Я твой шаттл труба шатал, или Ляпы "Армагеддона"
Фильм «Армагеддон» 1998 года, снятый режиссером Майклом Бэем, является одним из самых кассовых и известных блокбастеров мира – он собрал в мировом прокате больше полумиллиарда долларов, номинировался на 4 Оскара, и вообще это заметнейший проект в истории кино. В нем повествуется об астероиде «размером с Техас», который на полном ходу движется к Земле, чтобы уничтожить на ней все живое.
Проблема фильма состоит в том, что его авторы выжгли из него каленым железом все, что относится к понятию «наука». Ляпы "Армагеддона" стали ярчайшим олицетворением безграмотности голливудских киноделов.
Вы могли бы подумать, что фильм о приближающемся конце света должен быть серьезным. Майкл Бэй так не думает. Он снял приключенческую экшен-мелодраму, которая хочет только впечатлять и развлекать, но отнюдь не обучать и информировать. Из нее невозможно узнать ровным счетом ничего об истинной подоплеке возможных событий, ни о каком научном обосновании и речи не идет. Между тем, если бы авторы не сделали ставку на тотальное невежество зрителей, фильм мог бы стать намного лучше.
Законы физики здесь попираются только для того, чтобы посильнее ошарашить. Куда девалась старая добрая классика кино, в котором вас пытались чему-то научить? В наше время некоторые чуть ли не прямо утверждают, что деградация – отличная штука…
Итак, крупнейшие ляпы "Армагеддона":
«Тысяча лет тьмы» и «Десять тысяч бомб»
Мы еще не увидели даже названия, а нас уже впечатляют рассказом о том, как «тысячу лет солнечные лучи не могли пробиться сквозь завесу пыли», поднятой ударом астероида 65 миллионов лет назад.
Интересно, откуда взялось это утверждение про «тысячу лет»? Пыль закрывала доступ солнца к поверхности самое большее два года (достаточно, чтобы нарушить фотосинтез и пищевые цепи). Ни о какой тысяче лет без солнца и речи быть не может – это какая-то неимоверная глупость.
Кроме того, вызывает вопросы безграмотное выражение «взрыв при ударе равнялся силе десяти тысяч ядерных бомб». Какие бомбы имеются в виду? Даже если речь идет о небывалой бомбе в сто мегатонн (крупнейшая в истории бомба «Иван», взорванная Советами в 1961 году над Новой Землей, была мощностью 50 мегатонн), то цифра «10 000» явно взята с потолка. Дело в том, что ученые довольно точно установили размер и скорость астероида, ударившего Землю 65 миллионов лет назад в районе Мексиканского залива. Диаметр этого небесного тела составлял около 10 километров, и он двигался со скоростью 11 км/сек. Таким образом, мощность взрыва составила по меньшей мере 80 МИЛЛИОНОВ мегатонн. То есть, 800 ТЫСЯЧ 100-мегатонных бомб (а не 10 тысяч). Забавно, что стараясь впечатлить зрителя своими «десятью тысячами бомб», авторы фильма даже сильно приуменьшили истинный масштаб происшествия. Кстати, если скорость астероида в момент удара была выше (что вполне вероятно), энергия взрыва существенно возрастает. 11 км/с – это минимум.
Неожиданные гости
Фильм Армагеддон" утверждает, что о приближении астероида власти узнают за 18 дней до предполагаемого столкновения. Это довольно странная ситуация. Дело в том, что если размер астероида равняется размеру штата Техас, он немедленно попадает в список самых массивных астероидов Солнечной системы наряду с Палладой, Вестой и самым крупным – Церерой, которая размером примерно 900 километров от полюса до полюса. Все эти астероиды находятся в астероидном поясе между орбитами Марса и Юпитера, и постоянно наблюдаются. То есть, если бы подобное тело появилось в области обзора, о нем стало бы известно за годы до столкновения (особенно при уровне современной астрономии, ее техническом оснащении, и нынешнем количестве астрономов по всему миру). И объяснение, что людьми наблюдается не более трех процентов неба, тут не поможет – крупнейший астероид был бы обнаружен задолго до 18 дней перед ударом, тем более, что астрономы утверждают, что его яркость была бы в десятки, если не в сотни раз выше яркости той же Цереры (наблюдаемой еженощно сотнями астрономов по всему миру), даже будь он на расстоянии двух месяцев лета до Земли, а не каких-то 18 дней.
