Как это было на самом деле - исторические неточности в фильмах (Продолжение здесь)
Голливуд с завидной регулярностью выдает исторические эпики, в которых провозглашает свободу, равенство, братство и американскую мечту (даже если речь идет о римлянах). Конечно, с высоты прошедших веков довольно трудно судить о том, как именно обстояло дело в те времена, о которых рассказывает фильм, но точно известно, что с некоторыми историческими фактами режиссеры обошлись, мягко выражаясь, слишком вольно.
Если говорить проще – то, что мы наблюдали в кино, не имело с реальными событиями почти ничего общего. Если бы мы увидели, как это было на самом деле, мы наверняка были бы удивлены тем, как сильно реальность отличается от художественного вымысла, и насколько настоящие герои из жизни непохожи на свои кинематографические образы…
Если честно, куда сложнее найти фильмы исторически верные. Почему так?
Итак, исторические неточности в фильмах:
Гладиатор
По количеству развесистой клюквы этот фильм бьет конкурентов не хуже, чем храбрый Максимус бил своих противников на арене. Переврали все. Даже Рим сделали из империи республикой (в жизни имел место прямо противоположный процесс). Тем более удивительно, что режиссеру помогали историки. Плохо помогали…
Фильм: полководец Максимус становится рабом, выходит биться на арену как гладиатор, и бросает вызов императору Коммоду. Он побеждает императора в честном бою, убивает его, и возвращает себе доброе имя.
Реальность: Максимус – персонаж вымышленный, речь не о нем. Но вот император… Мало того, что бородатый Коммод из реальной жизни не имеет ничего общего с Хоакином Фениксом – он еще и биографию имел совсем не такую, о которой рассказывает нам Ридли Скотт. Настоящий Коммод правил Римом почти 13 лет (Коммод-Феникс из фильма – неэффективно царствовал самое большее два года).
Настоящий император Коммод действительно участвовал в боях гладиаторов, но всегда без малейшей опасности для своего здоровья (за этим тщательно следила многочисленная охрана). К примеру, его вывозили в клетке в центр арены, наполненной львами, и правитель из своего укрытия доблестно метал в хищников дротики. Коммод никак не мог погибнуть на арене от руки своего противника – все гладиаторы, сражавшиеся с ним, изначально были обречены, никто не допустил бы смерти императора от руки какого-то раба. Было бы большим заблуждением считать, что Коммод сражался на арене честно. На самом деле знаменитый садист только тешил свое самолюбие.
Смерть этого в высшей степени неприятного человека была совсем другой - его задушил в бане некий бывший гладиатор по имени Нарцисс. Это был очень сильный личный раб императора, который давал ему уроки рукопашного боя. Нарцисса подкупили политические противники Коммода – префект претория Квинт Лет и глава городской администрации Пертинакс. Их сильно не устраивали планы неадекватного Коммода стать еще и консулом, усилив таким образом свое и без того огромное влияние, и подвергнув своему безудержному самодурству еще большее количество людей. Причем сперва враги Коммода подсыпали ему яд в вино, а Нарцисс вступил в дело, когда стало ясно, что император оказался крепче, чем ожидалось. В общем, по реальным событиям вполне можно было снять совсем другой фильм, который ничем не напоминал бы эпическое творение Ридли Скотта.
Вообще исторических ляпов в «Гладиаторе» не один десяток. Коммод душит своего отца Марка Аврелия, хотя известно, что настоящий Марк Аврелий умер от чумы. Римляне во время боя никогда не вытаскивали свои катапульты на открытую местность. Немецкие овчарки, снимавшиеся в фильме, существуют как порода всего-то лет сто, их физически не могло быть в древнем Риме. Надписи на латыни сделаны с ошибками. А особенно едко историки посмеялись над командой «Огонь!», отдаваемой командирами лучникам. Эта команда появилась только с появлением огнестрельного оружия, веков через двадцать.
