Как снимался "Индиана Джонс и Храм Судьбы"
Спилберг: «Когда мы с Джорджем Лукасом на Гавайях вместе принимали решение о съемках «Индианы», он сразу сказал мне, что если я дам согласие на съемки первого фильма, то мне нужно будет снять три фильма, потому что у него есть сразу три сюжета. Позднее выяснилось, что никаких сюжетов не было, мы их потом придумывали на ходу. Но когда прошло две недели после выхода первого фильма на экраны, нам уже было ясно, что надо приниматься за работу над продолжением».
Действительно, такой успех нужно было развивать, ведь отважный археолог моментально завоевал сердца миллионов, сделав первый фильм трилогии суперхитом мирового масштаба. Так что нет ничего удивительного в том, что Лукас и Спилберг с таким энтузиазмом принялись за работу над вторым фильмом из серии. Примечательно, что во вторую картину, которую назвали «Индиана Джонс и Храм Судьбы», вошли все те идеи, которые первоначально были придуманы для первого фильма.
Лукас: «Сценарий был переполнен трюками, шутками, ситуациями, которые никакой фильм просто не смог бы вытянуть. Но мы все же смогли сполна реализовать все это в «Храме судьбы»».
Спуск по горной реке в надувной лодке, погоня по рельсам в вагонетках – все это было придумано еще для «Охотников за Ковчегом», но не вошло в фильм! В результате вторая часть «Индианы» была сделана уже по-другому, не так, как первая: Лукас со Спилбергом просто взяли сцены, не вошедшие в первый фильм, и развернули действие второй части вокруг них, подгоняя события под придуманные ранее кадры. Получилось на удивление весело и вдохновенно, и теперь никто даже не догадается, что «Храм Судьбы» - не что иное, как набор трюков, искусственно увязанный в некий сюжет, появившийся уже по ходу дела.
Джордж Лукас задумал «Храм судьбы» как мрачный, темный фильм, подобно тому, как «Империя наносит ответный удар» была темным продолжением первого фильма «Звездных войн». Отсюда и культ кровавой богини Кали, тесно связанный с черной магией и человеческими жертвоприношениями… Как раз в это время Лукас разводился со своей женой Марсией и очень тяжело переживал этот момент, так что ничего удивительного нет в том, что это наложило такой отпечаток на его творчество: «Империя наносит ответный удар» и «Храм судьбы», действительно, во многом мрачны и трагичны.
Исполнитель главной роли Харрисон Форд тренировался в спортзале по три часа в день, чтобы привести себя в нужную форму: в фильме предполагалось немало сцен, в которых должны были быть хорошо видны мускулы Индианы, так что актер не жалел сил. В результате он нарастил более десяти фунтов мышц, и выглядел в фильме на все сто.
Немаловажной была роль девушки Индианы. Спилберг хотел снова использовать типаж Мэрион, поскольку он ему очень нравился, но Лукас настоял на том, чтобы девушка была новая, так что Спилберг начал прослушивание претенденток. Его выбор пал на актрису Кейт Кэпшоу (с которой у него завяжутся близкие отношения, и на которой он позднее женится). Кейт прекрасно справилась с ролью Вилли Скотт.
Спилберг: «Из всех претенденток Кейт была единственной, кому, в сущности, не пришлось играть вовсе: она просто сама по себе была той самой девушкой, которую мы с Джорджем придумали для фильма. Совпадение было абсолютным. Мы даже не раздумывали».
Примечательно, что картину решили начать с музыкального номера (идея Лукаса), в котором Вилли поет песню в окружении танцовщиц. Спилберг раньше никогда не снимал мюзиклы, это был для него совершенно новый опыт, но все получилось блестяще. При помощи профессионального хореографа Дэнни Дэниелса, который участвовал в постановке самых популярных мюзиклов того времени, у Спилберга получился просто образцовый номер в исполнении Кейт Кэпшоу. Актриса пела сама (у нее обнаружился прекрасный голос) и ее пластика была не хуже, чем у любой звезды музыкальных номеров Бродвея.
Коротышка, маленький друг Индианы, был не менее важной частью сценария этого фильма, чем сам Индиана – этот персонаж во многих сценах играл прямо-таки решающую роль. Жизненно важно было найти юного актера, который бы идеально соответствовал требованиям. Специалисты по кастингу отправились по школам в поисках мальчика с азиатской внешностью, и 12-летний Ки Кван стал для них бесценной находкой. А ведь он даже не собирался участвовать в кастинге – он только привел своего младшего брата. На Ки сразу обратили внимание – настолько ярким и колоритным был этот мальчуган.