Его бы ни за что не пропустили.
К слову, в фильме говорят, что в мире только 15 телескопов, которые могут видеть астероиды. Глупость какая. Тысячи наблюдателей-частников прекрасно видят эти объекты, для этого не нужны аппараты стоимостью в миллиард долларов на вершине горы.
В фильме мелкие астероиды обрушиваются на Землю внезапно. В реальности их обнаружили бы задолго до удара. Кроме того – непонятно, почему они идут волнами. В жизни они непрерывно сыпались бы на Землю до самого удара большого астероида, и некоторое время после него.
Да, и еще один момент. То, что американцы свято уверены в том, что Америка является пупом земли и ее геометрическим центром - это само собой. Но поистине умиляет их уверенность в том, что кроме Америки ни одна страна мира не имеет астрономических обсерваторий, не наблюдает звездное небо, и не следит за приближающимися объектами.
Города притягивают астероиды
Прежде всего вызывает сильное сомнение, что мелкие астероиды, разрушающие города в фильме, действительно упали бы на эти города. На самом деле они прежде всего упали бы в мировой океан, занимающий две трети поверхности нашей планеты, а случись им упасть на сушу – они падали бы по большей части в промежутках МЕЖДУ городами, а не прямо на улицах. Города занимают доли процента площади всей имеющейся суши, тем более – мегаполисы, которых не так уж и много. И уж тем более невероятен тот факт, что крупный астероид падает прямо в середине Парижа, разнося там все в труху. И как он так точно угадал? На самом деле фильм "Армагеддон" просто не заморачивается подобными тонкостями.
В глаза лезут все новые и новые ляпы "Армагеддона". Так, в фильме очень хорошо видно, что астероиды сыплются на Землю под разными углами, и даже с разных сторон. В то время как угол и направление падения каждого из них должны быть абсолютно одинаковыми - они ведь прилетели к Земле все вместе, в составе одного скопления, а не обрушились на нашу планету из разных точек галактики. Очевидная вещь - но она неведома авторам фильма.
Главный идиотизм «Армагеддона»
Итак, к Земле приближается астероид размером с Техас. Как избежать катастрофы? В фильме официальные лица NASA собираются вместе, чтобы обсудить проблему. Предложения смехотворны. Уничтожить его лазером? Парни из NASA явно пересмотрели «Звездных войн». Установить на нем паруса? Солнечный ветер настолько слаб, что даже будь он в тысячу раз сильнее, он не смог бы изменить траекторию такого массивного объекта за пару недель. Уничтожить ядерным оружием? Уже лучше, но, как правильно указано в фильме, даже 150 ракет ничего не смогут поделать – они просто оставят на поверхности астероида 150 кратеров, но он продолжит свое движение. Какой же план они придумали? Просверлить отверстие глубиной 250 метров, установить там водородную бомбу, взорвать ее, и разбить таким образом астероид на две части, которые пролетят мимо Земли.
Перед этим меркнут все остальные ляпы "Армагеддона". Даже если 150 ядерных боеголовок ничего не смогут поделать с астероидом, очевидно, что одна-единственная бомба, даже если она вставлена внутрь астероида, тоже никак ему не повредит. Так сможет ли одна водородная бомба создать трещину, которая протянется через весь Техас?