Храброе сердце
Мел Гибсон, что бы про него ни говорили, все-таки человек талантливый. За фильм «Храброе сердце» про войну за независимость Шотландии конца 13 века, снятый им в качестве режиссера, Мел получил пять Оскаров, Золотой Глобус и всемирное признание. Вот только с исторической точностью, увы, получилась промашка…
Фильм: шотландский простолюдин Уильям Уоллес становится во главе войска соотечественников, и начинает войну с Англией за независимость, становясь народным героем. Его отец-фермер был убит англичанами, когда Уоллес был еще ребенком. С течением времени Уильям сближается с невесткой английского короля Эдварда Длинноногого принцессой Изабеллой, и у них возникает роман.
Реальность: Уильям Уоллес, шотландский патриот, на самом деле происходил из благородной семьи, и был рыцарем. Это был вовсе не простолюдин, напротив - чистый аристократ. А отец его Малкольм Уоллес (никакой не фермер, а мелкопоместный дворянин) не только не был убит англичанами, но вообще сражался одно время на их стороне в обмен на политические выгоды (не прогадал – англичане победили). Что же до романа Уильяма с Изабеллой – это вообще выдумка чистой воды. Изабелла Французская, дочь Филиппа Красивого, жена Эдварда II родилась в 1295 году, так что в год казни Уоллеса в 1305-м ей было всего… десять лет! Неужели авторы фильма об этом не знали? Это элементарнейший факт из школьного учебника.
Есть еще масса невежественных моментов. Почему Уоллес чисто выбрит, когда он, как и все его соотечественники, всю жизнь проходил с бородой? А юбки-кильты, широко обыгранные в фильме? Эта знаменитая часть шотландской мужской одежды появилась лишь в 16-м веке, а в 13-м шотландцы носили в бою холщовые рубахи, причем безо всяких там клеток. Как их сделать, эти клетки, если технология изготовления ткани для одежды простых людей в те времена была примитивна до безобразия? Ткань была вполне себе однотонная, и покрашена в ярко-желтый цвет. Кто побогаче – использовал для этой цели шафран, бедняки же изобретали более доступные способы сделать холстину желтой: кто делал отвар из дубовой коры, кто, отбросив ложную брезгливость, пользовался лошадиной мочой (никакой химии!). Эти рубахи, очень грубые и толстые, были так прочны, что даже защищали от ударов мечей. Для верности поверх них еще и надевали куртки из коровьей кожи, иногда покрытой слоем смолы. В фильме ничего этого нет, хотя факты широко известные. Кстати – выкрашенные в синий цвет лица – тоже миф. Не красили они физиономии.
А ключевой момент фильма – битва на Стерлингском мосту? Это была главная победа Уоллеса, достигнутая благодаря удачному стечению обстоятельств: шотландцы застали англичан на переправе, и вырезали их в этом неудобном положении начисто. На мосту! В этом весь смысл битвы. В фильме же никакого моста вообще в помине нет. Переврано на сто процентов.
300 спартанцев
Говорить об исторической достоверности этого фэнтези – все равно что утверждать, что на свете нет Саурона. Конечно, нет. Конечно, на стороне персов не сражались орки и гоблины, гигантские слоны не падали в пропасть, и Ксеркс не был похож на танцора-гея из развлекательного шоу в Лас-Вегасе. Но история-то реальная! А потому в списке исторически неверных фильмов творение Зака Снайдера все равно занимает свое почетное место.
Прежде всего, нелепо выглядят рассуждения спартанцев о ценностях свободы, и презрительное упоминание об «афинянах, любителях мальчиков». Историки с радостью расскажут всем желающим о том, что в реальности свободолюбивые спартанцы были рабовладельцами, и обращались со своими рабами в высшей степени жестоко, убивая старых и больных в виде тренировки. А что до гомосексуальных отношений – тут доблестные мужики Спарты заставляли даже самых распущенных современников из соседних государств говорить о себе с некоторым изумлением.
Еще один момент: спартанцев на самом деле было не триста, а гораздо больше, и кроме спартанцев там были еще и воины-рабы, которым доверили держать оружие. Всего воинов в ущелье Фермопил было порядка семи-восьми тысяч. Но исторически точное описание разношерстного воинства Леонида повредило бы отточенному стилю картины. Хотя все равно удивительно, как семь тысяч воинов могли несколько дней сдерживать в ущелье шириной около ста метров натиск многотысячной армии персов.