Харрисон Форд: «Он был прирожденный актер, очень яркий и естественный, он всей душой верил в то, что делал. Работать с этим мальчишкой было одно удовольствие».
И, бесспорно, огромной удачей было заполучить в качестве главного злодея звезду индийского кино Амриша Пури, идеально подошедшего на роль мрачного жреца богини Кали по имени Мола Рам. К моменту съемок «Храма судьбы» Амриш снялся более чем в полусотне индийских фильмов (сейчас в его фильмографии 260 картин), и практически всегда – в сугубо отрицательных ролях. Невероятно колоритный, зловещего вида актер после съемок у Спилберга навсегда закрепил за собой роль «Злодея номер один индийского кино» - с самого 84-го года и до конца жизни он брил голову наголо, сохраняя тот самый имидж, в котором его увидел и узнал весь мир…
Действие «Храма судьбы» разворачивалось в Индии, и сначала съемки было решено проводить именно в этой стране. Продюсер Роберт Уоттс вылетел в Индию, и нашел там идеальные локации для съемок всех важнейших планов, а особенно ему понравился Янтарный дворец в Джайпуре, который прекрасно подошел бы для фильма в качестве Дворца махараджи.
Увы – переговоры с правительством зашли в тупик… Это оказалось огромной проблемой – индийцы затребовали все материалы по фильму, и дошли до того, что потребовали от американских продюсеров… изменить сценарий! Дело в том, что индийцы очень чувствительны к критике своей страны со стороны иностранцев, так что их совершенно не устраивали все эти дети, занимающиеся рабским трудом, кровожадные жрецы, вырывающие сердца и прочее. О съемках в Индии можно было забыть – невероятное количество времени и сил было потрачено впустую. Уоттс вылетел в Шри-Ланку и нашел все нужные локации в этой стране. Правительству Шри-Ланки было глубоко плевать на сценарий и прочее… Дворец махараджи был в итоге добавлен на общем плане при помощи спецэффектов и комбинированных съемок, а интерьеры и внутренние дворы просто построены декораторами в Англии. Вышло дорого, но на сей раз авторов никто не стеснял, так что они могли снимать спокойно.
Недалеко от города Канди в Шри-Ланке была построена деревня – как раз там, где в 57-м Дэвид Лин снимал свой эпический фильм «Мост через реку Квай». Спилберг был большим поклонником этого фильма, поэтому он и выбрал это место. К съемкам широко привлекалось местное население – очень верный ход, потому что никакой грим не сделал бы американских актеров настолько колоритными. Проблема заключалась в том, что сингальцы не говорили по-английски вообще – то есть, не знали ни слова. Так что режиссеру приходилось произносить их текст, и они повторяли слова, совершенно не понимая, что произносят. Так были сняты сцены со старейшиной деревни, и они заняли много часов бесконечных дублей…
Спилберг: «В этой сцене старейшина делает такие большие паузы между словами, потому что в эти моменты он слушал, что я говорил ему, и повторял мои слова. Никогда раньше, и никогда потом я такого не делал».
Как и в первом фильме, в сценарии присутствовали змеи. Много змей. В частности, там была сцена, в которой Вилли буквально окружена ими. Кейт Кэпшоу, которая не очень-то внимательно читала сценарий, была в шоке, узнав, что ей придется делать эту сцену, потому что змей она боялась панически. Бледная до синевы Кейт мужественно пыталась исполнить свою роль, но несколько раз буквально падала в обморок. Кончилось тем, что Спилберг выбросил из фильма эту сцену, и зрители ее так никогда и не увидели (но в качестве компенсации Стивен заставил Кейт сниматься с насекомыми, что было для нее едва ли не страшнее змей). Тем не менее, в сцене, где Вилли хватает рукой змею, которая обвивается вокруг ее шеи, Кейт сыграла с полным самообладанием… Змея была самая настоящая.