Давайте сначала определимся с размерами. Штат Техас в длину больше тысячи километров (хорошо, возьмем пятьсот, поскольку штат довольно неправильной формы, а вовсе не ровный квадрат). Предположим, астероид в поперечнике – 500 км. Шахта, которую в нем бурят храбрые спасители всего живого с Брюсом Уиллисом во главе – глубиной 250 метров (800 футов). Таким образом, глубина шахты как минимум в ДВЕ ТЫСЯЧИ раз меньше поперечника астероида.
Представьте себе каменную глыбу три метра в диаметре. Просверлите в ней тончайшим сверлом, тоньше человеческого волоса, отверстие глубиной ПОЛТОРА МИЛЛИМЕТРА. Вот это и есть та самая скважина, которую доблестно бурили в фильме «Армагеддон». Довольно очевидно, что взрыв бомбы на ее дне ничем не отличался бы от взрыва на поверхности. Если же ставить перед собой задачу РАСКОЛОТЬ астероид, глубина шахты должна была бы составлять примерно километров двести.
Но и это еще не все! Мощность бомбы тоже имеет значение. По аналогии с все той же трехметровой каменной глыбой, взрыв миниатюрной бомбы, которую загружали на дно шахты в фильме, был бы не сильнее небольшой петарды. То есть, даже если бы двухсоткилометровая шахта была каким-то образом сделана, для того, чтобы расколоть такой большой объект, о котором говорится в фильме, мощность взрыва должна была бы многократно превышать силу всех зарядов, имеющихся в распоряжении США, России, и всех остальных ядерных держав нашей планеты. Разумеется, загрузить такую неимоверную массу ядерных зарядов в такую шахту, которую бурили в фильме, абсолютно невозможно, не говоря уже о том, что на астероид ее все равно нельзя было бы доставить. Но даже если бы это было сделано, астероид все равно не разрушился бы, оставшись целым. То есть, это столь же жизненный план, как постараться расколоть астероид пополам, танцуя вокруг костра с бубном.
Но и это, опять же, еще не все! Предположим, мы просверлили шахту нужной длины, предположим, мы заложили заряд нужной мощности. Расколется ли астероид на две аккуратные половинки? Нет. Он превратится в миллион обломков разного размера, разлетающихся во все стороны от эпицентра взрыва, но не разделится пополам. То есть, даже и в этом случае Земля все равно погибла бы, но от ударов миллионов мелких (и не очень) осколков. Не исключено, что ущерб был бы еще больше.
Но и это, как ни странно, еще не все! Предположим, кто-то всемогущий распилил астероид на две равные половинки, и теперь нужно всего лишь толкнуть их в стороны, чтобы они пролетели мимо Земли так, как это показано в фильме – за четыре часа до удара. Каждая половина в результате должна пролететь в сторону 6,5 тысяч км (радиус Земли), чтобы не столкнуться с ней. Это означает, что половины астероида надо разогнать до скорости 1600 км/ч (в полтора раза быстрее реактивного лайнера). Ученые подсчитали, что для этого мощность заряда должна была бы составить СТО МИЛЛИАРДОВ МЕГАТОНН в тротиловом эквиваленте. Такой заряд не расколол бы астероид пополам, а разрушил бы его вместе с Землей.
Вообще в ситуации, когда к Земле приближается астероид размером не то что пятьсот, а хотя бы пятьдесят километров в поперечнике, люди могут делать только одно: молиться. Никакой возможности предотвратить удар объекта таких размеров у человечества нет.
Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что святая уверенность Майкла Бэя в том, что все зрители мира слабоумные невежи, действительно, выглядит по меньшей мере оскорбительно. Теперь понятно, почему фильм "Армагеддон" ненавидит так много народу: ляпы "Армагеддона" не оставляют ни малейшего шанса здравому смыслу.
