Как снимался фильм "Назад в будущее"
Роберт Земекис: «Назад в будущее — это комедийная приключенческая фантастическая мелодрама о путешествиях во времени.»
Роберт Земекис и Боб Гейл придумали историю про школьника и машину времени еще задолго до 1985 года, когда на экраны вышел один из прекраснейших приключенческих фильмов всех времен. «Назад в будущее», шедевр, равных которому немного сыщется в истории кино, пробивал дорогу к экрану долго и мучительно, и если бы не ряд обстоятельств, он вообще мог не появиться на свет. Но он появился — и останется в истории, даже когда наступит далекое будущее.
Роберт Земекис и Боб Гейл познакомились в школе Кинематографии при Южнокалифорнийском Университете, когда учились там в шестидесятых, собираясь стать голливудскими сценаристами. Позднее, когда друзья уже работали на Фабрике Грез (Земекис уже успел снять пару дебютных фильмов, а Гейл — написать к ним сценарии), Боб заложил фундамент той самой истории, которая позднее вылилась в знаменитую трилогию, покорившую мир. Гейла осенило, когда после премьеры сделанного совместно с Земекисом фильма «Подержанные автомобили» (1980) он приехал в Сент-Луис, чтобы навестить своих родителей. Там, разбирая в подвале старые вещи, Боб наткнулся на фотоальбом своего отца, который никогда не видел раньше.
Боб Гейл: «Мой отец не особенно любил рассказывать о своей молодости, и для меня было огромным сюрпризом, когда я наткнулся как-то раз на его старый фотоальбом, и узнал, что он был президентом выпускного класса. Раньше я этого не знал. Я вспомнил о президенте своего класса, с которым почти не общался, и подумал: Если бы я учился в одном классе со своим отцом — были бы мы друзьями? Вот тогда-то я и придумал этот сюжет про школьника, который попадает в прошлое, и знакомится там со своими родителями».
В сентябре 1980 года друзья заключили контракт на сценарий с компанией «Коламбия Пикчерз», и принялись за дело. Интересный факт: в первоначальной версии главный герой занимался видеопиратством, и в прошлое он перемещался при помощи машины времени, сделанной из... холодильника! Потом от идеи с холодильником решили отказаться: Земекис боялся, что дети будут забираться в холодильники под впечатлением от фильма. Нужно отметить, он был прав: впечатление фильм произвел незабываемое...
Когда же сценаристы обратились к идее машины времени в виде автомобиля, они сперва решили, что это должен быть какой-нибудь вездеход на гусеницах, который мог бы передвигаться в том времени, где еще не было дорог. ДеЛореан появился благодаря чистой случайности.
Земекис придумал сцену, в которой фермерское семейство в пятидесятых принимает машину времени за летающую тарелку, и оригинальный мелкосерийный спорткар DMC-12 DeLorean с его поднимающимися вверх дверями и блестящей обшивкой из нержавеющей стали выглядел достаточно футуристично, чтобы сойти за неземную технику в глазах "простых американцев".
Перемещение во времени вызвало у друзей массу споров. Начать с того, что для этого требовалась огромная энергия (1,21 Гигаватт), и некоторое время на полном серьезе обсуждалась мысль о том, чтобы для перемещения нужно было произвести... ядерный взрыв! Док и Марти для этого должны были отправиться в Неваду на военный полигон. Но когда выяснилось, что съемка эпизода с ядерным взрывом одна обошлась бы в миллион долларов (для 84 года это было непомерной суммой), Гейл и Земекис решили придумать что-то совсем другое, менее затратное. Вот так и появилась на свет идея об ударе молнии — при этом действие не выходило за пределы Хилл Вэлли, и, кроме того, в эпизоде появлялись часы, символизировавшие Время. Это была очень удачная идея, и именно она была воплощена на экране в блистательной кульминационной сцене.
Кстати, задумка Земекиса, связанная с ядерным взрывом и холодильником, не пропала — продюсер Спилберг много лет спустя использовал ее в четвертой части «Индианы Джонса»! И еще один интересный факт — харизматичный «плохиш» Бифф Таннен был назван в честь некого Неда Танена — продюсера, который агрессивно вел себя с Гейлом и Земекисом во время обсуждения сценария к дебютному фильму Роберта «Я хочу держать тебя за руку»(1978).