В остальном (если абстрагироваться от обжигающе-нереалистичных образов всех персонажей до единого) фильм исторически довольно верный – включая знаменитую фразу «Стрелы персов закроют небо», и ответ на нее «Тогда мы будем биться в тени» (супер-диалог!) В общем, даже удивительно, как может быть фильм, основанный на комиксе, «на 90 процентов исторически точным», если верить Заку Снайдеру.
Царство небесное
Это один из самых исторически неверных фильмов вообще, и он даже неправдоподобнее «Гладиатора» того же Ридли Скотта. Пожалуй, это скорее «фантазия по мотивам», чем честный исторический фильм. В жизни почти все было не так!
Фильм: молодой французский кузнец Балиан встречает своего отца Годфри, только что вернувшегося из Крестового похода. Тот приглашает его отправиться в Святую землю вместе с крестоносцами. В дороге Годфри умирает, а Балиан добирается до Иерусалима, захваченного христианами, пробивается там к вершинам власти, и героически обороняет город от султана Саладина. В Иерусалиме у Балиана случается роман с Сибиллой, сестрой прокаженного короля Балдуина IV.
Реальность: защитник Иерусалима, крестоносец Балиан д'Ибелин никогда не был кузнецом, а был он аристократом, младшим сыном рыцаря Баризана д'Ибелина (а никакого не «Годфри»). История с отцом Балиана в фильме вообще вымышленная от начала до конца – в жизни он умер, когда его сыну было лет десять. Во время осады Иерусалима в 1187 году Балиану, родившемуся в 1140-е, было уже под пятьдесят, и он умер спустя всего шесть лет, в 1193-м. Красивый юноша Орландо Блум, таким образом, бесконечно далек от истинного защитника Иерусалима конца 12 века.
Никакого романа между пятидесятилетним Балианом и Сибиллой не было и в помине – это выдумка. В жизни Балиан благополучно женился на мачехе Сибиллы Марии Комнин, а сама Сибилла имела некие отношения со старшим братом Балиана Балдуином (тезкой прокаженного короля). Своего мужа Гая де Лузиньяна она любила, и умоляла Саладина пощадить его, когда Гай находился в городе. И она не поехала в финале во Францию, потому что умерла всего через три года после сдачи Иерусалима во время эпидемии в военном лагере, так и не дождавшись, пока Гай станет правителем Кипра. Рыцари Рено де Шатильон и тот же Гай де Лузиньян, показанные в фильме тамплиерами, никогда в жизни таковыми не являлись – и уж тем более де Лузиньян не мог быть аж Магистром ордена (реальным Магистром тогда был де Ридфор). Все мимо!
С числами фильм тоже не дружит. Армия Саладина, осадившая Иерусалим, была не в «200 000 воинов», а максимум 40 000, возможно 35. Так что никакого колоссального преимущества перед крестоносцами, у которых в городе было порядка 20 тысяч бойцов, включая грандиозное верховое войско из 5 тысяч вооруженных всадников, не было и в помине. Есть еще много десятков крупных ошибок, которые можно долго перечислять.
Но все эти ляпсусы отступают перед самым главным: Ридли Скотт заставил средневековых крестоносцев думать как политкорректных граждан 21 века. У него они мыслят категориями терпимости и мирного сосуществования. Вот уж это всем ляпам ляп: настоящие крестоносцы никого не терпели и ни с кем не мирились, предавая все вокруг огню и мечу, даже когда в этом не было необходимости (и попутно грабя все, на что глаза глядят). Какая уж тут толерантность! От рук «христианнейших» войск погибло колоссальное число вполне себе мирных мусульман - женщин, детей. Фильм стыдливо опускает исторический факт: благородный Балиан угрожал Саладину сжечь весь город, и, минуточку внимания, КАЗНИТЬ всех мусульман в поселении, если тот не пойдет на его условия. Не очень героическая деталь в светлом облике отважного юноши, не правда ли?
Да, с историей фильмы о реальных событиях порой не дружат. Но нельзя судить их слишком строго: недаром фильмы разделяются на «художественные» и «документальные». Просто кое-какие вещи стоило показать поближе к фактам… Зрелищность бы наверняка не пострадала. Продолжение следует…
|