Рецензия на фильм «Интерстеллар»
США, Великобритания, фантастика Режиссер: Кристофер Нолан В ролях: Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн «Через тернии к черным дырам»
Самое главное, что бросается в глаза при просмотре — амбициозность автора. Для Кристофера Нолана «Интерстеллар» - явно Magnum Opus, знаковое произведение, то, чем его трилогия про Бэтмена, при всем уважении, ни разу не являлась (а являлась она, между нами говоря, летящей на крыльях ночи машиной по производству бабла). Но здесь кое-что выглядит совершенно иначе: пусть фильм и претендует на коммерческий успех не меньший, чем предыдущие работы режиссера, все-таки на сей раз Нолан вполне очевидно дает понять — его интересуют вечные темы. Он предлагает поразмыслить. Он преподносит философию.
Вот почему колоссальное количество диалогов так настойчиво ведет зрителя за руку сквозь перипетии сюжета и чувств персонажей. Кто-то из умников-рецензентов узрел в этом чуть ли не оскорбление зрительскому интеллекту, видимо, искренне полагая, что интеллектуальное кино, на лавры которого «Интерстеллар» явно претендует, должно давать людям возможность как можно больше додумывать самостоятельно. Действительно, «Интерстеллар» такой возможности совсем не дает, потому что переживания, сквозь которые он протаскивает нас с вами, каждый раз абсолютно конкретны.
Но на мой взгляд, эта стопроцентная досказанность на самом деле плюс, потому что уж в любом случае она лучше тех шедевров хмельного ума, которые заставляют зрителя додумывать вообще все, становясь при этом бессмысленным набором оперных песнопений на фоне космических пейзажей. «Древо жизни», ну тебя в пень.
Нолан конкретен. Какими бы бредовыми вырутасы его сценария ни оказались по здравом размышлении, там, в зрительном зале, вы потрогаете руками осязаемую, плотную материю реальности, данной нам в ощущениях. Это любовь отца к дочке и его терзания во время нелегкого выбора между самым дорогим существом на Земле и судьбой человечества. Это благоговение Человека Разумного перед тайнами Вселенной, которые олицетворяет неведомая, величественная Черная Дыра. Это трепет любителя фантастики, готового прозакладывать душу ради полета к иным мирам. И это все, черт побери, делает Нолана потрясающим режиссером.
Потому что от фильма, как и вообще от жизни, мы ждем эмоций. И Нолан дает их нам, неважно, какой ценой. Он погружает. Его миры можно ощутить кожей, они не из папье-маше. Недаром ведь Нолан постоянно норовит вместо компьютерной графики всунуть в кадр реальные спецэффекты — потому что стремится быть честным перед лицом зрителя, и не сюсюкать с ним посредством мультиков. А уж если без них не обойтись — так сделать их такими, чтоб мы едва догадывались, что это не реальность. И сцены в космосе, и вообще вся техника в этом фильме — олицетворение термина «достоверный, как сама жизнь».
Честное слово, фильм из разряда тех, к которому придираться не хочется. Редкое чувство, будто ты попал в другой мир. Да, по его сценарию просто неизбежно придется проехаться катком скептицизма, потому что всякие перлы вроде отправки данных изнутри горизонта событий черной дыры, за пределы которого по определению ничего выйти не может, достойны самой феерической порки. Но это как-нибудь потом, когда пройдет чувство магии настоящей, увесистой научной фантастики, которая намного чаще попадается на страницах старых хороших книг, чем на экранах современных кинотеатров, оккупированных героями комиксов в трико.
Влад Антонов рецензия на фильм «Интерстеллар» |