Стивен Спилберг, с которым Гейл и Земекис подружились еще в конце семидесятых, и который, несмотря на молодость, уже считался одним из самых талантливых (и состоятельных) продюсеров Голливуда благодаря сногсшибательному успеху «Челюстей», одним из первых прочитал сценарий «Назад в будущее». Это неудивительно — ведь именно благодаря Стивену Роберт Земекис сделал свои первые шаги в кинематографе в качестве режиссера. Спилберг спродюсировал почти все фильмы Земекиса 70-80 годов, начиная с дебютной музыкальной мелодрамы «Я хочу держать тебя за руку» (1978) и заканчивая второй и третьей частями «Назад в будущее», довершившими картину полного и безоговорочного триумфа.
Но снять «Назад в будущее» Земекис смог исключительно благодаря успеху картины, к которой Спилберг как раз был не причастен — речь идет о «Романе с камнем». Этот приключенческий фильм с Майклом Дугласом довольно неожиданно для всех оказался хитом, восемь раз вернув бюджет только в национальном прокате. При этом все совместные проекты Земекиса и Спилберга на начало 80-х были провальными — не стала хитом ни комедия «Подержанные автомобили» с Куртом Расселлом, ни дебютная мелодрама «Я хочу держать тебя за руку». А уж фарс Спилберга «1941», к которому Земекис написал сценарий, и вовсе оказался худшим за всю режиссерскую карьеру Стивена! Словом, по отдельности парни явно были мастерами своего дела, но вот вместе они раз за разом выдавали «типичное не то». В Голливуде об этом знали, и Земекис на полном серьезе опасался, что если и «Назад в будущее»окажется провалом, то его просто больше не будут приглашать в качестве режиссера ни в один мало-мальски заметный фильм...
Кто бы мог подумать! Один из удачнейших фильмов всех времен, точно так же, как и «Звездные войны» Лукаса, на этапе сценария считался проектом потенциально убыточным, недостойным того, чтобы вкладывать в него деньги. Продюсеры предпочитали давать зеленый свет фильмам более приземленным, для них было куда интереснее сделать просто молодежную комедию без пространственно-временных континуумов (и заодно сэкономить на спецэффектах), чем ввязываться в новаторскую затею с этим революционным кино.
В общем, еще до «Романа с камнем» Земекис поделился со Спилбергом своими опасениями насчет своего детища, и тот согласился, что проект стоит отложить «до лучших времен». Это было в 1981-м. С того времени сценарий «Назад в будущее» в течение трех лет по очереди отклонили все (!) голливудские киностудии. Земекис с Гейлом снова и снова пытались продвинуть свое творение, и неизменно получали отказ с формулировкой «Слишком сомнительная идея». Они уже начали терять веру в успех.
Боб Гейл: «Мы боялись заработать репутацию парней, которые могут получить работу только потому, что они друзья Спилберга.»
Как уже было сказано, первоначально сценарий «Назад в будущее» изначально предназначался вовсе не для «Юниверсал», а для «Коламбии». Земекис и Гейл закончили первый вариант сценария в феврале 1981-го — и с самого начала столкнулись с непониманием. В начале 80-х самыми кассовыми молодежными фильмами («Беспечные времена в Риджмонт-Хай», «Порки») были фильмы с довольно суровым рейтингом «от 18» - с эротикой, алкоголем и насилием, и абсолютно нулевой научно-фантастической составляющей. Авторам «Назад в будущее» говорили, что их фильм «слишком детский», что большая часть потенциальной аудитории оставит его без внимания, потому что в нем «мало жесткости». Так сказали везде, коме студии «Дисней» - там, напротив, сочли сценарий «неприличным» из-за присутствия в нем романтической нотки, связанной с Марти и его матерью в молодости, и сказали, что такой сюжет для семейного бренда абсолютно не подходит...
Майкл Джей Фокс: «На бумаге вся эта история отношений Марти с его матерью, действительно, могла показаться неподходящей для семейного кино, но на самом деле в ней не было ни намека на пошлость. Напротив, все это в итоге получилось очень невинно и трогательно.»
