Фильмы-разочарования великих режиссеров - 2
Непонятно, что происходит с некоторыми талантливыми режиссерами, выдававшими в свое время один удачный фильм за другим? После определенного момента их творчество вместо восхищения начинает вызывать одно только раздражение. Случается даже, что из списка лучших они перекочевывают в список худших…
Иному начинающему режиссеру достаточно просто выдать один-единственный сильный проект, как от его новых творений зрители автоматически начинают ждать чего-то подобного, а то и более впечатляющего. Почему бы и нет? После успеха предыдущего фильма у молодого автора чаще всего появляется значительно больше возможностей для творчества, а потому, хотя бы теоретически, он должен с большей вероятностью выдать произведение, которое будет как минимум не уступать предыдущему.
Как показывает жизнь – ничего подобного. Иногда режиссер, попавший в тепличные условия массивного бюджета и широкого признания, словно теряет вдохновение. Наверное, правду говорят о том, что художник должен быть голодным.
Итак, продолжение. Фильмы-разочарования и их авторы:
Джоэль Шумахер - "Бэтмен и Робин"
Джоэль считался хорошим режиссером до определенного момента. Более того – некоторые полагали, что он один из лучших! Творческие победы были очевидны, и никто не мог оспаривать тот факт, что фильмы этого режиссера до определенного времени были очень и очень хорошими. Стильная «черная комедия» «Пропащие ребята» 87 года открыла глаза на Шумахера тем, кто до тех пор о нем не знал, «Коматозники» 1990-го с Джулией Робертс и Кевином Бейконом заставили заговорить о Джоэле, как о большом мастере закрученных триллеров.
А первая половина девяностых и вовсе стала настоящим взлетом – «С меня хватит!» с Майклом Дугласом и «Клиент» с Томми Ли Джонсом сделали Шумахеру отменную репутацию среди самых придирчивых критиков и принесли ему много наград, и даже несколько номинаций на Оскар. Динамика, уверенность раскрытия сюжета, мастерски прописанные персонажи, напряжение повествования – все свидетельствовало о том, что в режиссерском кресле – настоящий профессионал, который не разочарует своих поклонников.
Даже странно пустой «Бэтмен навсегда» 95-го, который, тем не менее, собрал колоссальную кассу, не насторожил зрителей. Тем более, что сразу затем Шумахер выдал очередную довольно удачную работу – триллер «Время убивать» с Сандрой Буллок и Мэттью Макконахи. И хотя картина получила номинацию на «Золотую малину» как Худший блокбастер, основная часть критиков, как и зрители, высоко оценила фильм.
А потом грянул фильм-разочарование «Бэтмен и Робин».
Джоэль Шумахер, натурально, шокировал общественность. Если есть на свете олицетворение слова «Безвкусица» то это было оно самое. Проект был грандиозным: 125-миллионный бюджет, масса знаменитостей в главных ролях, беспрецедентный размах, колоссальные декорации. И все это смешалось в крикливую, бездарную, чрезмерно навороченную, аляповатую круговерть. «Бэтмен и Робин» разрушил до основания обжигающую стильность творений Бертона, и превратил историю про легендарного супергероя в похабную гей-комедию без тени здравого смысла. Шумахер не просто испортил свою репутацию хорошего режиссера – он ее убил, зарезал, и в землю закопал.
Критики не просто сравняли фильм с землей – он вообще вошел в историю, как одно из нелепейших произведений мирового кинематографа. В нем сыграли свои худшие роли Ума Турман, Крис О’Доннелл, Джордж Клуни, Арнольд Шварценеггер и Алисия Сильверстоун. В 98-м картина стала настоящей звездой антипремии «Золотая Малина». А вот и номинации, в которых она выдвигалась на эту «награду»: Худший фильм, Худший режиссер, Худший сценарий, Худший актерский дуэт, Худший актер и актриса второго плана, Худшая песня, Худший сиквел, и в конце концов, Главный Позор мирового кинематографа (в общем, во всех номинациях, какие были).
И пусть вас не смущает, что единственная Золотая Малина в итоге была получена только Алисией Сильверстоун (Бэтгерл) за Худшую женскую роль второго плана, а в прокате фильм собрал 238 миллионов. Он все равно является одним из самых главных фильмов-разочарований. Хуже того – он убил великую франшизу, которую довелось воскресить лишь Кристоферу Нолану восемь лет спустя, да и то не в виде продолжения, а в качестве совершенно новой истории. Старая была уничтожена Шумахером без надежды на спасение. Такого не прощают.
Братья Вачовски - "Спиди Гонщик"
То, что фильм «Матрица» является абсолютно гениальным творением – это факт из разряда простых истин, наподобие утверждения о том, что вода мокрая. Первый фильм трилогии стал шедевром по всем статьям, начиная от научно-фантастической подоплеки и заканчивая визуальным воплощением. Четыре Оскара и 460 миллионов кассовых сборов вовсе не описывают весь запредельный уровень и вдохновение этой картины – определенно, фильм даже среди лучших занимает особенное место. Он уникален, и он такой один.
Братья Вачовски, Энди и Ларри, до «Матрицы» сняли только неоднозначный лесбийский триллер «Связь», обласканный критиками, но, кроме них, похоже, никем не виденный. Очень неожиданно было увидеть такое совершенство за их подписью. Кстати, второй и третий фильм «Матрицы» для многих стали не чем иным, как разочарованием, поскольку вместо одного фильма-продолжения было решено сделать два, собрав таким образом вдвое больше денег, и этот маркетинговый ход не позволил стать «Перезагрузке» и «Революции» столь же гениально-лаконичными, как оригинал. Раздувающиеся от спецэффектов, эти фильмы не стали достойным продолжением истории про Нео, но все равно они были очень зрелищными, атмосферными, притягательными. Никто не сомневался в том, что новые фильмы режиссеров будут столь же мрачно-стильными произведениями.