Сцены в подземелье снимали на студии в Лондоне. Декорации были более чем впечатляющими – начиная от камеры смерти с шипами, выдвигавшимися из стен и потолка, и заканчивая храмом богини Кали с колодцем, заполненным «лавой». Эффект лавы был создан при помощи сложного освещения и дымогенераторов, и он получился безупречным. Интерьеры дворца тоже были декорациями, созданными в лондонских студиях. Именно во время съемок в Лондоне с исполнителем роли Индианы Джонса Харрисоном Фордом случилось несчастье, которое поставило под угрозу весь проект.
Снимали сцену, в которой на Индиану нападает убийца, пока археолог отдыхает во дворце. Решили не использовать дублера, и Форд сам играл от начала до конца. И вот, во время одного из дублей, когда Индиана перебрасывает убийцу через себя, Харрисон Форд повредил спину. Один из позвонков оказался защемлен, да так, что Форд буквально превратился в инвалида – он с трудом мог ходить, и был даже не способен самостоятельно выбраться из кровати утром. Тем не менее, он мужественно пытался работать дальше, так что несколько сцен были отсняты, когда Форд еле двигался, и даже вошли в фильм. Но так не могло продолжаться – Спилберг видел, что с Харрисоном случилась настоящая катастрофа…
Лукас: «Я был в Штатах, когда это случилось. Стивен позвонил мне, и сказал: «Харрисон в очень плохой форме, я не знаю, что делать.» Я прыгнул в самолет и на следующее утро уже был в Англии. То, что я увидел, привело меня в ужас. Харрисон ел таблетки горстями, но все равно страдал от страшной боли в спине. На съемочную площадку его привозили в кровати, и буквально носили на руках – он не мог сделать ни шагу без посторонней помощи. Я немедленно принял решение прекратить работу. Я сказал: если придется закрыть проект – мы его закроем, но не будем продолжать такой ценой. На той же неделе Харрисон улетел со мной в Лос-Анжелес, где стал готовиться к операции. Съемки были остановлены».
Все застыли в ожидании: если доктора вынесут неутешительный вердикт, фильму конец – самые главные сцены еще не были сняты, и нечего было и думать завершить проект без Форда. Итоги операции на спине актера могли похоронить или воскресить картину, и все отчаянно надеялись на лучшее. Наконец, из Америки пришла радостная новость: операция прошла успешно и Харрисон полностью поправится. Но врачи были непреклонны: к работе можно вернуться спустя не менее полутора месяцев восстановительной терапии, а до тех пор о каких-либо нагрузках и думать нельзя. Тогда Спилбергу пришли на помощь дублеры Форда, хорошо знакомые по первому фильму трилогии.
Вик Армстронг, с таким успехом заменивший Харрисона Форда во многих сценах «Охотников за Ковчегом», снова прекрасно справился со своей задачей. Знаменитая драка Индианы с бородачом на транспортерной ленте, погоня в вагонетках, спуск на тросе над залом в шахте – все это сцены, в которых снимался не Харрисон, а Вик. На всех общих планах мы видим каскадера, а Форд появляется только на крупных планах, которые были сняты гораздо позднее.
Ки Кван в роли Коротышки обошелся без дублеров – мальчишка обожал фильмы с Брюсом Ли и Джеки Чаном, и буквально на лету схватывал все премудрости рукопашного боя, которым его обучал инструктор. Так что Ки успешно снялся во всех сценах, где его герой колошматит взрослых мужчин.
Во время съемки сцены, в которой Коротышка бьет палкой жреца, схватившего Вилли, лезущую в вагонетку, палка разломилась пополам, и отскочила Кейт Кэпшоу прямо в глаз, в результате чего получился синяк. Чтобы поддержать Кейт, вся съемочная группа нарисовала себе фингалы под глазами, и все ходили в таком виде, пока синяк не прошел.
Спилберг признавался, что в работе над «Храмом судьбы» было много спонтанного, некоторые идеи рождались прямо на съемочной площадке, и немедленно реализовывались. Но знаменитая сцена погони в вагонетках вынашивалась Спилбергом и Лукасом еще со времен работы над сценарием к «Охотникам за Ковчегом». Сцена должна была стать жемчужиной фильма – она потребовала массу усилий, комбинированных съемок, потрясающего сочетания миниатюрных моделей, изготовленных в студии Лукаса ILM в Америке (большая часть сцены сделана именно там), со съемками настоящих вагонеток, носившихся в павильонах студии в Англии.