Земекис с Гейлом упорно трудились, переписав сценарий дважды, но все было тщетно: желающих вложить в него деньги так и не нашлось. Но все изменилось в один миг, когда в 1984-м грянул громкий успех «Романа с камнем», снятого Земекисом благодаря протекции Майкла Дугласа, уже тогда большой величины на Фабрике Грез. После этого все продюсеры внезапно захотели сделать «Назад в будущее», и исполнились искренней уверенности в успехе. Но Земекис решил вернуться именно к тому продюсеру, который с самого начала оценил сценарий, когда все остальные его отвергли — к Спилбергу. Ведь Стивен еще в 1981-м был в искреннем восторге от истории, и очень хотел воплотить ее на экране. Именно поэтому Земекис в конце концов выбрал его.
На финальном этапе сценарий подвергся доработке со стороны исполнительного продюсера Сидни Шейнберга: он изменил имя матери Марти с Мег на Лорейн (в честь своей обожаемой супруги Лорейн Гэри), а также настоял на том, чтобы домашним питомцем дока Брауна вместо шимпанзе (!) был пес. Кличку Эйнштейн, впрочем, оставили без изменений. Но на одно из требований Шейнберга ответили решительным отказом: назвать фильм «Пришелец с Плутона». Сидни объяснял свое предложение тем, что раньше в прокат еще не выходили кассовые фильмы со словом «Будущее». Спилберг и Земекис назвали его идею «смехотворной», и Шейнберг в конце концов согласился, что сморозил глупость.
Проекту очень повезло с актерами — пожалуй, невозможно себе представить на месте Марти МакФлая кого-то кроме Майкла Дж. Фокса, а на месте доктора Брауна — кого-то кроме Кристофера Ллойда. Все идеально вжились в свои образы.
Кандидатура Кристофера Ллойда на роль доктора Эммета Брауна была предложена продюсером Нилом Кантоном, который работал с Кристофером в 84-м над фильмом «Приключения Букару Банзая в восьмом измерении». Ллойд сперва отказался от роли, но передумал, как только прочитал сценарий. Актер скопировал своего персонажа с его копной встрепанных белых волос и размашистыми движениями с известного дирижера Леопольда Стоковского.
Док Браун двигается так, будто он дирижирует одному ему видимым оркестром. Плюс — в Брауне есть что-то от Эйнштейна, тем более, что по сценарию он — чокнутый гений. Он произносит слово «Гигаватт» как «Джигаватт» - точно так же, как его произнес один ученый-физик, когда Земекис и Гейл консультировались с ним по поводу научной составляющей сюжета.
Криспин Гловер идеально исполнил роль отца Марти — Джорджа МакФлая. Большую часть фильма он импровизировал, и, по словам Земекиса, так вошел в роль неуверенного в себе, рассеянного «ботаника», что до него «едва можно было достучаться». Как бы то ни было, образ получился просто безупречным.
Хороша была и Лиа Томпсон в роли юной Лорейн — романтичная, очаровательная и невинная, она идеально вписалась в придуманный Гейлом и Земекисом образ. Лиа попала в «Назад в будущее» благодаря комедии «Без тормозов» (1984), в которой она играла вместе с Эриком Штольцем, одним из фаворитов на роль Марти МакФлая.
На роль Биффа Таннена сначала взяли Джей Джей Коэна, но он показался Земекису «недостаточно крутым парнем». Так что в итоге его утвердили как одного из дружков Таннена, а роль «плохиша» досталась Томасу Ф. Уилсону, никому не известному молодому актеру, который ранее появлялся исключительно в маленькой роли в телесериале «Рыцарь дорог». Блестяще исполненная роль задиристого здоровяка Биффа стала для него настоящим прорывом.
Но с главным героем возникла большая проблема. Выяснилось, что Майкл Джей Фокс, который по мнению всех авторов фильма лучше всего подходил на роль Марти МакФлая (с ним Земекис познакомился случайно, когда тот снимался в «Волчонке», и моментально отметил его как кандидата номер один), был связан контрактом на производство популярнейшего телесериала «Семейные узы», с большим успехом выходившего на канале NBC на протяжении семи сезонов, с 1982 по 1989 год. И Майкл играл в этом сериале одну из главных ролей.