А братья возьми да и сними «Спиди Гонщика».
Это был жуткий провал по всем статьям. Вышел полновесный фильм-разочарование. Уж непонятно, перемена пола одного из братьев, обернувшегося из Ларри в Лану (та еще новость!) тому виной, или творческий кризис, но все, кто направился в кино, чтобы увидеть «новую Матрицу», прямо задохнулись от дикого, колоссального, непередаваемого никакими словами разочарования. Уже по кассовым сборам было понятно, что с этим режущим глаз фильмом что-то очень сильно не так – в США он вообще провалился с грохотом. Недаром, ох недаром от главной роли отказался Киану Ривз… Как в воду глядел.
Произведя разворот на 180 градусов, от мрачной антиутопии Вачовски обратились к миру детских фантазий, играющему всеми цветами радуги. И ладно бы их «семейное» творение было таким же захватывающим, как «Матрица»! Просто удивительно, как фильм при таком обилии невероятно динамичных сцен может быть настолько скучным. Режиссеры переборщили почти со всеми компонентами, словно начисто потеряв чувство меры, которое ни на секунду не изменяло им при создании знаменитой трилогии. Больше всего «Спиди Гонщик» похож на аляповатый бездарный мультфильм, от которого к концу просмотра начинает рябить в глазах, а в конце остается впечатление абсолютной пустоты. Это уже не кризис – это творческий коллапс некогда любимых режиссеров.
Мы слишком хорошо помним, каким грандиозным творением была «Матрица». Мы помним ее мощнейшую философскую составляющую, ее сногсшибательные детали и скрытые смыслы, номера машин, отсылающие к Библии, имена персонажей из древнегреческих мифов. Трилогия была глубока, как океан, а «Спиди-гонщик» с его непрерывной разноцветной мельтешней оказался мелким, как лужа. Что особенно досадно – на него еще и потратили в два раза больше денег, чем на первую часть «Матрицы». И все ради того, чтобы люди массово покидали кинозал еще до конца фильма из-за нытья детей, замучавших взрослых вопросами о том, когда же это кончится.
Невозможно поверить, что «Матрицу» и «Спиди» снимали одни и те же люди.
Питоф - "Женщина-кошка"
Сняв в 2001-м году удивительное «криминальное фэнтези» под названием «Видок», молодой французский дебютант Питоф, урожденный Жан-Кристоф Комар, немедленно обратил на себя самое пристальное внимание как критиков, так и зрителей. Действительно, картина оказалась просто из ряда вон. Начать с того, что это был первый фильм в истории, целиком снятый на цифровую видеокамеру – вторым станет «Война клонов», второй эпизод «Звездных войн» самого Джорджа Лукаса, появившийся год спустя.
Но главным была не технология, а совершенно новаторский видеоряд, уникальная манера автора, напряжение действия, да просто чувство ошеломления от того, что французы могут снимать кино, не уступающее голливудскому. «Видок» для многих стал откровением и приятным сюрпризом, он был необычным и интригующим, неожиданно мощным для режиссерского дебюта. Чего стоила только игра знаменитого Жерара Депардье, исполнившего главную роль! Мрачная атмосфера мистического детектива захватывала, фильм был по-хорошему странным, необычным, он интриговал, он был сложным, и по-настоящему талантливо сделанным. Питоф оказался одним из самых ярких открытий кинематографа тех лет. Ничего удивительного нет в том, что перспективному французу скоро предложили снять в качестве режиссера голливудский блокбастер с колоссальным бюджетом и знаменитостями в главных ролях.
И вот в 2004-м выходит «Женщина-кошка».
Сказать, что Комар-Питоф разочаровал зрителей – значит ничего не сказать. Но как он разочаровал кинокритиков - это вообще отдельная история. Неудачный сценарий фатально дополнила крайне слабая игра актеров, а общее впечатление картина производила такое, что все, посетившие кинотеатр в ожидании чего-то столь же экстраординарного, как «Видок», в один голос советовали своим знакомым не ходить на просмотр. Как результат – совершенно ужасные итоги проката, сделавшие «Женщину-кошку» в высшей степени разорительным предприятием.
Из семи номинаций на «Золотую малину» картина получила самые что ни на есть основные "призы" – Худший фильм, Худший сценарий, Худшая актриса и Худший режиссер. Какое разочарование! Вместо шедевра взорам зрителей предстало нечто сырое, бездарное и раздражающее в своей самоуверенной пустоте. Главным мотивом отзывов стала фраза «это были самые нелепо потраченные два часа моей жизни!» Исполнительница главной роли Холли Берри не преминула разразиться проклятиями по адресу продюсеров и режиссера, втянувших ее в один из самых неудачных проектов Голливуда, но ведь она и сама не блистала игрой в роли Женщины-кошки, так что в провале картины, без сомнения, была часть и ее вины.
После такой сокрушительной неудачи Питофа отвергли как потенциального режиссера решительно и навсегда. Так он с тех пор больше ничего и не снял. Остается непонятным, куда девалась та яркая искра таланта, которая поразила всех в «Видоке». «Женщина-кошка», знаменитый фильм-разочарование, оказалась удручающе ничтожна, хоть и стоила неимоверные сто миллионов долларов.
Продолжение следует...
|