Кстати, бурильщики, работающие на скважинах, утверждают, что бурение в фильме такое же реалистичное, как и все остальное. Но даже и не специалист заметит просто вопиющие несуразицы. Например, непонятно, почему бур направлен не прямо вниз, а под углом 45 градусов. Ведь бомбу нужно разместить как можно глубже, разве не так? А если бурить скважину под углом, заряд окажется значительно ближе к поверхности (хотя это все равно не важно, при таком-то соотношении глубины скважины и размеров астероида).
Кроме того, в фильме говорится, что астероид из железа. Тем не менее, его бурят, как камень. Да еще и оборудованием для бурения камня.
Ну очень реалистичная русская станция
Все, что связано с русской орбитальной станцией «Мир» (которую, кстати, никто так и не назвал "Мир", хотя это единственная русская орбитальная станция) – это просто абсурд. Начать с того, что создание гравитации путем вращения – бред сивой кобылы. Настолько хрупкая и ажурная конструкция рисковала бы рассыпаться при подобных маневрах (тем более, что она на них просто не рассчитана). Но даже если бы ее вращали для создания гравитации – ну кто, скажите на милость, станет делать это ДО стыковки с шаттлами? Разве вращение не затруднит сближение и стыковку? По моему - да. По мнению Бэя – ничего подобного.
Еще один момент – если судить по показаниям радара, шаттлы пристыкованы к станции таким образом, что при показанном в фильме вращении гравитация никак не была бы направлена так, как показано в фильме (к полу). Она была бы направлена к стенкам, противоположным от оси вращения, что в реальности вообще не позволило бы ходить по этой станции. Кроме того, в центральном коридоре, вдоль центральной оси которого и пролегает эта самая ось вращения, гравитация равнялась бы нулю, и там бы все летали в воздухе. Но она там точно такая же, как и везде. Вообще на схеме прекрасно видно, что вращение станции куда бы то ни было НЕ СОЗДАСТ там «ускоряющей работу» гравитации – скорее, затруднит миссию.
И еще один момент, связанный с пристыкованными шаттлами. Их ничего, кроме шлюзов, около станции не держит, хотя они очень тяжелые, и при этом крутятся вместе с ней, то есть, на них действует могучая центробежная сила, создающая внутри силу тяжести. Ну, это как если бы шаттл висел в условиях земного притяжения на некой ниточке (огромный вес!). Тогда где те прочные конструкции, которые удерживают многотонные челноки рядом со станцией, не давая им улететь в пространство? Их нет. И правильно: если бы они были, возник бы вопрос – кто их спроектировал, привез на орбиту, смонтировал? Да никто. Их нет, и черт с ними.
Новый идиотизм – на станции имеется топливо для дозаправки двух шаттлов. Это что за глупость? Откуда там, на русской станции, это топливо? Кто его доставил, где оно хранится? В конце концов, зачем оно – на случай, если вдруг мимо будет пролетать парочка американских шаттлов, спешащих спасать мир? И почему шаттлы не несут с собой достаточно топлива, чтобы не устраивать сложную петрушку со стыковкой и дозаправкой, которая, кстати, как раз и закончилась катастрофой, едва не погубившей экипажи, а с ними и весь мир? На орбитальной станции нет и не может быть никакого «топлива для дозаправки», это выдумал какой-то невежда, который ни черта не смыслит в космонавтике.
Космонавт Лев Андропов в исполнении Питера Стормаре эпичен. Такое впечатление, что авторы фильма взяли этот типаж из привокзальной рюмочной. Судя по дикции и размашистым движениям он нетрезв, на голове его – шапка-ушанка, кроме того – на нем грязная футболка с красной звездой и надписью «СССР». При таком облачении «полковник русского космического агентства» мог бы носить на ногах лапти, а в руках держать балалайку или бутылку водки. На станции почему-то не нашлось места для дрессированного бурого медведя в буденновке. Очень жаль – можно было бы заставить его проявить русскую смекалку, и спасти американских товарисчей, пожертвовав своей мохнатой шкурой ради общего блага. Если брать во внимание реальные ляпы "Армагеддона", косолапый на орбите вовсе не выглядел бы чужеродно.