Это была огромная проблема — продюсер сериала Дэвид Голдберг и слышать не хотел о том, чтобы отпустить востребованного телевизионного актера работать над художественным фильмом на протяжении нескольких месяцев. Собственно, он был уверен, что рейтинг шоу держится в основном на Фоксе. Несмотря на горячее стремление Майкла сниматься в «Назад в будущее», от его кандидатуры отказались. После этого Земекис и Спилберг провели множество кинопроб на роль Марти. Съемки постоянно откладывались из-за того, что Земекис никак не мог определиться с выбором молодого актера, который будет играть главную роль. Между тем ситуация накалялась, поскольку выход фильма наметили на май 1985-го, а между тем осенью 84-го съемки еще даже не начались. Впрочем, из-за трудностей производства дата релиза позднее откладывалась дважды.
В конце концов отобрали двух юных кандидатов, лучше всех показавших себя на тестах — Томаса Хауэлла (слева), снимавшегося ранее у Спилберга в «Инопланетянине» в роли Тайлера, и у Копполы в «Изгоях» в роли Понибоя, а также Эрика Штольца, очень популярного молодого актера с телевидения. Когда директор Юниверсал посмотрел их пробы он сказал: «Берите Штольца. Я настолько уверен, что он справится, что если что-то пойдет не так — я дам вам возможность переснять все заново с другим актером.» Наконец, работа над фильмом началась.
Роберт Земекис: «Штольц — отличный актер. Он играл замечательно, лучшего и пожелать было нельзя. Но с каждым новым дублем я все отчетливее понимал, что Эрик — не тот Марти МакФлай, которого мы с Бобом придумали, когда писали сценарий. В нем не было и тени того юмора, которым должен был лучиться Марти. Эрик был чудовищно, убийственно драматичен. Настоящим Марти мог быть только Майкл Джей Фокс. Ему не нужно было даже играть — он просто сам по себе был такой же, как наш вымышленный герой. Эрик терпеть не мог скейтборд — а Майкл катался на нем с детства... Я принял не самое легкое решение о прекращении работы со Штольцем спустя примерно месяц после начала работы. Это стоило нам 3 миллиона долларов».
Пересъемки сделанных со Штольцем сцен добавили кругленькую сумму к 14-миллионному бюджету... Такова была цена ошибки, сделанной Гейлом, Земекисом и Спилбергом на этапе кастинга.
Майкл Джей Фокс: «Все, что я делал в старших классах — катался на скейте, ухаживал за девчонками и играл в рок-группах. Я даже хотел стать звездой рок-н-ролла. Марти МакФлай — это я.»
Майкл Джей Фокс с самого начала, с того самого момента, как прочел сценарий, изъявил огромное желание работать с Земекисом над «Назад в будущее», даже несмотря на свою стопроцентную занятость. Он так и сказал: «Я согласен работать день и ночь, только возьмите меня в этот фильм». Тогда, в 84-м, от него отказались именно из-за полной невозможности выкроить хотя бы немного времени в его плотном съемочном графике. Но когда после увольнения Штольца проект «Назад в будущее» повис над пропастью, было все же принято решение о включении Майкла в работу. Актер согласился работать сверхурочно. Марти МакФлай был буквально копией его самого...
Майкл Джей Фокс: «Я вставал в шесть утра, мчался на телестудию, и там работал над сериалом полный рабочий день. В шесть часов вечера я мчался на киностудию Юниверсал, и там снимался в «Назад в будущее» до двух часов ночи. К тому моменту, когда я добирался до дома, мне оставалось на сон два-три часа. В шесть часов утра все начиналось по новой. Не понимаю, как я выдержал. Большую часть времени я даже плохо соображал, где я нахожусь. Это был самый сумасшедший период моей жизни, но я рад, что он был.»
Майкл моментально включился в работу, сделав все сцены, отснятые ранее со Штольцем, всего за две недели. Наконец-то работа над фильмом пошла полным ходом. Фокс работал на износ, участвуя в съемках по вечерам, а дневные сцены снимались в выходные. Режиссер из-за продолжительных ночных смен был постоянно в «полусонном» состоянии. Но никто не жаловался — все находились под очарованием уникальной атмосферы 50-х годов...
