хранилище, полное вполне себе целых прялок, хотя в нем, как ранее было сказано, хранился только их ПЕПЕЛ... Но много хуже выглядит яростный, лютый феминизм этого фильма, докатившийся до прямого презирания мужчин, и даже, ни много ни мало... лесбийской тематики!
Да, это действительно звучит дико, но, хоть ты тресни, невозможно объяснить иначе «поцелуй истинной любви», дарованный Малефисентой Спящей Красавице. Это был такой, знаете ли, поворот, что я с грохотом обрушился со стула. Этак можно было даже прекрасного принца сюда не припутывать — его слюнявый чмок, так и не пробудивший принцессу от волшебного сна, не имеет к любви никакого отношения. Оказывается, истинная любовь пылает в сердце Малефисенты, и это, на минуточку, совсем не сестринская или материнская любовь, а Та Самая. Потому что именно такая любовь имелась в виду авторами сказок о поцелуях спящих красавиц юношами на белых конях. И никакая другая.
Так что когда Аврора в конце концов выскочила за своего прынца, Малефисента смогла сказать, что таки недаром таскает на голове свои рога. Знаете, авторы нынешних сценариев Голливуда либо совсем укурились, либо я уже даже не знаю, что и думать. Фильм «Малефисента», по идее, должен был получиться милой и доброй волшебной сказкой. Но тогда что там делают невзрачная Прекрасная Принцесса, насмерть униженные, отвратительные мужики и не самая приличная двусмысленность, дополнительно подкрепленная тем фактом, что Анджелина Джоли, все правильно, дети, бисексуалка?
Какое счастье, что это не видел старик Уолт...
Влад Антонов рецензия на фильм «Малефисента» |