Еще один идиотизм – в фильме говорится, что Андропов провел на космической станции полтора года. В невесомости, заметьте – по логике вещей, он не создавал искусственную гравитацию, пока был на станции один (зачем?). Так как же он мог ходить, как только гравитация появилась? Известен факт, что после столь длительного пребывания в невесомости космонавтам требуется долгое время, чтобы снова научиться пользоваться своими ногами. Полтора года в невесомости делают Андропова абсолютно беспомощным при возникновении силы тяжести – он даже стоять бы не смог без посторонней помощи. Тем не менее, Лев ведет себя так, будто никогда и не был в невесомости.
Грязный, полуразрушенный интерьер космической станции не имеет к реальности никакого отношения. Кругом течи, неисправности, клубы пара, индикаторы словно взяты со старой котельной. При попытке заправки шаттлов станция стремительно саморазрушается. Общее впечатление от нее – груда древнего хлама. Впрочем, «Армагеддон» унижает не только Россию – он и собственных сограждан не жалеет.
Отдельного упоминания заслуживают длинные сосульки, неизвестно как выросшие в невесомости. Чем думали уважаемые авторы кино, когда показывали такую космическую станцию – покрыто мраком неизвестности. Но уж точно они думали не головой.
12 G – начинайте кричать
Когда шаттлы огибают Луну, на людей воздействуют чудовищные перегрузки – до 12 G, судя по индикатору. Оскар с Эй Джеем непринужденно болтают о своих ощущениях, Рокхаунд орет во все горло – словом, парни дают понять, как нелегко приходится астронавтам при двенадцатикратной силе тяжести.
Если бы авторы «Армагеддона» не были такими неучами, они бы знали, что при перегрузках такого рода человек не просто не может разговаривать или кричать – даже дышать ему очень трудно, к этому приходится прилагать нешуточные усилия. Тренированный профессионал при перегрузках в 12 G еле жив и абсолютно безмолвен. Неподготовленный человек (а наши бурильщики отнюдь не тренировались в центрифуге много месяцев перед полетом) при таких перегрузках теряет сознание.
Это что за астероид?
Ученые Солнечной системы различают четыре вида астероидов: S, C, M и E. Фильм «Армагеддон» открыл миру астероид, который произвел революцию в общепринятой классификации, и настоятельно требует для себя своего собственного, уникального класса небесных тел. Дело в том, что он жестоко противоречит всем знаниям современных ученых об астероидах.
Взять хотя бы его форму. В то время как большие астероиды по своему внешнему виду не сильно отличаются от Луны (т.е. выглядят как шары), монстр из блокбастера абсолютно бесформенный, и представляет собой беспорядочное нагромождение причудливых острых скал, похожих на зазубренные ножи, глубоких расщелин и ступенчатых пиков. Он даже окружен неким облаком из чего-то непонятного, и вообще производит впечатление чрезвычайно сложной конструкции.
Наука никогда не наблюдала таких объектов, нет никаких объяснений тому, как эта штуковина могла образоваться, и вообще весь астероид из картины является чистейшим вымыслом, не имеющим никакого отношения к реальной жизни. Настоящие астероиды выглядят как каменные глыбы – маленькие – достаточно неправильной формы, крупные – слегка приплюснутые сферы. Крупнейшие астероиды – например, та же 900-километровая Церера – практически правильные шары. Это связано с законами физики: когда газообразный объект достигает определенного размера, сила его гравитации стремится придать ему шарообразную форму.
Идем дальше. После крушения одного из шаттлов мы наблюдаем, как среди обломков весело пылает огонь. Между тем для огня нужен кислород, то есть, его существование неразрывно связано с атмосферой. В вакууме такого огня быть не может, так же как и искр, наблюдающихся по ходу действия. Единственное объяснение – у этого чудо-астероида еще и кислородная атмосфера имеется (опять великое открытие!).