Роберт Земекис: «Пятидесятые годы мы выбрали, исходя из простой логики: Марти встречается со своими родителями в тот момент, когда они являются его ровесниками. Второй причиной было то, что в пятидесятые зародилась подростковая культура, которая была важной составляющей повествования. Именно в те времена в подростках пробудился дух независимости, который живет и по сей день.»
Боб Гейл: «Пятидесятые — прекрасное время для того, чтобы вовлечь зрителей 80-х в действие: все молодые американцы смотрели фотоальбомы своих родителей и видели, какими они были тридцать лет назад: стройные, красивые, так похожие на них самих...»
Художник картины Лоуренс Пол блестяще воссоздал атмосферу 50-х: для этого ему пришлось изучить несколько сотен фотографий того времени и посмотреть больше десятка фильмов, снятых в те годы. В «Назад в будущее» имеется огромное количество абсолютно аутентичных деталей. Пол намеренно отступил чуть дальше в прошлое, чем пятидесятые годы, забравшись практически в конец сороковых, потому что реальные пятидесятые все же не были столь архаичны. Легкое утрирование пошло фильму на пользу, усилив эффект погружения в прошлое.
Съемки в городе были исключены: никто не позволил бы киношникам перестроить целую городскую площадь в стиле пятидесятых, а потом вернуть все обратно. Поэтому город, в котором происходят события, построили с чистого листа — все фасады зданий, все вокруг было возведено на задней площадке киностудии Юниверсал Courthouse Square, и обошлось в кругленькую сумму.
Сначала решено было построить декорацию пятидесятых, чистенькую и аккуратную, словно сошедшую с картинки. Снять на ней все сцены пятидесятых, а потом, изменив все вокруг, превратить пятидесятые годы в восьмидесятые. Локация та же самая — просто декорации искусственно состарили и осовременили. Площадь перед зданием с часами вместо зеленой лужайки стала асфальтированной парковкой.
Дом дока Брауна снимали в историческом здании «Дом Блэкера» (интерьер), и рядом с «Домом Гэмбла» (наружные съемки) — оба здания расположены в Пасадене, Калифорния. Сцена у супермаркета «Две сосны» снималась рядом с торговым центром в Сен Гэбриел Вэлли в окрестностях Лос-Анжелеса. Сцены в школе снимались в средней школе Уиттиера, маленького городка в лос-анжелесском округе (кстати, ее в свое время заканчивали 37-й президент США Ричард Никсон и основатель студии Пиксар Джон Лассетер). Наконец, сцена в танцевальном зале была снята в... Церкви Методистов в Голливуде! Словом, Земекису удалось найти все подходящие локации в Калифорнии, так что съемочной группе не пришлось уезжать далеко от места съемок — это помогло сэкономить время и деньги.
20 апреля съемки благополучно завершились, но, само собой, и думать было нечего о том, чтобы выпустить фильм в мае. Премьеру перенесли на август 85-го. Но когда фильм показали тестовой группе, на предварительном просмотре, по выражению продюсера Фрэнка Маршалла, «зрители прыгали до потолка». По признанию того же Маршалла, «такого предварительного просмотра он не припомнит». Премьеру назначили на 3 июля. Чтобы уложиться в сроки, монтажеры и специалисты по озвучке работали круглые сутки.
На стадии монтажа были вырезаны некоторые сцены — например, та, в которой Марти смотрит, как Лорейн списывает на экзамене, и та, в которой Джордж МакФлай застревает в телефонной будке. Земекис чуть было не вырезал и сцену с рок-выступлением Марти, но тестовой аудитории так понравилась эта сцена, что он решил ее оставить — как выяснилось, правильно сделал. Когда компания Лукаса Industrial Light & Magic закончила изготавливать спецэффекты (их было всего 32 на весь фильм), до премьеры оставалась одна неделя...