Все помнят замечательную сцену с подвесным мостом. Съемочной группе очень повезло: буквально в двух шагах от города Канди в Шри-Ланке, недалеко от того места, где снимали деревню, крупная британская компания строила гидроэлектростанцию, перегородив живописную глубокую долину. Именно инженеры, строившие дамбу, и построили этот мост для киношников, радуясь, что могут поучаствовать в создании новой картины самого Спилберга, имя которого после «Челюстей», «Инопланетянина» и первого «Индианы» знал весь мир.
В основе моста были толстые стальные тросы, и он был очень прочным и безопасным, но Спилберг и оператор Дуглас Слокомб панически боялись заходить на него, и пережили немало мучительных минут, раскачиваясь над пропастью во время съемок важных сцен.
В момент, когда Индиана разрубал канаты мечом, и мост рвался пополам, использовали четыре пиропатрона, управляемых дистанционно, которые разрывали стальные тросы моста. Сцена была очень ответственной, поскольку трудно было рассчитывать на то, что будет построен еще один мост, если что-то пойдет не так. Поэтому к съемке готовились особенно тщательно, продумывая все до мельчайших подробностей. На мосту установили полтора десятка механических манекенов, изображавших солдат.
Уникальность этих манекенов состояла в том, что они… дергали руками и ногами в момент падения, создавая полную имитацию живых людей. Движения рук и ног падающих тел хорошо видны в фильме, и эти манекены создали потрясающую иллюзию реальности происходящего на экране. Каждый манекен был привязан тонким тросиком к мосту, и когда тросы рвались, и манекены падали вниз, тросики натягивались, и запускали механизмы движения рук и ног.
Сцена с падающим мостом стала самой напряженной для всей съемочной группы. Если бы что-то не заладилось, эти кадры, скорее всего, пришлось бы рисовать на студии ILM, потому что повторить съемку было просто невозможно. Но все прошло безупречно: пиропатроны сработали как надо, манекены падали максимально естественно, и восемь камер, направленных на мост с самых разных ракурсов, благополучно сняли материал, необходимый для сцены. Все вздохнули с облегчением. Теперь можно было возвращаться в Англию, и продолжить съемки в условиях студии, где было куда меньше посторонних факторов и досадных случайностей.
Все остальные кадры были сняты уже в Англии – включая те, в которых Индиана борется с Мола Рамом, вися на остатках моста на головокружительной высоте. На студии построили «каменную стену», на фоне которой и проводились съемки. Сцена, в которой Индиана, Коротышка и Вилли, спасаясь от потока, выбегают к обрыву, тоже снимались на студии, на высоте около двух метров…
На последнем этапе производства были добавлены спецэффекты от студии ILM – самая совершенная на тот момент компьютерная анимация, которая позволила создать и ощущение высоты, и полет злобного жреца в пасти аллигаторов. В конце 83-го все кадры были отсняты, и авторы приступили к монтажу и озвучке, чтобы выпустить фильм на экраны в 84-м.
Сегодня это кажется странным, но критика ругала фильм почем зря, упирая на то, что Спилберг «скатился к жанру ужасов».
Фильм получился гораздо мрачнее первой части «Индианы», получив рейтинг PG-13 (дети до 13 лет не допускаются), и в этом не было ничего удивительного – все эти вырывания сердец и погружения в лаву, детское рабство и страшные язычники, действительно, не очень-то вписывались в образ детского кино. Но Лукас и Спилберг пошли на это намеренно.
Лукас: «Мы не хотели снять «Охотников за Ковчегом» номер два. Это должен был быть фильм совершенно оригинальный, уникальный в своем роде. Я думаю, у нас в итоге получилось мрачнее, чем мы рассчитывали с самого начала. Но когда вы посередине съемочного процесса, и понимаете, что у вас получается нечто выдающееся, вы не думаете о рейтингах. Вы просто делаете фильм».
Время все расставило по своим местам – «Храм Судьбы» получил столь же восторженный прием, что и предшественник, моментально став самым кассовым фильмом года, получив Оскар за спецэффекты, и навеки став одним из лучших приключенческих фильмов всех времен. Лукас и Спилберг праздновали полную и безоговорочную победу. Появление третьего фильма про храброго археолога было всего лишь вопросом времени…
Харрисон Форд: «Мрачность только пошла фильму на пользу – он превзошел ожидания всех зрителей, пришедших на просмотр, а именно этого мы все и добивались. Он был круче, чем все могли себе представить».
|