Ляпы "Армагеддона" следуют нескончаемой чередой. К примеру, фильм "Армагеддон" показывает нам, как команда Гарри Стампера ХОДИТ по поверхности астероида. Минуточку. Если размер астероида – 500 километров, тогда, по приблизительным подсчетам, гравитация там должна быть меньше чем на Земле раз в 20, если не в 30. То есть, 100-килограммовый астронавт в полном облачении будет весить там самое большее 5 килограммов, а то и 3-4. При таком весе ходьба, мягко выражаясь, затруднительна. Даже слегка подпрыгнув, астронавт поднялся бы на высоту второго этажа, и опускался бы обратно на поверхность добрых полминуты.
Кстати, сценарий объясняет увеличение гравитации путем применения маленьких реактивных двигателей на костюмах и технике. Только вот незадача: внутри шаттла гравитация тоже вполне себе земная! Как это? Упс… Авторы забыли, что и внутри космического корабля, стоящего на поверхности астероида, гравитация должна быть такой же низкой – настолько низкой, что любая попытка пойти вперед привела бы к полету и столкновению со стенкой! При такой силе тяжести передвигаться можно только при помощи аккуратных, точно рассчитанных прыжков. Единственное объяснение происходящему в фильме – это сильно увеличенная гравитация на поверхности данного конкретного астероида. Словом, опять сенсация. А точнее – очередной ляп.
Резюмируя: с точки зрения науки о небесных телах астероид «Армагеддона», мягко выражаясь, бред сивой кобылы (ну или фантазия двоечника).
В NASA остроумно использовали фильм «Армагеддон» в качестве теста для своих специалистов – картину показывали испытуемому, чтобы тот нашел в ней наибольшее количество ошибок. Рекорд – 168 невозможностей, неточностей и просто откровенных нелепостей. Ученые говорили примерно так: «Мы ученые, и единственное объяснение тому, что мы видели в этом фильме – что его авторы идиоты.» Сказано резковато, тем более, что и сам Майкл Бэй признавал в одном интервью, что фильм «выглядит неправдоподобно», но от этого всеобщего признания идиотизма фильм «Армагеддон» выглядит ничуть не лучше.
Самым же главным ляпом не только этого фильма, но и другого блокбастера на ту же тему, вышедшего в том же 1998 году – «Столкновение с бездной» (кстати, куда более реалистичного и правдоподобного практически по всем параметрам), без сомнения является загадочная уверенность во всемогуществе науки. Человек совершенно точно знает, что сможет справиться с природой, когда она будет ему угрожать.
Пожалуй, в этом состоит главная нелепость. Человек беспомощен перед лицом природы. Мы не можем ни рассеять торнадо, ни отразить волну цунами, ни приказать лаве затечь обратно в вулкан, ни усмирить землетрясение (явления, неизмеримо меньшие по масштабам, чем удар массивного небесного тела). Все, что может человек – это предсказать опасное природное явление, и вовремя убраться с его пути, чтобы уцелеть. Ни о каком воздействии подобного масштаба не может быть и речи. С точки зрения науки это полное безумие. Любой ученый скажет, что все мы до сих пор живы исключительно благодаря невероятно тихой, тепличной природной обстановке, царящей на нашей планете.
Так что если проиграть сценарий "Армагеддона" в реалистическом ключе, он выглядел бы довольно просто: астероид летит к Земле, он все ближе, он врезается в нее, все гибнут. Конец фильма. Спастись можно только покинув Землю, то есть, сделать то же самое, что при приближении того же цунами. Эвакуироваться. Это все, что может человек.
Самое смешное состоит в том, что в документальном фильме о съемках «Армагеддона» сказано, что некие «консультанты» настояли на том, чтобы Майкл Бэй переснял некоторые эпизоды, сделав их «реалистичнее».
Мама дорогая. Этот фильм мог быть ЕЩЕ БОЛЕЕ идиотским???
|