Музыка — настоящая жемчужина фильма. Блестяще одаренный композитор Алан Сильвестри, с которым Земекис только что работал над фильмом «Роман с камнем», в «Назад в будущее» просто превзошел самого себя: саундтрек, вне всякого сомнения, стал одной из самых важных составляющих общей чарующей атмосферы. 98 человек составляли грандиозный оркестр, которым дирижировал Алан — такого состава на студии Юниверсал не собирали никогда. Впоследствии Алан работал с Земекисом практически над всеми его новыми проектами. Музыка, несмотря на небольшой масштаб происходящих событий, была эпичной и впечатляющей — Сильвестри намеренно сделал саундтрек столь навороченным, специально чтобы впечатлить Спилберга, который остался не в восторге от саундтрека «Романа с камнем». Услышав музыку Сильвестри к «Назад в будущее», Спилберг вынужден был признать, что Алан — необычайно одаренный композитор.
Если говорить о саундтреке, то никак нельзя забыть о приглашенном Аланом Сильвестри Хьюи Льюисе — популярном музыканте, записавшем со своей группой «News” специально для Земекиса две песни. Именно под его задорную композицию «Power Of Love» Марти мчится в школу на своем скейтборде, прицепляясь к автомобилям, а песня «Back In Time» играет в финале и во время титров. А еще Хьюи появился в фильме! Тот строгий критик в очках в составе жюри, которому Марти МакФлай демонстрирует свою школьную рок-группу — на самом деле отвязный рокер Хьюи, который больше всего переживал, как бы кто из его фанатов не увидел его в забавном обличье... «Вы слишком громкие!»
Кстати, в тех сценах, где Марти играет на гитаре, он на самом деле только имитировал игру, поскольку его личные умения в обращении с данным инструментом были значительно более скромные, чем те, что демонстрировались в фильме. Так что его партии были сыграны за кадром профессиональными музыкантами Тимом Мэем и Полом Хенсоном.
Земекис потому и считается одним из самых талантливых режиссеров, что он никогда не боялся делать шаг вперед, раздвигать грани возможного и выступать в роли первопроходца. Его гениальная в своей простоте и вдохновении трилогия «Назад в будущее», как и прочие эпохальные фильмы Голливуда, раздвинула границы возможного, и на долгие годы стала одной из самых удачных и прибыльных франшиз кинематографа. На основе придуманных Гейлом и Земекисом персонажей и их приключений впоследствии развернули целую индустрию — игрушки, мультсериал, видеоигры и даже... тематический парк!
И все-таки в день выхода авторов «Назад в будущее» одолевали сомнения по поводу успеха их творения. Начать с того, что Майкл Джей Фокс не смог участвовать в рекламе картины (все из-за тех же непрерывных съемок в «Семейных узах», но на сей раз в Лондоне). К тому же, Гейла не на шутку смущал предложенный студией легкомысленный слоган: «Моя мамочка влюбилась в меня». Но когда фильм вышел на экраны в 1200 кинотеатрах по всей Северной Америке, начиная с 3 июля 1985 года и на протяжении последующих 11 (!) недель он был абсолютным лидером проката в США. Только на одну неделю его опередила вышедшая в августе комедия с Чеви Чейзом «Европейские каникулы», а потом «Назад в будущее» снова вырвался вперед. Успех был поразительный. В одной только Америке фильм собрал 210 миллионов (вдвое больше самых смелых ожиданий), а мировой прокат принес аж 380 миллионов долларов. Это был мегахит планетарного масштаба, и самый кассовый фильм мира в 1985 году.
Критики были в таком же восторге, как и зрители — благодаря блистательному динамичному сюжету, естественной игре и изумительному подбору актеров. О получившем один из высочайших рейтингов в истории фильме сказали так: «Романтичный, веселый, наполненный экшеном шедевр, который понравится и детям и взрослым». Получивший четыре номинации на Оскара, фильм «Назад в будущее» получил высшую награду за монтаж звука (благодаря той самой песне Хьюи Льюиса), завоевал престижные награды «Хьюго» и «Сатурн», и получил четыре номинации на Золотой Глобус. Он сделал Роберта Земекиса одним из самых удачливых кинорежиссеров в истории. И конечно же, запустил два продолжения, снимавшиеся одновременно...
Рубрика "Как снимаются фильмы" продолжает знакомить вас с нелегкими и захватывающими процессами съемок.
|